ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Произвольное и непроизвольное запоминание как научно-практическая проблема
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.3 Факторы влияния на непроизвольное и произвольное запоминание у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Этапы и методы исследования. Характеристика испытуемых
2.2 Результаты исследования произвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста
2.3 Результаты исследования непроизвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста
2.4 Интерпретация полученных результатов
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: изучение проблем развития детской памяти и процесса запоминания является чрезвычайно актуальным в настоящее время. Технический прогресс привел к тому, что современные дети вынуждены приспосабливаться к условиям взрослой, технологически насыщенной жизни намного быстрее, чем их сверстники 50 лет назад.
Психика ребенка в своем физиологическом развитии не может поспевать за тем объемом информации, который обрушивается на ребенка уже в раннем дошкольном возрасте. Важнейшей особенностью психики является то, что отражение внешних воздействий, оседая в сознании человека, постоянно используется в его дальнейшем поведении.
Образы внешнего мира не исчезают бесследно, а накапливаются в сознании, фиксируются и образуют различные связи. Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления определенного индивидуального опыта. Для того чтобы такой опыт не стал невыносимой нагрузкой для ребенка, крайне важно грамотно и своевременно дать ребенку механизм, позволяющий ему быстро и четко справляться с поступающей информацией, «сортировать» и использовать ее.
Память человека не является постоянной, а меняется в течение жизни. С раннего детства процесс развития памяти идет по нескольким направлениям. Во-первых, начинает действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (двигательная, моторная) память, которая постепенно дополняется и заменяется логической и образной. Во-вторых, произвольная память в конечном итоге трансформируется в опосредованную, связанную с активным и сознательным использованием различных мнемотехнических приемов и средств запоминания и воспроизводства. В-третьих, непроизвольная память, доминирующая в раннем детстве, сначала дополняется к концу дошкольного периода, а затем трансформируется в произвольную.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Произвольное и непроизвольное запоминание как научно-практическая проблема
Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит консолидация нового материала через связи с ранее приобретенным опытом. Основные условия продуктивности запоминания связаны с тем, происходит ли это в форме вынужденного или добровольного процесса [2, с.35].
Выделяют две формы памяти: произвольную и непроизвольную.
1. Непроизвольная память – это естественная память, не ставящая конкретных целей. Произвольная память показывает тесную связь между вниманием и памятью. То, что попадает в поле внимания, запоминается непроизвольно.
На непроизвольное запоминание влияет:
1. Необычность объектов.
2. Эффективное отношение к запоминаемому материалу.
3. Уровень мотивации
Бывают моменты, когда мотивация действует на степень силы запоминания; иногда, если деятельность завершена, материал запоминается так же сильно (или более сильно), как если бы деятельность завершена.
4. Степень эмоциональной окраски, сопровождающей работу с материалом [3, с.22].
Эксперименты однозначно не подтверждают того, что запоминается больше: с положительным или отрицательным потенциалом. Важна именно динамика эмоциональной окраски, а не положительная или отрицательная окраска эмоций.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО И НЕПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Этапы и методы исследования. Характеристика испытуемых
База исследования: ГУО «Детский сад № 10» г. Барановичи. В исследовании приняли участие 23 воспитанника старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Выборка составила 14 (61%) девочек и 9 (39%) мальчиков. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
1. На первом этапе исследования был произведен теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведен выбор методик, сформирована структура исследования.
2. На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
3. На третьем этапе исследования был проведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Методики исследования:
1. Методика «Изучение непроизвольного запоминания у дошкольников» (Приложение Б).
Инструкция: ребенку предлагается набор из 10 картинок. После предъявления картинок по одной, ребенку необходимо на вербальном уровне воспроизвести показанные картинки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ результатов исследования показал, что запоминание является одним из процессов памяти, который направлен на объединение предыдущего опыта и вновь обретенного. Необходимо различать произвольное и непроизвольное запоминание, которое отличается тем, что в первом случае имеется определенная целенаправленность.
Старший дошкольный возраст имеет отличительные ментальные возможности. Взаимоотношения между сверстниками являются более сложными и значимыми. Ведущим видом деятельности является игра. Основные изменения в деятельности, сознании дошкольника проявляются в умственных процессах: память, мышление, внимание, способность целенаправленно управлять своим поведением. Обучение и развитие в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно только тогда, когда оно происходит при поддержке игровой, творческой, продуктивной, конструктивной деятельности.
Рассматривая акты мышления как основу активной мнемонической деятельности, расширили и модифицировали выявленные ими методы мнемонической деятельности для формирования особенностей процесса запоминания. Такие техники, как классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемой информации, направлены на углубление понимания материала для его запоминания.
С целью определения соотношения уровня развития произвольного и непроизвольного запоминания у детей старшего дошкольного возраста, нами было проведено эмпирическое исследования при помощи методик «Изучение произвольного запоминания» и «Изучение непроизвольного запоминания». В ходе исследования нами были получены следующие результаты исследования:
Для детей старшего дошкольного возраста характерными являются такие особенности как преобладание среднего уровня развития данного направления процесса запоминания.
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: «Питер», 2001. – 339 с.
2. Блонский, П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. – СПб.: «Питер», 2001. – 288 с.
3. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие в процессе обучения. – М. – №11. – С. 22-24
4. Гатанова, Н.В. Развиваю память / Е.Г. Тунина. – СПб: «Питер», 2000. – 160 с.
5. Гиппенрейтер, Ю.Б. Основы психологии / Ю.Б. Гипенрейтер. – М.: 2008. – 156 с.
6. Зинченко, П.И. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов. – М.: Академия, 2009. – 243 с.
7. Зяблицева, М. Развитие памяти и воображения у детей: игры и упражнения / М. Зяблицева. – М.: Академия, 2005. –189 с.
8. Истомина, З.М. Развитие произвольного запоминания у дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / З.М. Истомина. – М.: Академия, 2011. – 176 с.
9. Крылов, А.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000. – 289 с.
10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости / В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
11. Курланд, М. Как улучшить память / М. Курланд. –М.: Академия, 2003. – 400 с.
12. Леонтьев, А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по психологии памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Академия, 2002. – 521с.
13. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти / А.Р. Лурия. – М.: 1994. – 132 с.
14. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр Академия, 1997.– 251-261 с.
15. Немов, Р.С. Общие основы психология / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 2004. – 534 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб, заведений / Р.С. Немов. — М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 651 с.
17. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 448 с.
18. Особенности психического развития детей 6–7летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер. – М.: Академия, 2008. – 216 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: ПИТЕР, 2000. – 344 с.
20. Слободчиков, В.И. Психология человека / Е.И. Исаев. – М.: Академия, 2005. – 245 с.
21. Смирнов, А.А. Проблемы психологии памяти / А.А. Смирнов. – М.: Просвещение, 2006. – 219 с.
22. Урунтаева, Т.А. Практикум по детской психологии / Ю.А. Афонькина. – М.: Просвещение, 2005. – 223 с.
23. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2010. – 138 с.