ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
1.2 Особенности проведения физкультурных занятий с детьми старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ХОККЕЯ С ШАЙБОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современные ученые и практики рассматривают систему физического воспитания детей дошкольного возраста как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающих реализацию права каждого ребенка на непрерывное и полноценное физическое развитие.
Преподавание элементов спортивных игр осуществляется в детском саду. Однако фактический уровень их освоения не соответствует требованиям программы и возрастным возможностям детей старшего возраста: более половины детей старшего дошкольного возраста не знакомы с элементами игр.
Таким образом, возникла проблема поиска путей физического и духовного оздоровления детей дошкольного возраста, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению, так как жизненно необходимо быть подвижным, сильным, мужественным. Это способствует игровым формам организации двигательной активности детей на свежем воздухе, и в частности, играм с элементами хоккея.
По мнению некоторых психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Двигательные игры – первая форма деятельности, доступная дошкольникам, которая включает в себя сознательное воспроизведение двигательных навыков. Спортивные игры наивысший уровень двигательных игр. Движение игры с элементами хоккея как вид деятельности, как правило, связано с изменением условий выполнения тех или иных видов деятельности, поэтому большинство таких игр связано с проявлением двигательных способностей: скорость и сила, координация, требующая выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, игры с элементами хоккея позволяют ребенку овладеть разнообразными достаточно сложными видами действий, проявить самостоятельность, активность, сформировать позитивные взаимоотношения, служат полезным инструментом для активного отдыха.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анатомо-физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Возрастной период ребенка старшего дошкольного возраста характеризуется шестью, семью годами и имеет свои возрастные особенности. В возрасте, который мы изучаем, дошкольник имеет интенсивное развитие физической, интеллектуальной, нравственной и эмоциональной сфер личности. Ребенок старшего дошкольного возраста начинает активно заниматься различными видами деятельности, что способствует появлению и развитию его новых качеств и потребностей. Естественной потребностью ребенка старшего дошкольного возраста является потребность в высокой двигательной активности. Учитывая это, необходимо диверсифицировать формы моторных действий.
Формирование двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при активном участии познавательной деятельности и сознания. Эффективность обучения зависит от заинтересованности ребят, соответствия методики обучения возрастным особенностям восприятия ребенком двигательных действий, с последующей их обработкой в понимание. Создание оптимального фона для двигательной активности детей определяет успешность освоения ими новых движений. Применение различных методов активизации внимания, особенно психологически позитивно окрашенных, способствует созданию оптимальной возбудимости центральной нервной системы. Не рекомендуется специалистами и учеными осваивать сложные движения в состоянии усталости [4, с. 67].
Анатомические и физиологические особенности строения тела детей старшего дошкольного возраста сопровождаются заметно выраженными пропорциями тела, поэтому руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Установлено, что у детей старшего дошкольного возраста длина туловища увеличивается в 2 раза, длина рук – более чем в 2,5 раза, длина ног – почти в 3 раза. Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Ребенок сначала развивает мышцы таза и ног, а затем, в возрасте старшего дошкольника, мышцы рук. Из-за этого увеличивается сила мышц, дети еще долго не могут выполнять физические упражнения, так как мышцы быстро устают.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ХОККЕЯ С ШАЙБОЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Хоккей – это спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, которая достигается за счет специальных и непрерывных тренировок. Акцент должен делаться не на специальной подготовке, а на создании общих предпосылок для успешного преподавания спортивных игр в школе. Хоккейная подготовка способствует развитию ловкости, маневренности, координации движений, моторных реакций, ориентации в пространстве. Игры с мячом развивают соответствующие навыки поведения в команде, способствуют развитию дружеских отношений, основанных на сотрудничестве и взаимопомощи. Они требуют выносливости, решительности, мужества [22, с. 99].
Дети учатся контролировать свои движения в различных условиях и в различных игровых ситуациях. Движимая игра в хоккей требует определенной нагрузки на мыслительную деятельность детей: анализирует ситуацию, принимает решения, соответствующие ситуации, предвосхищает возможные действия противника. Хоккейная игра – это командная игра, совместные действия игроков обусловлены общей целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, броски, осуществляется в изначально задуманных комбинациях, проводимых с противостоянием партнеров по игре. Игра в хоккей отличается от игр в движении большей определенностью. Состав команд ограничен определенным количеством участников, а продолжительность игры – определенным временем. Установлены правила, которые определяют точность моторных действий, выполняемых с участием судьи. Надлежащая маркировка игровой площадки, соответствующее оборудование и инструменты являются обязательными [3, с. 15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анатомические и физиологические особенности строения тела детей старшего дошкольного возраста сопровождаются заметно выраженными пропорциями тела. В более старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, равновесие, сопротивляемость нервным процессам, накапливается запас здоровья: снижается частота заболеваний, они протекают относительно легко, часто без осложнений. Однако дети все равно быстро устают, а в случае перегрузки происходит защитное торможение. Поэтому одним из основных условий эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является учет их возрастных особенностей.
