Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Белоруссии, сувенирами, их назначением и изготовлением
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Белоруссии, сувенирами, их назначением и изготовлением»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Развитие математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Белоруссии, сувенирами, их назначением и изготовлением
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры дидактических игр по развитию математического словаря в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры дидактических игр по развитию математического словаря в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Поделиться
Введение
1. Теоретические основы развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси, с сувенирами, их назначением и изготовлением
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
1.2 Содержание формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении (в образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования) для каждой возрастной группы
2. Особенности развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси, с сувенирами, их назначением и изготовлением
2.1 Составление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
2.2 Описание методов развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию представлений у ребенка о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
2.3 Описание обучающих ситуаций на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности детей, способствующих интеграции развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию представлений у ребенка о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что в дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика является сложной наукой, которая может вызвать у ребенка трудности во время школьного обучения. К тому же не все дети обладают математическим складом ума, именно поэтому при подготовке к школе на этапе дошкольного образования так важно развить у дошкольника правильную математическую речь. Раннее обучение элементарной математике начинается с 3 лет и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущему школьнику. Таким образом, эффективное развитие у дошкольников математической речи имеет важное значение для дальнейшего успешного обучения в школе. Формирование основных элементарных математических знаний у детей является основой интеллектуального развития ребенка. На протяжении многих лет содержание математического развития дошкольников изменялось в зависимости от требований времени и в соответствии с совершенствованием воспитательной и образовательной деятельности дошкольных учреждений.
Методические разработки по развитию математических навыков у дошкольников таких авторов как Т.С. Будько [2], И.В. Житко [8], З.А. Михайлова [13], Р.Л. Непомнящая [23], Е.И. Щербакова [24] позволили увидеть различие подходов к данной теме. На протяжении последних лет методика пополнилась теоретическими исследованиями в разных конкретных направлениях, что значительно повысило общеразвивающий эффект обучения. Эффективным средством развития математического словаря по данным этих авторов считаются реальные условия жизнедеятельности ребенка. Однако в современной педагогической научной литературе отмечается недостаточно исследований, раскрывающих практические аспекты данной проблемы. Неразработанность проблемы развития математического словаря дошкольников не позволяет максимально полно и успешно решать эту задачу. В связи с этим была сформулирована следующая цель исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и подобрать соответствующие обучающие ситуации по развитию математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси, сувенирами, их назначении и изготовлении.
Объект исследования: развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие математического словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ, С СУВЕНИРАМИ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕМ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
Математический словарь является средством математического развития, и его развитие и обогащение представляет собой целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности, предусмотренных программными требованиями.
Одним из показателей математического развития дошкольников являются особенности развития речи (усвоение математической терминологии). В рамках познавательно-речевого развития в дошкольном учреждении закладываются основы формирования элементарных математических представлений, развивается математическое, логическое мышление, математическая речь, воспитывается ценностное отношение к математическим знаниям и умениям, таким образом можно сказать, что осуществляется математическое развитие дошкольников [11, с. 12].
Математический словарь представлен рядом понятий, характеризующих количественные, пространственные, временные и другие отношения. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста действительно овладели базовыми математическими представлениями, важно, чтобы они были способны распознавать, понимать и применять широкий диапазон лексики. Одна из основных причин, по которой ребенок может испытывать трудности в этой ситуации, - это трудности с пониманием языка и словарного запаса. Иногда это проблема с новыми и незнакомыми словами, иногда это связано с тем, что знакомые слова могут иметь другое значение в математическом контексте [8, с. 8].
В словарной работе специфическое значение для усвоения учебного материала имеет обогащение словаря детей терминами. Термин отграничивает понятие от других смежных понятий и точно определяет его содержание.
2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА БЕЛАРУСИ, С СУВЕНИРАМИ, ИХ НАЗНАЧЕНИЕМ И ИЗГОТОВЛЕНИЕМ
2.1 Составление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении
Цель исследования – на основании п.1.1 и 1.2 теоретической части работы составить необходимый объем математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении.
1. Объем словарного запаса по категории «число и цифра»:
- число
- цифра
- меньше
- больше
- последующее число
- предыдущее число
2. Объем словарного запаса по категории «счет»:
- счет
- считать
- порядковый счет
- количественный счет
- один, два, три, четыре, пять, шесть, семь, восемь, девять, десять
- первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой, восьмой, девятый, десятый
- состав числа
3. Объем словарного запаса по категории «множество»:
- большее количество
- меньшее количество
- одинаковое количество
- предметы
- группа
- больше на один
- меньше на один
- больше на …
- меньше на …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математический словарь представлен рядом понятий, характеризующих количественные, пространственные, временные и другие отношения. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста действительно овладели базовыми математическими представлениями, важно, чтобы они были способны распознавать, понимать и применять широкий диапазон лексики. Необходимость развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни связана подготовкой детей к дальнейшему обучению в школе. В связи с этим развитие математического словаря помогает усвоить такие базовые понятия как количество, число, множество, величины, меры, форма предмета и геометрические фигуры, представления о пространстве.
