ВВЕДЕНИЕ
1. Развитие речи детей средствами художественной литературы
1.1 Проблемы развития речи воспитанников УДО и пути их решения
1.2 Роль художественной литературы в развитии речи воспитанников
2. Организация работы по развитию речи ребенка средствами художественной литературы в процессе взаимодействия УДО и семьи
2.1 Диагностика уровня развития речи у воспитанников учреждений дошкольного образования
2.2 Применение разнообразных форм сотрудничества детского сада и семьи по вопросам развития речи детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из насущных, поскольку, вступая в третье тысячелетие, общество столкнулось с проблемой получения информации из общедоступных источников. В этом случае дети в первую очередь страдают, теряя связь с семейным чтением. Поэтому перед педагогами стоит проблема переосмысления ценностей системы образования, в частности системы дошкольного образования. И здесь первостепенное значение приобретает приобретение народного наследия, естественным образом знакомит ребенка с основами литературных произведений. По мнению В.А. Сухомлинского, «чтение книг – это путь, которым умелый, интеллигентный, мыслящий педагог находит путь к сердцу ребенка».
Проблема ознакомления дошкольников с художественной литературой как средством развития речи решается по ряду причин: во-первых, как показывает анализ практики приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, в воспитании детей дошкольного возраста знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме и касается только ее поверхностного слоя; во-вторых, существует общественная потребность в сохранении и передаче семейного чтения; в-третьих, образование детей дошкольного возраста с художественной литературой не только приносит им радостный, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.
В работе с детьми особое значение имеет обращение к литературе. Сочиненные из глубины веков потешки, песнопения, бормотания, лозунги, броские фразы, обороты и т.д., наилучшим образом раскрывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Фантастика развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции [1, с.33].
Ценность чтения художественной литературы состоит в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает эмоциональную связь с ребенком. Отношение к художественной литературе как к культурной ценности устного творчества является определяющим положением данной работы.
1. Развитие речи детей средствами художественной литературы
1.1 Проблемы развития речи воспитанников УДО и пути их решения
Речь – это великий дар природы, который дает людям широкие возможности для общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает им понять и формирует их взгляды и убеждения. Речь приносит человеку большую пользу в познании мира.
Но для возникновения и формирования речи природа дает человеку очень короткий срок – ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладываются основы письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребенка [2, с.11].
Любая задержка, любое нарушение в развитии речи ребенка отражается на его деятельности и поведении. Дети с нарушениями речи, осознавая свою неполноценность, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, их общение с другими людьми становится затруднительным.
Невозможно судить о начале личностного развития ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития. Формирование как личности в целом, так и всех психических процессов связано с развитием речи. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей является одной из важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных [3, с.54].
Ведь невмешательство в процесс формирования речи ребенка почти всегда приводит к задержке развития. Дефицит речи, зафиксированный в детстве, с большим трудом преодолевается в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из основных показателей готовности к обучению в школе.
Условия для успешного развития речи:
- Создание условий для развития речи у детей в общении со взрослыми и сверстниками.
- Освоение учителем правильной литературной речи.
- Обеспечение развития у детей звуковой культуры речи в соответствии с их возрастными особенностями.
- Создание условий для обогащения словарного запаса детей с учётом их возрастных особенностей.
2. Организация работы по развитию речи ребенка средствами художественной литературы в процессе взаимодействия УДО и семьи
2.1 Диагностика уровня развития речи у воспитанников учреждений дошкольного образования
База исследования: УДО «Детский сад №11» г. Витебска. В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Выборка составила 10 (67%) мальчиков и 5 (33%) девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке мальчиков, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: определить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи эмпирического исследования:
1. Изучить словарный запас детей старшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития лексико-грамматического строя речи.
3. Выделить уровень развития навыка словообразования.
4. Определение уровня развития связной речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что у детей дошкольного возраста есть определенные проблемы в рамках речевого развития, которые отражают такие аспекты как наличие скудного словарного запаса, односложная речь и наличие проблем в рамках диалогического взаимодействия. Основными методами решения данных проблем являются такие как применение форм художественной литературы, театральной деятельности, обучение пересказу и организация определенной предметно-пространственной среды учреждения образования.
Мы рассмотрели основные особенности художественной литературы как направленности развития речи детей дошкольного возраста. Подобранные художественные произведения должны соответствовать возрасту и интересам ребенка и формировать помимо речевой активности также морально-нравственную основу конкретного произведения, которое поможет сформировать у ребенка представление об окружающем мире.
С целью определения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста в учреждении дошкольного образования нами было проведено эмпирическое исследование, в рамках которого нами были применены 4 методики:
– изучение словаря;
– изучение уровня сформированности грамматического строя речи;
– изучения уровня словообразования;
– изучить особенности связной речи.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты: для детей старшего дошкольного возраста характерными являются такие особенности как преобладание среднего и высокого уровня компонентов речевого развития детей старшего дошкольного возраста. Мы видим, что наиболее высокие результаты для данной категории детей характерными являются такие особенности как развитие словаря, грамматического строя речи, связная речь. Наименее успешно удалось для детей данной категории словообразование, что указывает на необходимость работы с детьми в рамках данного направления.
1. Алексеева, М.М. «Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников» / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2008. – 289 с.
2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / В.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 159 с.
3. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада / А.Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2000. – 272 с.
4. Бородич, А.М. «Методика развития речи детей» / А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011.– 254 с.
5. Герасимова, А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 160 с.
6. Гербова, В.В. «Занятия по развитию речи с детьми» / В.В. Гербова. – М.: Просвещение, 2004. – 265 с.
7. Гурович, Л.М. «Ребенок и книга» Книга для воспитателя детского сада / Л.М. Гурович. – М.: Просвещение, 2002. – 265 с.
8. Гурович, Л.М. «Ребенок и книга» / Л.Б. Береговая. – М.: Академия, 2009. – 214 с.
9. Дунаев, Н.О. «Значение художественной литературы в формировании личности ребенка //Дошкольное воспитание. – 2007. – №6. – С.11-22.
10. Езикеева, В.А. «Рассматривание иллюстраций в книге» Система эстетического воспитания в детском саду / В.А. Езикеева. – М.: Академия, 2012. – 245 с.
11. Жигулева, А.М. «Пословица в развитии речи дошкольника» // Дошкольное воспитание – 2015. – №7 – С.10.
12. Запорожец, А.В. «Психология восприятия сказки ребенком – дошкольником» // Дошкольное воспитание. – 2008. – №9. – С.33-35.
13. Леонтьев, А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. – М.: Тарту, 2002. – 256 с.
14. Логинова, В.И. «Развитие речи детей дошкольного возраста» Пособие для воспитателя детского сада / А.И. Максаков. – М.: Просвещение, 2004. – 254 с.
15. Лямина, Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание. – 2006. – №4. – С. 105-112.
16. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Апрель-пресс, 2004. – 315 с.
17. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – 345 с.
18. Пичугина, Е.А. Речевые игры в группе и на прогулке // Воспитатель ДОУ. – 2008. – №6. – С. 52-54.
19. Развитие речи у детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2001. – 247 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2001. – 433 с.
21. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. – М.: Академия, 2004. – 215 с.
22. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 2010. – 278 с.
23. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное воспитание. – 2006. – №1. – С. 59-66.
24. Федоренко, Л.П. «Методика развития речи детей дошкольного возраста» / Л.П. Федоренко. – М.: Просвещение, 2007. – 265 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2000. – 348 с.