Классы физической культуры являются основной формой организованной физической культуры для детей старшего дошкольного возраста. Во время занятий физкультурой формируются навыки основных движений – ходьба, бег, скалолазание, прыжки, метание с постепенным увеличением их сложности и качественных характеристик с младшего до старшего возраста. Принятые критерии используются для оценки физкультурной деятельности. Продолжительность каждой части урока зависит от конкретного материала в программе, возраста, физической подготовки детей и условий. Во время занятий физкультурой тактика воспитателя должна быть различной для детей с учетом их индивидуальных особенностей, возраста и типологических особенностей высшей нервной деятельности. Эффективность занятий в немалой степени определяется применяемыми методическими приемами. Если в обычном режиме дети предпочитают спокойные игры, мало используют спортивный инвентарь, то под влиянием дополнительных видов деятельности свободная деятельность детей насыщается упражнениями с активным использованием инвентаря. Физические упражнения представляют собой комплекс различных средств, способствующих гармоничному развитию человека. Что касается детей старшего дошкольного возраста, то физическая культура предусматривает выполнение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих задач – воспитательной, образовательной и оздоровительной.
1. Адашкявичене, Э.Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада / Э.Й. Адашкявичене. – М.: Просвещение, 2002. – 159 с.
2. Безносиков, И.Я. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. / И.Я Безносиков. – Мн.: Четыре четверти , 1998. – 66 с.
3. Бланин, А.А. Становление физических качеств дошкольников в зависимости от их двигательной активности и соматотипа. Автореферат диссертации на соискание учебной степени кондидата пед. Наук. МГАФК Малаховка, 2000. – 21 с.
4. Бочарова, Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. Программно-методический комплекс / Н.И. Бочарова. – М.: Издательство: Центр педагогического образования, 2007. – 89 с.
5. Волошина, Л.Н. Играйте на здоровье / Л.Н. Волошина. – М.: Аркти, 2004. – 144 с.
6. Горькова, Л.Г. Занятия физической культурой в ДОУ: Основные виды, сценарии занятий. Развитие креативности дошкольников / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. – М.: Издательство: 5 ЗА ЗНАНИЯ, 2007. – 153 с.
7. Гришин, В.Г. Игры с мячом и ракеткой / В.Г. Гришин. – М.: Просвещение, 2000. – 68 с.
8. Казина, О.Б. Веселая физкультура для детей и их родителей. Занятия, развлечения, праздники, походы / О.Б. Казина. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2005. – 140 с.
9. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2006. – 272 с.
10. Кенеман, А.В. Семинарские, лабораторные и практические занятия по курсу Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста / А.В. Кенеман. – М: Просвещение, 2005. – 144 с.
11. Коряковский, И.М. Теория ФВ: учебник для средних физкультурно- учебных заведений. – М.: Издательство «Физкультура и спорт», 2008. – 271 с.
12. Кудрявцев, В.Т. Развивающая педагогика оздоровления / В.Т. Кудрявцев, Б.Б. Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 259 с.
13. Мащенко, М.В. Физическая культура дошкольника / М.В. Мащенко, В.А. Шишкина. – Мн.: Ураджай, 2000. – 156 с.
14. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. ДЕТСТВО-ПРЕСС Санкт-Петербург, 2011. – 599 с.
15. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду / Т.И. Осокина. – М.: Просвещение, 2006. –304 с.
16. Рунова, М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мозаика-синтез, 2004. – 304 с.
17. Панкратьев, Е.И. Педагогические проблемы физического воспитания детей дошкольного возраста. / Е.И. Панкратьев // Теория и практика физической культуры. – 2010. – №11. – С. 23-28.
18. Спутник руководителя физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С.О. Филипповой. – С.-П.: Детство-ПРЕСС, 2005. – 256 с.
19. Степаненкова, Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 96 с.
20. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. / А.Г. Сухарев – М., 2011. – 257 с.
21. Тарасова, Т.А. Контроль физического воспитания детей дошкольного возраста. / Т.А. Тарасова. – М.: «ТЦ Сфера», 2005. –176 с.
22. Утробина, К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты нетрадиционных занятий и развлечений в спортивном зале: Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре / К.К. Утробина. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003. – 128 с.
23. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Автор-составитель О.Н. Моргунова. – ТЦ Учитель, 2005. – 137 с.
24. Физкультурно-оздоровительная работа детского сада в контексте новых федеральных требований / под общей ред. Н.В. Микляевой. – М.: УЦ «Перспектива», 2011. –152 с.
25. Фомина, А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду / А.И. Фомина. – М.: Просвещение, 2004. – 159 с.
26. Фролова, А. Региональные компонент в физвоспитании старших дошкольников / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 3. – С. 37.