ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРУШКАМ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
1.1 Теоретические подходы к формированию интересов у дошкольников
1.2 Виды игрушек, их назначение и использование детьми в игре
1.3 Психолого-педагогическая литература о влиянии современных игрушек на психическое развитие детей
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРУШКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика ассортимента игрушек в семье и детском саду
2.2 Изучение проявления интереса к игрушкам у детей старшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Благодаря игре происходит воспитание и развитие личности ребенка. В игре происходит социализация ребенка, усвоение общественного опыта. Воспитательное значение игры во многом зависит от мастерства педагога, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения игровой деятельности.
Главным средством в игре ребенка старшего дошкольного возраста является игрушка. Она отвечает потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях, помогает осуществить свой замысел, войти в роль, делает его действия реальными.
Исследование проблемы взаимодействия игрушек и детей чрезвычайно актуально с психологической точки зрения и было показано во многих исследованиях отечественных и зарубежных авторов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкина, Е.А. Стребелева, Ж. Пиаже, Г.Л. Лэндрет и другие). Эти исследования охватывает широкий круг проблем, от разработки научных и теоретических основ до разработки развивающих игр и игрушек в различных областях психофизического развития ребенка.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ИГРУШКАМ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА
1.1 Теоретические особенности к формированию интересов у дошкольников
Интерес – самая распространенная положительная эмоция. Это чрезвычайно важная форма мотивации для развития знаний, навыков и интеллекта.
Интерес – единственная мотивация, которая обычно поддерживает вашу повседневную работу. Распространенной причиной возникновения интересующих эмоций являются воображаемые образы, генерируемые человеком и связанные с достижением целей, поставленных им [25, с. 145].
В психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению интереса это:
– проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [18];
– активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [15];
– специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев) [9].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРУШКАМ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Характеристика ассортимента игрушек в семье и детском саду
Цель исследования состоит изучении особенностей проявления интереса детей старшего дошкольного возраста к игрушкам в детском саду и дома.
На подготовительном этапе был проведен обзор литературы, исследований, а также тематически близких к данному исследованию работ, что позволило определить проблему и подобрать методы исследования.
На основном этапе в соответствии с анализом научных данных было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей проявления интереса детей старшего дошкольного возраста к игрушкам в детском саду и дома.
На заключительном этапе полученные данные были подвергнуты количественной и качественной обработке, анализу и интерпретации.
База исследования:
Выборка исследования: 15 детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет, а также их родители (отцы и матери).
Для проведения эмпирического исследования использовались следующие методы: анализ литературы по теме, анкетирование родителей, опрос детей старшего дошкольного возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес – единственная мотивация, которая обычно поддерживает вашу повседневную работу. Распространенной причиной возникновения интересующих эмоций являются воображаемые образы, генерируемые человеком и связанные с достижением целей, поставленных им. Есть несколько направлений определения интереса. Первое направление – аксологическое, второе – аттитюдное, третье направление – векторное. Но есть и однозначные определения: интерес – это форма выражения познавательной потребности, обеспечивающая ориентацию личности.
В современной педагогике игрушки принято делить по видам детских игр. Это деление является приблизительным, поскольку почти все игрушки имеют разные функции (дидактические, развлекательные и т.д.), которые позволяют использовать одну и ту же игрушку в разных видах игр. Выделяют следующие виды игрушек: игрушки для подвижных и спортивных игр, для сюжетно-ролевых игр, для дидактических игр, для строительно-конструкторских игр, театральные игрушки, музыкальные игрушки и игрушки-забавы.
Наличие взаимосвязи между характером ведущей деятельности ребенка в разные периоды онтогенеза и необходимых для ее осуществления игрушек (предметов- заместителей). С одной стороны, игротека ребенка должна учитывать психолого-педагогические аспекты его развития и формирования, а с другой – быть сориентированной на «зону его ближайшего развития».
1. Абдулаева Е.А. Развивающий потенциал динамических игрушек / Е.А. Абдулаева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017 – № 5 (77). – С. 36-45.
2. Амелькина В.Л. Влияние современных игрушек на развитие личности детей / В.Л. Амелькина, Е.В. Колтыгина // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: материалы междунар. науч.-практ. конф.( Барнаул, 02-03 ноября 2017 г.) / под общ. ред. Л.А. Никитиной – 2017. – С. 33-43.
3. Большой толковый психологический словарь. Под ред. А. Ребера. –М.:Веге-Аст. 2011. – 687 c.
4. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
5. Вопросы развития познавательных интересов учащихся в процессе обучения / Под общей ред. Д.К. Гилева. – Свердловск, 2010. – 143 с.
6. Герасимова С.Л. Роль игрушки в жизни ребёнка / С.Л. Герасимова // Наука и образование сегодня. – 2020. – № 1 (48). – С. 64-65.
7. Ибрагимова М.И. Влияние игрушки на эмоциональное развитие дошкольников / М. И. Ибрагимова, О.В. Гончарова //Актуальные вопросы в науке и практике : сб. статей по материалам III междунар. науч.-практ. конф.: в 4-х ч. (Казань, 04 ноября 2017 г.). – Казань, 2017. – С. 140-145.
8. Игрушки : Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек / Л. Г. Оршанский, проф. Педагогич. ин-та им. Герцена. – Москва, 2003. – 155 с.
9. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Наука, 2008. – 192 с.
10. Леонтьев А.Н. Современная психология / ред. А.В. Запорожец. – М.: Московский Университет, 2019. – 288 c.
11. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 2001. – 415 с.
12. Манасеина М.М. Сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста / М.М. Манасеина // Дошкольное воспитание. – 2018. – №7. – с. 31-35.
13. Манукян С.П. Актуальные проблемы современной педагогики / С.П. Манукян // Образование: исследовано в мире. – Самиздат, 2003. – 260 c.
14. Маскаева Е.Ю. Нравственное развитие дошкольников в процессе игры с куклой / Е.Ю. Маскаева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 1. – С. 71-78.
15. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н.Г. Морозова. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 1991. – 224 с.
16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. – М.: Высшая школа, 2011. – 174 с.
17. Реан А.А. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. – СПб.: Питер, 2010. – 416 с.
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2009. – 720 с.
19. Семенова Т.А. Анализ педагогической ценности игрушек современных детей / Т.А. Семенова // Молодой ученый. – 2016. – № 7-6 (111). – С. 204-207.
20. Симонов В. Проблема формирования интереса в контексте решения образовательных задач в рамках вуза / В. Симонов. – СПб.: Питер, 2010. – 135 с.
21. Старцева А.В. Игрушка как средство общения и психического развития ребенка дошкольного возраста / А.В. Старцева, В.В. Захарюк // Вестник научных конференций. – 2017. – № 8-1 (24). – С. 121-122.
22. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. – М.: Педагогика, 2006. – 192 с.
23. Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения / Ф. Фрёбель ; пер. И.Д. Городецкий. – 2-е изд. – Москва : Книгоиздательство К. И. Тихомирова, 1913. – 359 с.
24. Ханова Т.Г. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, С.В. Хлебникова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-3. – С. 353-356.
25. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Г.И. Щукина. – М., 2004. – 192 с.
26. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 352 с.