Арт-терапевтические техники как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Арт-терапевтические техники как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Арт-терапевтические техники как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для родителей «Выявление тревожного ребенка».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для воспитателей «Тревожный ребенок».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов по методике «Страхи в домиках».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов анкетирования родителей «Выявление тревожного ребенка».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные подходы к исследованию проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
1.2 Характеристика способов коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста в условиях учреждения дошкольного образования
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста
2.3 Рекомендации по снижению уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста по средством использованиям арт-терапевтических техник
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что ученые отмечают повышение уровня тревожности у детей, что приводит к широкому кругу проблем: тот факт, что человек находится в состоянии развития, значительно усиливает эффект длительного состояния тревожности. Следствием этого влияния может быть нарушение развития отдельных структур и функций и, в конечном итоге, нарушение формирования структуры личности в целом.
Среди причин, вызывающих детскую тревожность, на первом месте, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью, неприятие матерью ребенка вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в любви, в ласке и защите. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной. Неудовлетворение потребности ребенка в любви будут побуждать его добиваться ее удовлетворении любыми способами. У детей старшего дошкольного возраста доминирует ситуативная тревожность. На адаптацию детей большое влияние оказывает уровень личностной тревожности. Дети склонны испытывать тревожное состояние в реальных либо воображаемых ситуациях, которые субъективно оцениваются ими как угрожающие. Высокая тревожность оказывает негативное влияние на развитие личности, на социализацию ребенка, на его взаимоотношения со взрослыми, со сверстниками, и может привести к дезадаптации.
У детей тревожность еще не является устойчивой чертой характера и ее можно преодолеть, но при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Снижение тревожности возможно, если взрослые, окружающие ребенка, будут создать для этого необходимые условия и соблюдать нужные рекомендации. Применение в данном аспекте арт-терапевтических техник на настоящий момент изучено недостаточно. По причине этого темой данной работы будет являться «Арт-терапевтические техники как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста»
Психологические аспекты тревожности рассматриваются в трудах следующих отечественных ученых, таких как В.М. Астапов (Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии), Г.Ш. Габдреева (Основные аспекты проблемы тревожности в психологии), Н.Д. Левитов (Психическое состояние беспокойства, тревоги), Г.А. Ковалев (Психологическое развитие ребенка и жизненная среда). Среди белорусских авторов исследованием появления тревожности у детей дошкольного возраста занимались Е.С. Белько, Е.Г. Горковенко, Д.М. Дубинина, Е.С. Слепович, Н.С. Старжинская и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Современные подходы к исследованию проявления тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Проблемой исследования тревоги и тревожности занимались известные зарубежные (Ч.Д. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни) и отечественные ученые (В.М. Астапов, Е.А. Волгуснова, А.В. Гуров, А.И. Захаров, Э.В. Зиновьева, А.А. Ковалевская, К.В. Коновалова, А.М. Прихожан).
Наиболее важной и актуальной проблемой, возникающей в практической деятельности человека, являются проблемы, связанные с психическими состояниями. Среди всевозможных психических состояний, которые являются предметом научного исследования, специальное внимание обращает состояние называемое «тревога».
Впервые подчеркнул состояние тревоги Зигмунд Фрейд, который характеризовал это состояние как эмоциональное, проявляющееся в переживании ожидания, неопределенности, чувстве беспомощности [21, с. 139]. В качестве источника опасности при тревоге Зигмунд Фрейд называл величину инстинктивного напряжения, слабость Я, а также его зависимость от Оно и Сверх-Я.
По воззрению К. Хорни, тревога не является необходимым элементом в человеческой психике. К. Хорни считала, что тревога заключается в отсутствии чувства безопасности в межличностных отношениях. Отсутствие чувства безопасности у ребенка в отношениях с родителями содействует возникновению базальной тревоги. Поэтому причины невротического поведения заложены в нарушенных отношениях между ребенком и родителями [30, с. 126].
Ч. Спилбегрег считает, что «центральным элементом тревоги является чувство угрозы. Состояние тревоги возникает, когда индивидуум воспринимает определенную ситуацию как такую, которая актуально или потенциально опасна» [31, с. 267].
