ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1. Клиническое описание и диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
1.2. Психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением
1.3. Семья ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ
2.1. Организация и методики диагностики гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
2.2. Сопровождение гиперактивного ребенка в условиях УДО и семьи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
До сих пор одним из наиболее актуальных вопросов остается состояние здоровья и условия жизни подрастающего поколения, особенно детей и подростков. Наблюдается быстрый рост числа заболеваний, вызванных плохим физическим развитием, физическими, инфекционными, экологическими и социальными факторами. Нервная система и психические расстройства составляют значительную часть детских заболеваний; до 80% детей страдают от неадаптивных симптомов, таких как невроз и апатия [3, c. 40]. Увеличение числа детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) стало одной из основных проблем для работников здравоохранения, педагогов и психологов.
Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в дошкольном возрасте также обусловлена тем, что этот синдром является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детстве. По мнению экспертов, почти половина всех детей страдают от так называемой гиперактивности. Число таких детей неуклонно растет не только в нашей стране, но и в мире. Когда ребенок гиперактивен, трудности испытывает не только семья, но и воспитатели и другие дети в учреждениях дошкольного образования. Такие дети нуждаются в своевременной поддержке, а комплексная работа родителей и воспитателей с детьми с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью получила особое внимание.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Предмет исследования: способы и формы взаимодействия педагогов УДО с семей дошкольника с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
1.1. Клиническое описание и диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Нарушение синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это заболевание, встречающееся у детей дошкольного и школьного возраста. У этих детей есть проблемы с контролем своего поведения и концентрацией внимания. Известно, что 3-5% детей во всем мире имеют этот тип расстройства. Это означает, что в группе или классе от 25 до 30 детей, по крайней мере, один ребенок имеет СДВГ [6, c. 48].
Симптомы СДВГ можно разделить на три категории: синдром дефицита внимания, синдром импульсивной активности и синдром гиперактивности. Существует также большое значение социальной дезадаптации. Однако социальная дезадаптация, как правило, не является частью клинической картины этого расстройства.
Часто дети с гиперактивностью обладают интеллектом, быстро «улавливают» информацию и обладают экстраординарными способностями. Развитие интеллекта у детей с СДВГ уже давно является предметом споров. Некоторые эксперты считают, что недостаток внимания приводит к серьезному снижению умственных способностей. Другие исследователи, однако, считают, что существенной разницы нет. Недавние исследования с использованием теста Векслера показали, что гиперактивные дети ничем не отличаются от обычных детей по таким показателям, как общая осведомленность и объем простых знаний, но они менее развиты в умениях рассуждать, в способности применять социальные правила и нормы, в независимости, а также в длительной слуховой и вербальной памяти, чем нормальные дети.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ
2.1. Организация и методики диагностики гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста
С целью диагностики гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста было организовано практическое исследование на базе ГУО «Ясли-сад № 27, г. Гродно». В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. У детей, принявших участие в исследовании или диагностировано СДВГ, или есть подозрения на данный диагноз.
Для диагностики гиперактивности были использованы следующие методики:
1. Анкета «Признаки гиперактивности и импульсивности» [15] (Приложение A).
2. Цветовой тест M. Люшера [19] (Приложение Б).
Результаты проведенных методик по диагностике гиперактивности у детей старшего дошкольного возраста описаны ниже.
Для определения развития признаков гиперактивности и импульсивности у детей старшего дошкольного возраста родителям/законным представителям детей, принявших участие в исследовании было предложено заполнить анкету «Признаки гиперактивности и импульсивности», которая состоит из 14 утверждений, на которые родители должны дать положительный или отрицательный ответ. Утверждения 1, 2, 9 и 10 являются признаками гиперактивности. Утверждения под номерами 3, 6, 7, 8, 12, 13 – признаки невнимательности. Остальные утверждения (под номерами 4, 5, 11, 14) являются признаками импульсивности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной курсовой работы подробно была рассмотрена проблема преодоление гиперактивности детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии учреждения дошкольного образования и семьи. Цель данной курсовой работы заключалась в выявлении эффективных форм сотрудничества педагогов и родителей в работе с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Для достижения поставленной цели необходимо было изучить психолого-педагогическую и методическую литературу с целью дать клиническое описание синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Это позволило получить четкое представление и данном виде расстройства и заключить значимость организации совместной помощи ребенку со стороны родителей/законных представителей и педагогов.
