Введение
1 Теоретические аспекты организации воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и специфика культуры общения старших дошкольников в современной педагогике
1.2 Особенности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2 Практической исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Методика организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Анализ эффективности методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Современное общество выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придаётся проблеме воспитания культуры общения детей. Существует множество определений понятия «культура общения». Культура общения – предусматривает выполнение ребёнком норм при общении с взрослым и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Решением данной проблемы является – формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Общение выполняет многообразные функции в жизни ребенка – это познание самого себя и окружающего, возникновение и построение межличностных отношений и т.д. Основной и первоначальной является коммуникативно – связующая функция. Целью общения является формирование разносторонней гармоничной личности. Так как одной из важных частей культуры общения является закрепление форм нравственного поведения, превращение их в привычку, поэтому воспитывать культуру общения дошкольников необходимо на основе положительно-эмоционального отношения ребёнка как к своим действиям и поступкам, так и к поступкам окружающих.
1 Теоретические аспекты организации воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие и специфика культуры общения старших дошкольников в современной педагогике
Одним из важнейших факторов формирования личности является коммуникация или общение. Идеи о том, что коммуникация играет важную роль в формировании личности, получили развитие в работе таких отечественных педагогов как: В. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, А. Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др.
Общение можно рассматривать с точки зрения различных социальных и гуманитарных наук. Таким образом, в социологии это понимается как способ переживать внутренние события или поддерживать status quo социальной структуры общества – поскольку такие события в целом предполагают диалектическое взаимодействие индивида и общества, невозможное без общения. В марксистской философии это понимается как процесс трансформации социальных отношений из виртуальной формы в реальную «эффективную» форму, осуществляемый в определенных обстоятельствах. Здесь это понимается и как процесс (актуализация), и как условие (метод актуализации). Таким образом, в рамках этой философской концепции вся социальная деятельность в определенном смысле является коммуникацией.
С педагогической точки зрения (А.А. Леонтьев), общение понимается как процесс установления и поддержания добровольных контактов, прямых или косвенных, между лицами, так или иначе связанными психологически [14, с.20]. Реализация этого контакта позволяет либо изменить ход совместной деятельности путем координации «индивидуальной» деятельности по определенным параметрам, либо, напротив, распределить функции (социально ориентированная коммуникация), либо оказать целенаправленное воздействие на формирование или изменение личности в процессе коллективной или «индивидуальной», но социально опосредованной деятельности (социально ориентированная коммуникация). Более простое определение дает М.И. Лисина: коммуникация – это взаимодействие 2 или более людей, направленное на координацию и объединение усилий с целью установления отношений и достижения общего результата [10, с. 168].
2 Практической исследование методов воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Выявление уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста
При осуществлении мероприятия по выявлению уровня и формированию культуры общения у детей дошкольного возраста, необходимо соблюдать выполнение следующих задач:
– анализ педагогическо-воспитательных условий в дошкольном учреждении;
– выявление уровня осознанности детей, связанной непосредственно с представлениями о культуре общения;
– осуществление проекта по ознакомлению дошкольников с правилами культуры общения;
– определение уровня эффективности воспитательной работы при использовании группового ролево-игрового метода проекта в формировании навыков культурного общения.
База исследования: ГУО
Выборка: в исследовании приняли участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Дети для проведения исследования были поделены на две группы:
- экспериментальная группа: 13 детей;
- контрольная группа: 13 детей.
Заключение
Общение представляет собой многоаспектный процесс развития контактов между людьми, порождаемый необходимостью проведения общих мероприятий. Коммуникация предполагает обмен информацией между участниками, который можно охарактеризовать как коммуникативную сторону общения. Второй аспект общения – это взаимодействие коммуникаторов – обмен в процессе не только словами, но и действиями, делами. Наконец, третий аспект коммуникации касается восприятия коммуникации между людьми. Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений, включенных в нее людей.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
1. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики. / А.С. Белкин. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
2. Богуславская, Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка) / Н.А. Богуславская. – Екатеринбург: «АРГО», 2009. – 84 с.
3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Педагогика, 2016. – 356 с.
4. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика / Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 1997. – 232 с.
5. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. – М.: Академия, 2018. – 289 с.
6. Ветрова, В.В. Ребенок учится говорить / В.В. Ветрова, Е.О. Смирнова. – М.: Знание, 1988. – 94 с.
7. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик. – М.: Академия, 2014. – 278 с.
8. Выготский, Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 2011. – №2. – С. 112–115.
9. Гараева, Г. Условия формирования культуры речевого общения у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: http://www.maam.ru/detskijsad/uslovija–formirovanija–kultury–rechevogoobschenija –u– detei–doshkolnogo–vozrasta.html.
10. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в средней группе / В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. – 2000. – №3. – с. 78–80.
11. Глинка, Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно / Г.А. Глинка. – СПб.; М.; Харьков, Минск: Питер, 1998. – 221 с.
12. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова// Дошкольное воспитание. – 2000. – №12. – с. 91–93.
13. Детская речь и пути ее совершенствования. Сб. науч. трудов. – Свердловск: СГПИ, 1989. – 109 с.
14. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Современность, 1999. – 363 с.
15. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О.М. Казарцева.– 2–е изд.– М.: Флинта; Наука, 2003. – 496 с.
16. Курочкина, Н.А. Знакомство с натюрмортом / Н.А. Курочкина. – М.: Детство–Пресс, 2006. –112 с.
17. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе / Л.И. Островской, Г.И. Капчеля. – Кишинев: ШТИИНЦА, 1987. – 196 с.
18. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской; вступительная статья А. Г. Рузской. – 2–е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с.
19. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – 2–е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.
20. Малетина, Н.С. Развитие речевого общения дошкольников / Н.С. Малетина. – Нижневартовск: НГГУ, 2015. – 184 с.
21. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Педагогика, 2015. – 321 с.
22. Программа и методика развития речи детей дошкольного возраста в детском саду / Автор-составитель Ушакова О. С. – М.: АПО, 1994. – 63 с.
23. Склярова, Т.В. Возрастная педагогика и психология: учеб. пособие для студентов пед. вузов / Т.В. Склярова, О.Л. Янушкявичене; Православ. Свято–Тихон. Богосл. Ин-т, Центр пед. исслед. «Покров». – М.: Покров, 2004. – 143 с.
24. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками / Е.О. Смирнова. – М.: МозаикаСинтез, 2012. – 34 с.
25. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста): пособие для воспитателя детского сада. / Е.И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – изд. 5–е. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
26. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 216 с.
27. Яшина, В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Яшина, М. М. Алексеева; под общ. ред. В. И. Яшиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – Серия: Бакалавриат. – М.: Академия, 2013. – 448 с.