ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Специфика эмпатии к сверстникам у старших дошкольников
1.2 Сказкотерапия как средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
2.3 Программа формирования эмпатии средствами сказкотерапии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Наше общество требует взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где к человеку относятся как к индивидуальности. Развитие эмоциональной стороны в отношениях «человек-человек» приобретает особую актуальность, поэтому перестройка человеческих взаимоотношений происходит в процессе утверждения новых ценностей. Основная идея гуманизма заключается в том, что человек является наивысшей ценностью. По мере того, как личность все глубже познает себя, свою индивидуальность, она становиться более чувствительной и способной принять уникальность других. Следовательно, развитие эмпатии сопровождает личностный рост и становится одним из его ведущих признаков.
Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Современная психолого-педагогическая теория и практика уделяет большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими переживаниями и чувствами (Е.В. Бондаревская).
Психологи различных направлений выделяют аффективный, когнитивный и поведенческий аспекты эмпатического взаимодействия.
С. Маркус рассматривает эмпатию как взаимодействие эмоциональных, познавательных способностей индивида познавать внутренний мир другого человека. Эмпатия осуществляется через акты интроекции, проекции и идентификации.
Развитие эмпатии обусловлено системой воспитательных воздействий и социальными влияниями (Д. Аронфрид, Э. Бордин, Г. Гофман, С. Ирвинг, Л. Мерфи, Ч. Паскаль, Э. Ролингс, Ч. Рош, Р. Хогэни др.).
Проблема изучения эмпатии как в зарубежных, так и в отечественных исследованиях имеет два подхода и рассматривается в связи с эстетическими и нравственными чувствами (Т.П. Гаврилова, А.А. Бодалев, А.Д. Кошелева, Г.И. Ефремова, К. Роджерс, Я.З. Неверович, и др.), и как один из аспектов человеческих отношений (А.Д. Кошелева, Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, Е.Ф. Субботский, Ю.А. Менджерицкая, О.И. Цветкова, К. Роджерс и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Специфика эмпатии к сверстникам у старших дошкольников
Период дошкольного детства представляет собой этап определенной социальной и эмоциональной чувствительности, которая определяет особенности познания ребенком окружающего мира. Основными задачами, которые решают дети являются такие как общение с другими людьми и овладение особенностями человеческих отношений.
Деятельность взрослых в рамках воспитания эмоциональной культуры детей, в частности формирования определенной познавательной активности направлена на оптимизацию человеческих взаимоотношений. Однако, часто встречаются такие моменты как жестокость и безразличие со стороны взрослых, что в свою очередь оказывает влияние на процесс формирования определенного типа эмоционального поведения ребенка .По этой причине, возникает необходимость в определении особенностей развития эмпатии к сверстникам у детей дошкольного возраста.
Поведение ребенка в рамках дошкольного возраста происходит в рамках определенных изменений. В данном возрастном периоде большое значение имеют определенные мотивы поведения, которые выражают отношение ребенка к другим людям. Мотивационная сфера развивается и формируется на протяжении всего периода дошкольного возраста и определяет особенности нравственного поведения и определенных форм поведения.
Козлов, Э.П. считает, что в то время как к ребенку отношение формируется положительно, признаются его права и интересы, когда ребенок чувствует себя эмоционально благополучным, только тогда возможно провести основы эмоциональной и нравственной культуры, которая определяет особенные пути формирования и развития у детей оптимальных путей отзывчивости и гуманности [14, с.25].
В настоящее время в психологии нет общепринятого понятия эмпатии. Среди исследователей существуют значительные различия в толковании и интерпретации этого понятия. Поэтому необходимо проанализировать и систематизировать существующие подходы к определению эмпатии, описать ее структуру и механизмы формирования.
Современный словарь русского языка указывает на то, что эмпатия представляет собой способность принимать на себя чужое эмоциональное состояние и сопереживать.
В психологической литературе, в частности в представлениях И.С. Кона, понятие эмпатии получило широкое распространение в начале 50–х годов XX века. Первоначальное значение этого термина было буквальным, оно означало процесс ощущения, т.е. эмоционального проникновения в состояние другого [15, с.145].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Экспериментальная работа осуществлялась на базе детского сада________. В эксперименте участвовало 20 детей 5-6 лет.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
На основании исследовании Л.П. Стрелковой [21], В.В. Абраменковой [1], Т.П. Гавриловой [5] и др., мы выделили следующие показатели уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста:
– уровень восприятия и понимания дошкольниками эмоционального состояния изображенного человека;
– уровень понимания ребенком эмоционального состояния другого;
– наличие интереса и внимания к экспрессии и эмоциям
– изображенного человека;
– уровень знаний об эмоциональном состоянии другого человека.
Для исследования уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
– методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина);
– методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина);
– методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина).
Методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина).
Цель: определить у детей уровень понимания эмоционального состояния изображенного человека.