Анализ содержания образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования позволил выделить направления формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении. Однако основная цель сводится к обогащению знаний детей о разнообразии декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, о воспитании уважительного отношения к ручному труду, бережному отношению к предметам искусства и сувенирам, желании проявлять творческую активность и осваивать доступные техники декоративно-прикладного искусства Беларуси.
Минимальный объем математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у них представлений о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении составляет 90 единиц, которые могут быть сгруппированы по отдельным разделам. К основным понятийным категориям математического словаря были отнесены: число, цифра, размер, форма, пространственное расположение, равенство, неравенство.
Методы развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию представлений у ребенка о предметах декоративно-прикладного искусства Беларуси, о сувенирах, их назначении и изготовлении:
− овладение видовыми и родовыми понятиями, осуществление их дифференциации;
− сравнение предметов по форме (круг, квадрат, треугольник);
− сравнение предметов по количеству углов;
− методы наложения и приложения;
− количественный и порядковый счет предметов в пределах 10;
− сравнение количества предметов: больше на.., меньше на…
Тематическое содержание занятий и особенности проведения дидактических игр на занятиях по образовательной области «Ребенок и общество», обучающие ситуации на занятиях продуктивной деятельностью, обучающие ситуации в нерегламентированных видах деятельности основано на интеграции образовательных областей.
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2003. – 400 с.
2. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников в 2 частях. Ч.1. / Т. С. Будько. – Брест : БрГУ, 2006. – 46 с.
3. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 289 с.
4. Гаруновiч, Л. Б. Дэкаратыўная дзейнасць дашкольнiка / Л. Б. Гаруновiч. – Мінск : Нар. асвета, 1993. – 94 с.
5. Горбатова, Е.В. Социокультурный подход к формированию эстетической культуры у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Е.В. Горбатова. – Режим доступа : http://elib.bspu.by/handle/doc/15813.
6. Горбатова, Е. В. Значение декоративной деятельности в эстетическом развитии детей дошкольного возраста // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов VIII Международного научно-практического семинара (Барановичи, 23-24 марта 2017 года). – Барановичи: БарГУ, 2017. – С. 25-27.
7. Дробышевская, В. З. Народная педагогика как средство совершенствования процесса воспитания в учреждении дошкольного образования // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов VIII Международного научно-практического семинара (Барановичи, 23-24 марта 2017 года). – Барановичи: БарГУ, 2017. – С. 31-33.
8. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 128 с.
9. Корчинова, О. В. Детское прикладное творчество / О. В. Корчинова. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 316 с.
10. Ладутько, Л.К. Ребенок познает рукотворный мир: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. – Минск: Зорны верасень, 2008.
11. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
12. Миронова, Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей : учебно-методическое пособие / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 180 с.
13. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
14. Починова, Н. В. Белорусская народная декоративная роспись: учеб. пособие / Н. В. Починова. – Минск: Выш. шк., 2005. – 174 с.
15. Сапогова, Е. Е. Культурный социогенез и мир детства: лекции по историографии и культурной истории детства : учеб. пособие для высш. шк. / Е. Е. Сапогова. – М. : Академ. проект, 2004. – 491 с.
16. Сахута, Я.М. Беларускае народнае дэкаратыўна-прыкладное мастацтва: метад. дапам. / Я. М. Сахута. – Мінск: Беларусь, 1995. – 109 с.
17. Сахута, Я.М. Народнае мастацтва / Я.М. Сахута. – Мінск : Беларуская навука, 2015. – 180 с.
18. Старжынская, Н.С. Народная цацка –люстэрка культуры (ад 3 да 7 гадоў) (з электронным дадаткам): дапаможнік для педагогаў устаноў дашк. адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / Н.С. Старжынская, Д.М. Дубініна. – Мінск: Вышэйшая школа, 2014. – 87 с.
19. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
20. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
21. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
22. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Нац. инт образования, 2019. – 416 с.
23. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
24. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272с.
25. Шпикалова, Т. Я. Волшебный мир народного творчества / Т. Я. Шпикалова. – М. : Просвещение, 2012. – 79 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры дидактических игр по развитию математического словаря в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства.
В работе также имеется следующие приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Примеры дидактических игр по развитию математического словаря в процессе ознакомления с произведениями декоративно-прикладного искусства.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты