Введение
Глава 1. Теоретическое аспекты использования метода наблюдений в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
1.1 Психолого-педагогические основы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
1.2 Наблюдение как метод ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
Выводы по первой главе
Глава 2. Исследование эффективности использования метода наблюдения в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
2.1 Характеристика сформированности у детей среднего дошкольного возраста представлений о птицах
2.2 Разработка и организация циклов наблюдений за птицами в средней группе
2.3 Динамика сформированности представлений о птицах у детей среднего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Взаимоотношение человека с природой – актуальная проблема современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшиеся в результате интенсивной производственной деятельности, угрожают здоровью и жизни людей, особенно детей. Другая сторона проблемы – невысокий уровень экологической культуры, экологического сознания у большей части людей, породили потребительское отношение к природе. Несомненно, что это является следствием недостаточной воспитательной, образовательной работы, призванной формировать у населения правильное отношение к природе.
Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Как начальное звено, экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры личности человека.
По мнению С. Н. Николаевой ''Цель экологического воспитания детей дошкольного возраста – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания».
Таким образом, современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребенок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер. Дети, проживающие в городе, имеют ограниченные возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения, в том числе с птицами.
Птицы с давних пор являются одним из основных объектов живой природы программы дошкольного образования. Птицы представляют интерес не только детей, также взрослых, восхищение вызывало их пение, яркое оперение и способность к полету [31, с.112].
Птицы – доступные объекты для детей, их можно наблюдать в любое время года. На примере птиц дети изучают многообразие живых организмов в природе и их приспособления к изменениям условий окружающей среды.
Заметное влияние на исследование проблемы оказали труды С.Н. Николаевой, Н.А. Рыжовой, Л.Д. Бобылевой, В.И. Вересова, В.И. Ашикова и С.Г. Ашиковой, Т.А. Климовой, Н.А. Таранковой, Ж.Л. Васякиной и др.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в период детства происходит формирование основ экологической культуры личности. Очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Глава 1. Теоретическое аспекты использования метода наблюдений в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
1.1 Психолого-педагогические основы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
Экологически необразованный человек нарушает экологическое равновесие, уничтожает своими действиями редкие виды растений, насекомых, птиц и других животных. Поэтому столь важной проблемой является раннее приближение детей к миру природы, особенно к тем ее объектам, которые доступны для наблюдения, разговор о них, и даже взаимодействие с ними.
Известно, каким сложным и часто противоречивым бывает поведение маленького ребенка в природной среде: имея самые добрые намерения, дети тем не менее совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся им цветы, мучают – «ласкают» – котенка и др.). Живая природа воздействует на малыша, вызывая у него эмоциональный отклик. Но этой естественной, самопроизвольной основы недостаточно для воспитания гуманного отношения к объектам природы. Чтобы познание природы стало школой развития во взаимосвязи и взаимовлиянии различных чувств, эмоций и нравственных поступков, необходимо систематическое, воспитательное влияние на ребенка со стороны окружающих его взрослых. Ценными бывают не только их знания и опыт, но и личный пример проявления доброты, великодушия, сочувствия [4, с. 4].
Н.А. Рыжова, определяя принципы отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста, выделяет в том числе принцип регионализма. «В работе с дошкольниками предпочтение должно быть отдано принципу регионализма, а не глобализма», – утверждает Н.А. Рыжова [19, с. 98]. «Дошкольное экологическое образование даже больше, чем школьное, должно опираться на объекты ближайшего окружения, что связано с конкретным мышлением детей данного возраста» [19, с. 98]. «Для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления, доступные ребенку, сущность которых он может познать в детской деятельности» [19, с. 99]. Мы согласны с позицией Н.А. Рыжовой и полагаем, что знакомство в первую очередь с птицами и другими животными родного края, должно стать основой экологического образования детей.
