ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность математических способностей в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности развития первых математических способностей у детей дошкольного возраста
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития первых математических способностей у детей дошкольного возраста
2.2 Разработка рекомендаций и направлений деятельности по развитию первых математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр
2.3 Оценка эффективности направлений деятельности по развитию первых математических способностей у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблема развития математических способностей у детей дошкольного возраста занимает важное место в системе дошкольного образования. Современное общество предъявляют ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию детей дошкольного возраста, а именно к их математическому развитию. На умственное развитие детей существенное влияние оказывает получение ими математических представлений, определяющих формирование умственных действий, необходимых в познании окружающего мира.
Педагогический опыт и практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
Развитие первых математических способностей у детей дошкольного возраста осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, его возможностей и способностей. Для этого используются различные средства и методы. Одним из средств выступает дидактическая игра, так как игра является ведущей деятельностью в этом возрасте. Именно дидактическая игра является средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы и вызывает у детей познавательный интерес. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, облегчает процесс усвоения знаний и помогает создать эмоционально благоприятную обстановку. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, которая наиболее доступна для дошкольников.
В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: В.Н. Аванесовой, О.А. Анищенко, А.К. Бондаренко, Ф.Н. Блехер, А.К. Бондаренко, Л.А. Венгером, Е.И. Радиной, А.И. Сорокиной, Е.И. Удальцовой, А.П. Усовой, Б.И. Хачапуридзе и др.
Проблему развития первых математических способностей у детей дошкольного возраста в своих работах затрагивали А.В. Белошистая, Т.И. Ерофева, Е.С Канин, Е.И. Щербакова и др.
Объект исследования: математические способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие первых проявлений математических способностей у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: разработать и апробировать рекомендации и направления деятельности по развитию первых математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– изучить сущность математических способностей в психолого-педагогической литературе;
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЯВЛЕНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность математических способностей в психолого-педагогической литературе
Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Наибольший вклад в разработку общих проблем способностей, одаренности, таланта, внесли такие выдающиеся психологи как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, и др.
В понятие способности В.М. Теплов включил три особенности: Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; во-вторых, все индивидуальные особенности не называются способностями вообще, а только теми, которые имеют отношение к успеху любой деятельности (такие свойства, как нетерпение, лень, опоздание, которые, безусловно, являются индивидуальными характеристиками людей, обычно не называются способностями, поскольку они не рассматриваются как условия успеха любой деятельности; в-третьих, понятие способности не сводится к знаниям, способностям и навыкам, уже развитым в данном человеке [18, с. 213].
Б.М. Теплов рассматривал способности как автоматизированные элементы сознательного действия. Всё это дало основание попытаться дифференцировать эти понятия следующим образом. Под способностями мы понимаем индивидуально-психологические особенности человека, способствующие быстрому и умному освоению конкретной (в данном случае математической) деятельности, овладению соответствующими навыками и привычками [18, с. 215].
Под навыками и способностями Б.М. Теплов понимает специфические акты деятельности (например, математическую деятельность), которые осуществляет человек. Определение способностей Б.М. Теплова общепринято: способности – это свойства или качества человека, позволяющие ему успешно осуществлять любой вид общественно полезной деятельности.
С.Л. Рубинштейн в своих работах понимает способность как «пригодность человека для той или иной деятельности». Принципиально такое же определение мы можем дать и в нашем специальном вопросе, то есть способности – это такие душевные качества человека, благодаря которым человек довольно легко приобретает знания, способности, умения и успешно реализует себя в любой деятельности. Соответственно, математические способности развиваются и проявляются только в математической деятельности [21, с. 65].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития первых математических способностей у детей дошкольного возраста
Цель экспериментального исследования: разработать и апробировать рекомендации и направления деятельности по развитию первых математических способностей у детей дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Констатирующий этап исследования проводился на базе ГУО «Ясли-сад №55 г. Минска». В исследовании приняли участие 20 детей старшей группы в возрасте 5-6 лет. Выборка была разделена на 2 группы: экспериментальная группа (10 детей) и контрольная группа (10 детей).
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявить уровень сформированности первых математических способностей у детей старшего дошкольного возраста.
Краткое описание методик исследования:
1. Методика «Найди лишнюю фигуру» (Л.Н. Вахрушева) [8].
Цель: диагностика уровня способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала.
Дошкольникам предлагается прозрачное «окошечко» и дается инструкция: «Посмотри внимательно на карточку, найди лишнюю фигуру и положи на нее окошечко. Затем постарайся объяснить, почему ты решил, что эта фигура лишняя».
При оценивании выполнения задания следует учитывать показатели сформированности способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала: понимание и принятие поставленной задачи; конечный результат выполненного задания; аргументация выбора; степень самостоятельности выполнения задания; индивидуальный темп работы (Приложение А).
2. Методика «Реши задачу» (Л.Н. Вахрушева) [8].
Цель: диагностика уровня способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи.
Методика включает в себя три группы арифметических задач: задачи с излишними условиями, задачи с недостающими данными, задачи с несформулированным вопросом. Перед детьми на столе располагаются наборы плоскостных геометрических фигур, плоскостных изображений предметов, лист бумаги в клетку, карандаш.