На современном этапе особое место занимает проблема изучения состояния тревоги, которому посвящено колоссальное число работ. Анализ существующих исследований предполагает уточнение и концептуальное различение понятий тревоги как состояния и тревожности как черты, свойства личности [4, с. 121].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ТЕХНИК КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования
Цель эмпирического исследования: выявить уровень тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №97».
Выборка исследования: дети старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет (20 человек: 10 мальчиков и 10 девочек).
Этапы эмпирического исследования:
Первый этап: анализ и подбор диагностических методик для исследования, проведение диагностического исследования.
Второй этап: обработка и анализ полученных данных.
Третий этап: разработка рекомендаций по коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста с использованием арт-терапевтических техник.
Методики исследования:
1. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова.
Назначение: выявление и уточнение преобладающих видов страхов у дошкольников старше трех лет. Ребенку предлагается на листе бумаги, на котором нарисованы два домика (черный и красный) расселить в них страхи из списка, которые ему называет психолог. Психолог отмечает те страхи, которые ребенок поселил в черный домик. Стимульный материал к методике представлен в Приложении А.
2. Анкета для родителей «Выявление тревожного ребенка».
Цель: выявление уровня тревожности детей дошкольного возраста путем ответов родителей. Анкета включает 20 признаков тревожности. Родителям предлагается оценить наличие признаков у ребенка. Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Оценка результатов:
15-20 баллов – высокая тревожность;
7-14 баллов – средняя тревожность;
1-6 баллов – низкая тревожность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе проблема тревоги и тревожности рассматривается в разнообразных аспектах: тревога как состояние; тревожность как свойство личности, которое предрасполагает к переживанию тревожного состояния в различных ситуациях; процесс переживания тревоги; тревожность как стабильная личностная характеристика. Тревожность бывает ситуативной и личностной. Тревожность может быть обусловлена разнообразными причинами. Главным фактором, влияющим на возникновение тревожности у детей старшего дошкольного возраста, является характер детско-родительских отношений. Нарушения отношений с родителями, их завышенные требования к ребенку, неправильное воспитание порождают у ребенка внутриличностный конфликт, приводят к нарушению чувства защищенности ребенка в семье, что проявляется в опасениях детей по поводу ситуаций возможной агрессии, наказания со стороны родителей, либо опасениях по поводу ситуаций повседневного общения с родителями, братьями и сестрами. Тревожные дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности при выполнении заданий, имеют большое количество страхов, испытывают напряженность, неуверенность в себе.
Причины возникновения тревожности у детей старшего дошкольного возраста разные, но основной причиной является семья. Тревожностью обладают неуверенные в себе дети с неустойчивой самооценкой. Тревожность у детей старшего дошкольного возраста проявляется в поведении, в общении со сверстниками и взрослыми. У детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивым свойством характера и при соответствующей коррекции ее можно уменьшить. Для этого необходимо: повысить самооценку ребенка; научить ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения; обучить родителей тревожного ребенка правилам поведения с ним. Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия, фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. является наиболее эффективным средством коррекции тревожности у детей дошкольного возраста.
В результате проведенного эмпирического исследования уровня тревожности у детей старшего дошкольного возраста, было установлено, что в старшем дошкольном возрасте преобладающими страхами являются: медицинские страхи; страхи, связанные с причинением физического ущерба; страхи сказочных животных; страх темноты и страшных снов; социально-опосредованные страхи; пространственные страхи.
1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 2007. – 80 с.
2. Арт-педагогика и арт-терапия в специальном образовании : учеб. / У.А. Медведева. – М. : Просвещение, 2001. – 268 с.
3. Астапов, В.М. Тревога и тревожность. Хрестоматия по психологии / В.М. Астапов. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Международная педагогическая академия, 2005. – 209 с.
5. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Божович // Вопросы психологии. – 2009. – № 2. – С. 72–79.
6. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Томск, 2006. – 18 с.
7. Варенникова, Е.А. Влияние темперамента на ситуативную тревожность детей старшего дошкольного возраста // Концепт» – 2015. – Т. 18. – С. 21–25.