Далее были раскрыты психолого-педагогические особенности коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с гиперактивным поведением, что позволило в дополнение к полученному описанию самого синдрома получить необходимую для дальнейшего исследования информацию о коррекционно-развивающей работе с такими детьми. На данном этапе исследования проблема взаимодействия семьи и педагогов по сопровождению ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью стала наиболее очевидна. Психологи и педагоги учреждения дошкольного внимания знают, видят и понимают проблему и возможные способы ее преодоления. Однако плохая осведомленность родителей и законных представителей ребенка с СДВГ препятствуют эффективной помощь ребенку.
Более того, особенно острой является проблема осознания и принятия семьей существующей проблемы. Не каждые родители или законные представители принимают и видят проблемы, еще меньше готовы работать и взаимодействовать со специалистами. Что, собственно, и усугубляет ситуацию.
1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста / под ред. Л.C. Цветковой. – M.: МПСИ, 2001. – 299 c.
2. Баркли, P.A. Дети с вызывающим поведением: клиническое руководство по обследованию ребенка и тренингу родителей / P.A. Баркли; пер. с англ. – M.: Академия, 2011. – 272 c.
3. Белоусова, E.Д. Синдром дефицита внимания и гиперактивности / E.Д. Белоусова, M.Ю. Никанорова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. Научно – практический рецензируемый журнал. – 2000. – № 3. – C. 39 – 42.
4. Брязгунов, И.П. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей / И.П. Брязгунов, E.B. Касатикова. – M.: Медпрактика–M., 2002. – 174 c.
5. Выготский, Л.C. Вопросы детской (возрастной) психологии / Л.C. Выготский. – M.: Педагогика, 2004. – 420 c.
6. Заваденко, H.H. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте : учеб. пособие / H.H. Заваденко. – M.: Академия, 2005. – 264 c.
7. Заваденко, H.H. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: выбор оптимальной продолжительности лекарственной терапии / H.H. Заваденко, H.Ю. Суворинова // Ж-л неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. – 2011. – T. 111. – № 10. – C. 28-32.
8. Зинкевич-Евстегнеева, T.Д., Грабенко, T.H. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии / T.Д. Зинкевич-Евстегнеева, T.H. Грабенко. – СПб.: Речь, 2010. – 340 c.
9. Лукьянова, И.H. Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребенком / И.H. Лукьянова. – Никея, 2017. – 416 c.
10. Лютова, E.K. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / E.K. Лютова, Г.Б. Монина. – M.: Генезис, 2000. – 305 c.
11. Монина, Г.Б., Лютова – Робертс, E.K., Чутко, Л.C. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, E.K. Лютова-Робертс Л.C. Чутко. Монография. — СПб.: Речь, 2007. – 186 c.
12. Политика, O.И. Мультимодальный подход в коррекции детей с СДВГ / O.И. Политика. – СПб.: Речь, 2005. – 248 c.
13. Психоэмоциональные особенности детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (краткий обзор) / И.C. Депутат, Ю.C. Джос, Л.Ф. Старцева и др. // Вестник Сев. (Арктич.) федер. ун-та, 2013. – № 3. – C. 45-55. – (Сер. «Медико-биологические науки»).
14. Сиротюк, A.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью / A.Л. Сиротюк. – M.: ТЦ Сфера, 2003. –125 c.
15. Сухотина, H.K. Современные подходы к терапии гиперкинетических расстройств у детей / H.K. Сухотина, A.B. Красова // Ж-л клинической и социальной психиатрии. – 2006. – № 2. – C. 44-46.
16. Учотова, И.B. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: от предрассудков к практической помощи / И.B. Учотова // Нейроnews. – №6. – 2008. – C. 174-182.
17. Уэндер, П.C. Синдром нарушения внимания с гиперактивностью. Психиатрия / П.C. Уэндер, P.O. Шейдер ; под ред. P.O. Шейдера. – M., 2008. – 236 c.
18. Феоктистова, C.B. Психологические особенности гиперактивных детей младшего школьного возраста / C.B. Феоктистова // Альманах «Новые исследования». – M.: Вердана. – 2009, №2 (19). – C. 73-80.
19. Хиншоу, C.B. Дефицит внимания с гиперактивностью: поиск эффективного лечения. Психотерапия детей и подростков / C.B. Хиншоу; под ред. Ф. Кендалла. – СПб.: Питер, 2002. – C. 97-107.