Систематическое ознакомление детей с птицами может способствовать развитию познавательных интересов детей к миру животных, имеет большое воспитательное значение, интеграция разных видов деятельности в процессе ознакомления с птицами будет способствовать решению важнейших задач познавательно-речевого, художественно-эстетического развития детей среднего дошкольного возраста.
В основе общения дошкольника с миром птиц лежит отношение старшего к младшему (появляется потребность ласкать, заботиться о птицах).
Глава 2. Исследование эффективности использования метода наблюдения в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами
2.1 Характеристика сформированности у детей среднего дошкольного возраста представлений о птицах
Исследование эффективности использования метода наблюдения в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами проводилось на базе ГУО ...
В эксперименте приняли участие 18 детей в возрасте 4-5 лет.
Гипотеза исследования: использование метода наблюдений в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами способствует повышению интереса и мотивации к изучению всего живого, а также эффективному усвоению темы.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. На подготовительном этапе происходило формирование базы испытуемых, определялись методы диагностики сформированности представлений о птицах.
2. В рамках констатирующего этапа была проведена первоначальная диагностика степени сформированности у воспитанников средней группы представлений о птицах. Дошкольникам предлагалось ответить на ряд вопросов (Приложение 1), некоторые из вопросов сопровождались наглядным материалом.
В соответствии с критериями оценки ответов определяют уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о животных, о зависимости между объектами и явлениями природы, человеком и окружающей средой.
Высокий уровень. Знания носят обобщенный, системный характер (ребёнок не только называет птиц, но и даёт характеристику существенных признаков «живого», птицах, приспособившихся к обитанию в разных биоценозах; объясняет, что благополучие птиц зависит от удовлетворения их потребностей; особенностях и взаимодействия с человеком). Дошкольник уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификациям, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Средний уровень. Имеется определённый объём фактических знаний о потребностях и образе жизни птиц; делаются попытки объяснить их адаптивные признаки, принадлежность к той или иной биологической группе, раскрыть связь с человеком и средой; системность и обобщенность знаний прослеживается слабо. Ребёнок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может растолковать их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя.
Заключение
В среднем дошкольном возрасте у детей накапливается немало знаний о птицах. Основная их часть – это конкретные, разрозненные сведения об отдельных видах, наиболее характерных особенностях их внешнего облика и поведения. Обнаружена тенденция к формированию общих представлений о птицах. С одной стороны, их образование осуществляется через речь, вместе с усвоением слов – терминов, используемых в повседневной жизни. С другой стороны, общие представления образуются последствием практической деятельности, в процессе которой реализуются способность детей старшего дошкольного возраста группировать предметы на основе их сходства. Формирование общих представлений в этом случае осуществляется по законам мышления дошкольников. Главное место в этом процессе занимает наглядный образ.
Наблюдение - специально организованное воспитателем целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Для формирования представлений о птицах у детей среднего дошкольного возраста можно использовать все виды наблюдений. В процессе наблюдения за птицами, дошкольники под руководством воспитателя отмечают самые характерные признаки внешнего вида, повадки птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Каждый вид наблюдений требует своеобразного руководства со стороны воспитателя. Выполнение условий, предъявляемых к организации наблюдений за объектами и явлениями природы, дает возможность реализовать их педагогически целесообразным способом и с максимальным эффект для воспитания детей. Знания, приобретенные детьми в ходе наблюдений, должны закрепляться, уточняться, обобщаться.
Исследование эффективности использования метода наблюдения в процессе ознакомления детей среднего дошкольного возраста с птицами проводилось на базе ГУО ...
В эксперименте приняли участие 18 детей в возрасте 4-5 лет.
В рамках констатирующего этапа была проведена первоначальная диагностика степени сформированности у воспитанников средней группы представлений о птицах. Дошкольникам предлагалось ответить на ряд вопросов, некоторые из вопросов сопровождались наглядным материалом.