8. Габдреева, Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии / Г.Ш. Габдреева// Тонус. – 2000. – № 5. – С. 32–39.
9. Горковенко, Е.Г. Психологические особенности тревожных детей дошкольного возраста / Е.Г. Горковенко, О.В. Хритоненко. – Минск: Амалфея, 2006. – 135 с.
10. Земска, М. Семья и личность / Пер. с польск. Л.В. Васильева. – М.: Издательство «Прогресс», 2006. – 528 с.
11. Зинченко, Е.В. Использование арт-терапии в коррекции тревожности дошкольников // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2009. – № 2. – С. 42–46.
12. Изард, К.Э. Страх и виды тревожности / К.Э. Изард// Тревога и тревожность. – М.: Питер, 2011. – 123–144 с.
13. Киселева, М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М.В. Киселева. – СПб. : Речь, 2007. – 336 с.
14. Коновалова, К.В. Причины появления тревожности / К.В. Коновалова // Инновационная наука. – 2016. – № 1. – С. 254–255.
15. Крюкова, С.В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практич. пособие / С.В. Крюкова, Н.П. Слободяник. – М.: Генезис. 2002. – 208 с.
16. Лебедева, Л.Д. Велики ли глаза у страха? / Л.Д. Лебедева // Школьный психолог. – 2000. – № 19. – С. 8–17.
17. Левитов, Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н.Д. Левитов // Тревога и тревожность. – М.: Питер, 2011. – С. 388–395.
18. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. – СПб.: Питер, 2009. – 410 с.
19. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева. – СПб.: Речь, 2007. – 248 с.
20. Неймарк, М.С. Психологический анализ эмоциональных реакций школьников на трудности в работе // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961. – С. 277–332.
21. Никитин, В.Н. Арт-терапия: учеб.пособие / В.Н. Никитин. – М.: КогитоЦентр, 2014. – 336 с.
22. Пацявичус, И.В. Эмоциональность и самооценка организации деятельности / И.В. Пацявичус // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 134–140.
23. Петров, А.А. Исследование тревожности у детей старшего дошкольного возраста / А.А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
24. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 107–110.
25. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 456 с.
26. Прихожан, А.М. Формы и маски тревожности, влияние тревожности на деятельность и развитие личности / А.М. Прихожан // Тревога и тревожность. – СПб., 2001. – С. 12–18.
27. Самитова, О.В. Психологические особенности Я-концепции тревожных детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Астрахань, 2002. – 17 с.
28. Сидоров, К.Р. Тревожность как психологический феномен / К.Р. Сидоров // Вестник Удмуртского ун-та. – 2012. – Вып. 2. – С. 42–49.
29. Слепович, Е.С. Формирование речи и тревожность у дошкольников / Е.С. Слепович.– Минск: Народная асвета, 2009. – 64 с.
30. Соловьева, С.Л. Тревога и тревожность: теория и практика // Медицинская психология в России. – 2012. – №6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2012_6_17/ nomer/nomer14.php.
31. Спилбергер, Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность: хрестоматия / Сост. В.М. Астапов. – СПб.: Пер Сэ, 2008. – С. 85–99.
32. Старжинская, Н.С. Коррекция тревожности у детей / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукация i выхаванне, 2003. – 144 с.
33. Уварова, Т.М. О взаимосвязи тревожности и самооценки у младших школьников // Сб. материалов научн.-практ. конф. (г. Новосибирск, апрель 2016 г.). – Новосибирск, 2016. – С. 125–129.
34. Фрейд, 3. Психология бессознательного: сб. произведений / Сост. М.Г. Ярошевский. – М.: Просвещение, 2000. – 448 с.
35. Ходоров, Д. Танцевальная терапия и глубинная психология / Д. Ходоров. – М.: Когито-центр, 2009. – 221 с.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 35.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» А.И. Захаров, М. Панфилова.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Анкета для родителей «Выявление тревожного ребенка».
ПРИЛОЖЕНИЕ В Анкета для воспитателей «Тревожный ребенок».
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Сводная таблица результатов по методике «Страхи в домиках».
ПРИЛОЖЕНИЕ Д Сводная таблица результатов анкетирования родителей «Выявление тревожного ребенка».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты