ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста
1.2. Белорусский песенный фольклор как одно из направлений народного творчества
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
2.2. Организация работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возросли. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребенка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании детей дошкольного возраста открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Белорусскими учеными проблема приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору рассматривается в рамках работ, посвященных традициям народной педагогики (А.А. Гримоть, А.П. Орлова и др.), гражданскому воспитанию и ознакомлению детей дошкольного возраста с белорусской национальной культурой, в программе по этновоспитанию детей дошкольного возраста (А.П. Орлова и др.). Некоторые аспекты использования музыкального фольклора в работе с детьми дошкольного возраста отражены в работах отечественных фольклористов (О.М. Алехнович, Г.А. Борташевич и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста
Проблема интереса не новая в педагогике. Над сущностью размышляли ученые разных эпох. Так Я.А. Коменский говорил, что школа должна быть школой радости, и один из путей создания такой школы – интерес. Физик Паскаль утверждал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» [20, С. 256]. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного обучения [26].
Интерес как явление изучается рядом наук. Само слово «интерес» в переводе с латинского, означает «иметь важное значение».
В словаре С.И. Ожегова интерес — это особое внимание к чему ни будь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [18, c. 356].
В психолого–педагогической литературе существуют различные способы определения интереса:
1. Выражение его психической и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [22].
2. Позитивное эмоционально–познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [16].
3. Особое отношение человека к определенному объекту обусловлено осознанием его значимости и эмоционального притяжения (А.Г. Ковалев) [13].
Таким образом, можно сделать вывод, что интерес — это ориентация личности на изучение нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
Ветлугина Н.А. [4], Кабалевский Д.Б. [11] другие подчеркивали в своих работах важность и необходимость приобщения детей к культурному наследию. Таким образом, проблема формирования интереса к белорусскому песенному фольклору у воспитанников учреждения дошкольного образования остается одним из важнейших вопросов [18, c. 36].
Интерес – прекрасный стимул к приобщению к музыке – это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под влиянием интереса развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
С целью выявления уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях нами была проведена экспериментальная работа.
Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:
1 этап – констатирующий: подбор методик, первичная диагностика уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
2 этап – формирующий: организация работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
3 этап – контрольный: осуществление повторной диагностики с целью анализа результатов экспериментальной работы.
Цель констатирующего этапа исследования: определить исходный уровень сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определение критериев и показателей сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста;
- подбор диагностических методик для определения уровня познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста;
- исследование уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Из них 12 девочек и 8 мальчиков. В связи с преобладающим числом девочек в выборке гендерный анализ не проводился. Средний возраст детей 5 лет и 6 месяцев.
Для выявления уровня интереса к музыкальному фольклору у старших детей дошкольного возраста был проведен опрос детей. Им задавались следующие вопросы:
1. Знаешь ли ты какие-либо белорусские народные музыкальные инструменты? (например, дуда, жалейка, гудок, лира, скрипка и цимбалы)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания детей дошкольного возраста. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребенка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
Интерес к белорусскому песенному фольклору развивается на основе эмоциональной реакции на произведение и выражается у детей старшего дошкольного возраста, когда музыкальные звуки имеют для них личное значение. Интерес к белорусскому песенному фольклору играет роль регулятора в музыкальной деятельности. Развитие интереса к белорусскому песенному фольклору у детей старшего дошкольного возраста может стать предпосылкой формирования элементов музыкально-эстетического сознания (эстетических потребностей, вкуса, эстетических понятий).
С целью выявления уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях нами была проведена экспериментальная работа.
Для выяснения исходного уровня интереса к музыкальному фольклору у старших детей дошкольного возраста был проведен опрос детей. Диагностика осуществлялась в привычной для ребенка обстановке. Для того чтобы детям было легче ответить на вопросы, им был показан специально подготовленный иллюстративный материал: карточки с изображениями белорусских народных музыкальных инструментов, картинки к потешкам и закличкам, иллюстрации с изображениями празднования белорусских народных праздников. Ответы детей старшего дошкольного возраста были проанализированы, обработаны и обобщены. Так, высокий уровень интереса к музыкальному фольклору был выявлен у 14% старших детей дошкольного возраста; уровень выше среднего был выявлен также у 14% детей дошкольного возраста; средний уровень – у 30% детей; низкий уровень интереса был диагностирован у 42% респондентов.
1. Аникин, В. П. Русское народное поэтическое творчество : учебник / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л. : Просвещение: Ленингр. издание, 1987. – 478 с.
2. Анцыпіровіч, В. М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / В. М. Анцыпіровіч; пад рэд. Н. С. Старжынскай. –Мінск, 2007.– 59 с.
3. Апраксина, O. A. Методика развития музыкального восприятия: Уч.пособ. / О.А. Апраксина – М. : МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
4. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособие / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
5. Виноградов, Г. С. Детский фольклор и быт: программа наблюдений / Г. С. Виноградов. – Иркутск, 1925. – 83 с.
6. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. 2-е изд. / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2007. – 320с.
7. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.,1983. – 190 с.
8. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших детей дошкольного возраста / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160с.
9. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы / Л. Добсаи // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М. : Сов.композитор, 1983. – С. 41–63.
10. Ищук В. В. Игра на детских музыкальных инструментах / В.В. Ищук // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. – С. 68–72.
11. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
12. Кенеман, A. B. Музыкальная игра как одно из средств музыкального воспитания в советском детском саду: Автореф. дисс. канд. пед. наук / А. В. Кенеман. – М., 1955. – 21 с.
13. Ковалев, А. Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 1965. – 254 с. – Текст: непосредственный.
14. Комиссарова, JI. H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6–7 лет: Автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Комиссарова. – М., 1980. – 18 с.
15. Мерзлякова С. И. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые / С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. – М. : Владос, 2001. – 55с.
16. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова. – Москва : Изд–во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.
17. Нiкашына, Г. А. Музычная гульня як сродак развiцця эмацыянальнай спагадлівасцi / Г. А. Нікашына // Пралеска. – 1995. – № 3 (2). – С. 16–21.
18. Ожегов, С. И. (1900–1964). Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28–е изд., перераб. – Москва : Мир и Образование, cop. 2017. – 1375 с. – Текст: непосредственный.
19. Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей / Г. Остроух // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. – С. 10-15.
20. Паскаль Б. Мысли = (Blais Pascal. Pensées) / Б. Паскаль; С предисл. Прево–Парадоля: [«Паскаль как моралист»]; Пер. П.Д. Первова. – Санкт–Петербург : журн. «Пантеон лит.», 1888 (обл. 1889). – 260 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000 – 712 с.
22. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка: монография / Н. Г. Тагильцева. – Екатеринбург: [б.и.], 2008. – 101 с. – Текст: непосредственный.
23. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М. : Педагогика, 1988. – 173 с.
24. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
25. Ушинский, К.Д. Избранные педагогически сочинения / К.Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 1968. – 208 с.
26. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. / под ред. Г. М. Цыпина. – М. : «Академия», 2003. – 368 с.