ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЖИВОТНЫХ РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН ПОСРЕДСТВОМ ИКТ
1.1 Характеристика ИКТ как средства формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Содержание представлений о животных различных климатических зон, специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О ЖИВОТНЫХ РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ ЗОН ПОСРЕДСТВОМ ИКТ
1.1 Характеристика ИКТ как средства формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста
Экологические представления – это представления о природе и взаимодействии человека с природой. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности. С. Н. Николаева отмечает, что «экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды» [6].
В своей работе автор отмечает, что «формирование экологических представлений – необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя» [6].
Приведем несколько примеров экологических представлений:
- представления о взаимосвязи живых организмов с определенной средой обитания;
- представления о зависимости и взаимозависимости элементов в экологических системах, пищевых цепях;
- представления о балансе в природе;
- представления о смысле природы в жизни человека и о роли человека в природе [1].
1.2 Содержание представлений о животных различных климатических зон, специфика их формирования у детей старшего дошкольного возраста
Представление о животных разных климатических зон – это информация о взаимоотношениях животных с окружающей средой, их адаптации к ней. Специфика формирования представлений о животных должна заключаться в выделении таких явлений из жизни животных, которые понятны детям разного возраста. Установлено, что дошкольники понимают зависимость жизни животных от факторов окружающей среды.
Формирование экологических представлений является необходимым условием развития такого отношения к животному миру, которое является эмоционально эффективным по своей природе и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности творить вокруг себя [2].
Формирование системы представлений о животных - часть интеллектуального развития детей. При этом под интеллектуальным развитием детей следует понимать мыслительные способности, рациональные знания ребенка, определяющие его деятельность. Развитию логического мышления у детей способствует умение наблюдать, развивающееся в процессе познания природы, а также посильная практическая исследовательская деятельность. Активизации умственной деятельности детей способствует сопоставлению изучаемых предметов животного мира, выявлению в них сходных и отличительных черт. Существует прямая связь между проблемой формирования представлений о животных и проблемой развития мышления.
В процессе формирования представлений о животных различных климатических зон дошкольник расширяет свои представления о животном мире, начинает осваивать причинно-следственные, пространственные и временные отношения, позволяющие связать отдельные представления в целостную картину. Ребенок узнает, что природа на планете Земля отличается огромным разнообразием форм жизни. Повсюду растут всевозможные растения, а многие животные живут в самых разных условиях.
1. Бобылёва, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Л. Бобылёва, О. Бобылёва // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 4. – С.38-43.
2. Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ [Текст] / О.Ф. Горбатенко. – Воронеж: Учитель, 2007. – 195 с.
3. Зебзеева, В.А. Особенности знаний дошкольников о многообразии животного мира [Текст] / В.И Зебзеева. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет, 2010. – 108 с.
4. Иоганзен, П.Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. – 2012. – № 14. – С. 17-18.
5. Мисякова, Л. В. Экологическое воспитание дошкольника [Текст] / Л. В. Мисякова // Инновационные педагогические технологии: материалы 75 III Междунар. науч. конф., Казань, октябрь 2015г. / гл. ред Г. Д. Ахметова.– Казань: Бук, 2015. – С. 67-69.
6. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание в детском саду [Текст] : история становления и универсал. статус в соврем. образовании / С. Н. Николаева // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1. – С. 36-44.
7. Охапкина, Л. В. Информационные технологии в дошкольной образовательной организации / Л. В. Охапкина, В. Б. Помелов // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 238-240.
8. Прохорова, О. А. Использование информационно-коммуникативных технологий в образовательной организации [Текст] / О. А. Прохорова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : материалы IX Междунар. науч.-практ. конф., 6-7 апр. 2016 г., Пушкино / под общ. ред. Г. П. Новиковой. – М., 2016. – С. 464-470.
9. Рыжова, Н. А. Что у нас под ногами: Блок занятий «Песок. Глина. Камни» [Текст] / Н.А. Рыжова. – М.: "КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА", 2005. – 224 с.
10. Юрченко, Л. И. Экологическая культура в контексте экологической безопасности: монография / Л. И. Юрченко. – СПб.: ПИТЕР, 2008. – 296 с.