Таким образом, по результатам констатирующего этапа эксперимента 4 дошкольника имеют высокий уровень представлений о птицах, 6 воспитанников средний уровень и 8 – низкий. Так, преобладают воспитанники с низким уровнем сформированности представлений о птицах. Дети с низким уровнем представлений о птицах имеют небольшие по объёму, неточные знания. Данная группа детей отвечала на вопросы неуверенно, а также подолгу задумывалась над ответами. Даже с помощью подсказки или наводящих вопросов дети давали неполный ответ, перечисляя отдельные признаки птиц, не смогли выделить существенное в них.
1. Алешина, Н.В. Ознакомление Дошкольников с окружающим и социальной действительностью [Текст] / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2004- 158 с.
2. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: [Текст] / Л.Г. Горькова., А.В. Кочергина., Л.А. Обухова. Средняя, старшая, подготовительная группы. - М.: ВАКО, 2011. - 240 с.
3. Дежникова, Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков [Текст]: Учебное пособие / Н.С. Дежникова, Л.Ю. Иванова, Е.М. Клемяшова, И.В. Снитко, И.В. Цветкова. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 63 с.
4. Дыбина, О.Б. Ребенок и окружающий мир [Текст] / Дыбина О.Б. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 254 с
5. Залкинд, Э. Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей [Текст] / Э. Залкинд // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 1. – С. 110-114.
6. Згурская, Л. Знакомим с окружающим миром [Текст] / Л. Згурская // Дошкольное образование. - 2004. - № 1. - С. 52-58.
7. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: кн. для воспитателя дет. сада / Е.И. Золотова. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 159 с.
8. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. – 56 с.
9. Кломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду [Текст] / Н.В. Кломина. - М.: Сфера, 2005.
10. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А. Василевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Средняя группа / авт. - сост. Н.В. Лободина. -Изд. 2-е - Волгоград: Учитель, 2012. - 364 с.
11. Кондратьева, Н.Н. Мы [Текст]: Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева, и др. - СПб.: «Детство-Пресс», 2000. -240 с.
12. Кущ, Н.В. Особенности экологического воспитания детей в процессе ознакомления с птицами родного края / Н.В. Кущ // Вестник педагогического опыта. – 2016. – № 36. – С. 154–161.
13. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст]: пособие для воспитателей дошк. учреждений и учителей нач.шк / Л.П. Молодова. - М.: ООО «Соврменная школа», 2005.-512с.
14. Морозова, О.В. Методы ознакомления дошкольников с природой / О.В. Морозова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docplayer.ru/27940201-Metody-oznakomleniya-doshkolnikov-s-prirodoy.html.
15. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / С.Н. Николаева. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 336 с.
16. Николаева, С.Н. Эколог в детском саду [Текст]: программа повышения квалификации дошкольных работников / С.Н. Николаева. - М.: ТЦ «Сфера», 2003.-120 с.
17. Николаева, С.Н. Юный эколог [Текст]: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - М.: Мозаика-Синтез», 2002.-128 с.
18. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с птицами ближайшего природного окружения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://core.ac.uk/download/pdf/74334452.pdf.
19. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. – М.: Карапуз, 2001. – 432 с.
20. Рыжова, Н.А. Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы [Текст]/ Н.А. Рыжова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 7.-С.61-69.
21. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду [Текст] / Н.А. Рыжова М.: Карапуз, 2001- 432 с.
22. Твардовский К. К учению о содержании и предмете представлений. – В кн.: Он же. Логико-философские и психологические исследования. М., 1997 – 328 с.
23. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми среднего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учреждений / С.Н. Теплюк. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
24. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. пед. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 336с.
25. Хусанова, М.А. Современные методы обучения и их преимущество в преподавании / М.А. Суханова // European research: innovation in science, education and technology. – London: Problems of science, 2018. – С. 129–131.
26. Шишкина, В.А. Прогулки в природу: Учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений [Текст] / В.А.Шишкина, М.Н.Дедулевич.-2-еизд.-М.:Просвещение, 2003.-112 с.