Дошкольникам предлагается игровая ситуация: «Представь, что ты знаменитый профессор математики, а я твой ученик. Я буду задавать тебе вопросы задачи, а ты постарайся решить их и объяснить мне, как ты это сделал. Если тебе будет нужен какой-либо материал для счета или нужно записать что-либо, ты можешь взять то, что находится на столе».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучить теоретический материал по проблеме исследования, пришли к следующим выводам. Способности – это свойства или качества личности, позволяющие ей успешно выполнять какой-либо из видов общественно-полезной деятельности. Математические способности это сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развивающееся в процессе математической деятельности. Математические способности заключаются в способности к быстрому и точному вычислению. Способные к математике дошкольники отличаются хорошей памятью на формулы, цифры, числа.
Математические способности детей старшего дошкольного возраста – это индивидуально-психологические особенности математического развития, обуславливающие при прочих равных условиях относительно быстрое овладение и творческое применение математических представлений и умений в разнообразных видах и формах деятельности (игра, проектирование, экспериментирование и пр.). Так, автор выделяет следующие составляющие математических способностей старших дошкольников: комбинаторные способности; способность к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала; способность к аналитико-синтетическому восприятию задачи. Современные подходы к математическому образованию детей должны быть связаны с развитием сенсорных и интеллектуальных способностей в процессе познания окружающих предметов, действительности, а также в процессе организации разных видов детской деятельности, в использовании проблемно-игровой технологии в обучении детей, что в полной мере обеспечивает развитие математических способностей уже в дошкольном возрасте.
В результате проведённой опытно-экспериментальной работы по развитию первых математических способностей у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы. На констатирующем этапе эксперимента было установлено, что большая часть детей старшего дошкольного возраста обладает низким уровнем развития первых математических способностей. Большая часть детей старшего дошкольного возраста обладает низким уровнем способности к быстрому абстрагированию и обобщению математического материала – они принимают поставленную задачу после повторного изложения, медленно выбирают лишние фигуры; допускают ряд ошибок, в более чем половине заданий не могут самостоятельно и точно аргументировать свой выбор. Большая часть детей старшего дошкольного возраста обладает низким уровнем способности к аналитико-синтетическому восприятию задачи – они не принимают поставленную задачу, воспринимают арифметическую задачу в виде разрозненных данных, не могут выделить лишние или недостающие данные, сформулировать вопрос, вытекающий из анализа данных в задаче величин и дать верный ответ.
1. Аванесова, В. Н. Дидактические игры / В. Н. Аванесова // Сенсорное воспитание в детском саду. – М. : Наука, 2015. – 212 с.
2. Анищенко, О. А. Развиваем в игре: пособие / О.А. Анищенко, Л. А. Вяткина. – Минск : Асар, 2000. – 112 с.
3. Белошистая, А. В. Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей/ А. В. Белошистая // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 2. – С. 138-141.
4. Блехер, Ф. Н. Дидактические игры и занимательные упражнения / Ф. Н. Блехер. – М. : Просвещение, 2010. – 224 с.
5. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина. − М. : Академия, 2012. – 240 с.
6. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Смысл, 2005. – 459 с.
7. Бондаренко, А. К. Теория дидактических игр и практика их использования в детском саду / А. К. Бондаренко. – М. : Московский государственный педагогический институт, 2015. – 396 с.
8. Вахрушева, Л. Н. Выявление математических способностей у детей старшего дошкольного возраста / Л. Н. Вахрушева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 27. – С. 11–15.
9. Гаджиева, З. М. Общая психологическая характеристика детей старшего дошкольного возраста / З. М. Гаджиева // Гуманитарные и общественные науки: опыт, проблемы и перспективы : материалы международной научно-практич. конференции. – 2010. – № 2. – С. 35–37.
10. Ерофеева, Т. И. Математика для дошкольников / Т. И. Ерофеева, Л. Н. Павлова, В. П. Новикова. – М. : Просвещение, 2015. – 210 с.
11. Жуйкова, Т. П. Потенциал дидактических игр из нестандартного оборудования как фактор всестороннего развития личности ребенка / Т. П. Жуйкова, Д. Олзей // Молодой ученый. – 2015. – № 23. – С. 952–954.
12. Зорькина, О. С. Значение дидактических игр в обучении математике детей дошкольного возраста / О. С. Зорькина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 1. – С. 75-78.
13. Канин, Е. С. Математические способности учащихся и их развитие / Е. С. Канин // Вестник Вятского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 154-159.
14. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва : Академия, 2007. – 416 с.
15. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников / В. А. Крутецкий. – М. : Институт Практической Психологии, 1998. – 416 с.
16. Мацаева, В. А. Развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников посредством дидактической игры / В. А. Мацаева. – М. : МБДОУ, 2011. – 38 с.
17. Меланич, Е. С. Роль музыкально-дидактических игр в жизни дошкольника / Е. С. Мелонич // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 522–524.
18. Михайлова, З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2008. – 384 с.
19. Пронина, Е. М. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр // Теоретические и практические аспекты научных исследований : сборник трудов конференции. – София, 2019. – С. 456-460.
20. Репина, Г. А. Математическое развитие дошкольников : современные направления / Г. А. Репина. – М .: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
21. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М. : Просвещение, 2002. – 96 с.
22. Удальцова, Е. М. Математика в детском саду / Е. М. Удалцова, М. К. Сай. – Минск «НароднаяАсвета», 1990. – 452 с.
23. Фролова, А. Н. Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры / А. Н. Фролова // Молодой ученый. – 2016. – № 2. – С. 120-125.
24. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М. : Издательство Московского психолого-социального института, 2005. – 392 с.
25. Эреджепова, С. Т. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений / С. Т. Эреджепова // Молодой ученый. – 2019. – № 37. – С. 167-170.