Содержание: ребенку предлагалось вообразить ситуацию, соответствующую состоянию человека, или подобрать из двух-трех предложенных взрослым вербальных ситуаций ту, которая в наибольшей мере соответствовала бы переживанию изображенного человека («Что случилось с этим человеком?» или «Как ты думаешь, этот малыш услышал, как кто-то громко и страшно зарычал или же он увидел заводную обезьянку, которая на перекладине кувыркается?» и т.п.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование эмпатии к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста происходит в рамках определенного уровня развития эмоционально–волевой сферы, согласно которой у ребенка в определенной степени должно быть сформировано нравственное и моральное начало. Отношение к другому ребенку выступает как часть самореализации дошкольника, возможность проявить его основные моральные и нравственные качества.
В старшем дошкольном возрасте сказки играют не меньшую роль в воспитании ребёнка. В этом возрасте ребёнок способен устанавливать причинно-следственные связи, поэтому можно подбирать длинные, богатые по содержанию сказки, состоящие из нескольких глав. Такие сказки можно растянуть на длительный период времени. Они несут не только воспитательное значение, но и развивают речь, мышление, внимание и память ребёнка. При чтении таких сказок важно напоминать краткое содержание предыдущих глав. В дошкольном возрасте благодаря художественной литературе, можно сформировать морально нравственные нормы. В художественном произведении встречаются такие жизненные ситуации, которые ребенку не известны, но благодаря сюжету, он вместе с главным героем проживает их и проходит через трудности.
Цель констатирующего этапа исследования – выявить уровень развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.
Для исследования уровня развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста использовались следующие методики:
– методика «Подбор вербального описания ситуации к воспринимаемому эмоциональному состоянию изображенного человека» (А.М. Щетинина);
– методика «Вербальная фиксация признаков экспрессии с опорой на изображение» (А.М. Щетинина);
– методика «Подбор изображения к вербальному описанию ситуации» (А.М. Щетинина).
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что в группе преобладает высокий уровень развития эмпатии у 9 детей (45%). Средний уровень развития эмпатии имеют 7 ребят (35%). Низкий уровень развития эмпатии имеют 4 ребенка (20%).
1. Абраменкова, В.В. Совместная деятельность школьников как условие гуманного отношения к сверстникам / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 60-70.
2. Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили. – М., 2003. – 464 с.
3. Венгер, А.Л. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста / А.Л. Венгер. – М., 2008. – 78 с.
4. Выготский, Л.С. Учение об эмоциях / Л.С. Выготский. – М., 2012. – 318 c.
5. Гаврилова, Т.П. О воспитании нравственных чувств / Т.П. Гаврилова. – М., 2004. – 80 с.
6. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 23 с.
7. Дыбина, О.В. Формирование творчества у детей дошкольного творчества в процессе ознакомления с предметным миром / О.В. Дыбина. – М.: Московский государственный открытый педагогический университет им. М.А. Шолохова, 2012. – 36 с.
8. Запорожец, A.B. Взаимосвязь развития когнитивных и эмоциональных процессов у детей / А.В. Запорожец // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. – 1986. – С. 123-125.
9. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения / А.В. Запорожец. – М., 2006. – Т.1. – 66 с.
10. Захаров, А.И. Эмоциональный мир дошкольника / А.И. Захаров. – М., 2008. – 127 с.
11. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание. Воспитание! / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. – М.: «Новая школа», 2006 – 157 с.
12. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М. : Педагогика, 2002. – 143 с.
13. Княжева, И.А. Педагогические условия воспитания и развития милосердия у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru.
14. Козлов, Э.П. Азбука нравственности [Текст]/ Э.П. Козлов, В. Петрова, И. Хомякова // Воспитание школьников. – 2004-2007. – № 1-9. – С. 25
15. Кон, И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. – М.: Наука, 2008. – 269с.
16. Кульчинская, Е.И. Воспитание чувств детей в семье / Е.И. Кульчинская. – Киев: Радянська школа, 2003. – 120 с.
17. Мосолов, В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) / В.А. Мосолов. – СПб: Питер, 2016. – 52 с.
18. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И.Ф. Мулько. – М.: Академия, 2014. – 96 с.
19. Некрута, В. А. Развитие понятия «эмпатия»: теоретический аспект / Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 21 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. – Минск: Четыре четверти, 2019. – 268 с.
20. Стишенок, И. В. Сказкотерапия как метод гармонизации эмоциональной сферы учащихся / Исторические и психолого-педагогические науки : сб. науч. статей. – Минск : РИВШ, 2019. – С. 380-386.
21. Стрелкова, Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Л.П. Стрелкова. – М., 2008. – 24 с.
22. Теплов, Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания / Б.М. Теплов. – М. : Педагогика, 2000. – 396 с.
23. Эльконин, Д.Б. Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста / Д.Б. Эльконин. – М., 2008. – 238 с.