Белорусская народная сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Белорусская народная сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Белорусская народная сказка как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы анкеты для воспитателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Критерии оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе констатирующего эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Список книг в книжном уголке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе контрольного эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе констатирующего эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Список книг в книжном уголке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе контрольного эксперимента.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Организация патриотического воспитания у детей дошкольного возраста
1.3 Роль сказки в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
2.2 Использование белорусской народной сказки как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе
2.2 Использование белорусской народной сказки как средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе
2.3 Исследование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одной из важнейших характеристик патриотизма является его социальное содержание. Любовь к Родине включает в себя: заботу об интересах и исторической судьбе Родины и готовность жертвовать собой ради нее; верность Родине, ведущую борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и негативное отношение к социальным недугам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от нее традициям; привязанность к месту жительства (городу, области, стране в целом).
Главной задачей системы образования является гармоничное развитие личности. Система народного образования играет ведущую роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитывая в молодежи любовь к Родине. Дошкольные учреждения, как изначальное звено этой системы, призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире.
Однако недостаточная научная разработка основ процесса воспитания основ национального самосознания детей дошкольного возраста, влияет на практику работы детских садов, результаты деятельности педагогов, уровень знаний детей. Следует отметить, что отсутствие целеустремленности, системы, обоснованного планирования работы по ознакомлению дошкольников с народными играми, приводит к безразличному отношению детей к своей стране.
Важной проблемой воспитания у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма является определение содержания воспитания, средств и методов. Одним из средств воспитания патриотизма является белорусская народная сказка.
Значительные изменения, произошедшие в стране за последние годы, новые проблемы, связанные с воспитанием детей, привели к переосмыслению сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания патриотизма потребовало новой идеологии в воспитательной и образовательной деятельности. Идея воспитания патриотизма и гражданственности приобрела государственное значение, в результате чего была разработана Государственная программа «Непрерывное образование детей и учащихся на 2016-2020 годы», утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 22.02.2016 № 9. Программа определяет основные направления воспитания обучающихся и содержит план мероприятий по реализации основных направлений воспитания обучающихся в Республике Беларусь на 2016-2020 годы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
В настоящее время формирование патриотических чувств и сознания, гражданских качеств у подрастающего поколения выдвигается как приоритетная задача. Современный подход к патриотическому воспитанию отражен в «Концепции непрерывного воспитания детей и учащихся в Республике Беларусь».
В Кодексе Республики Беларусь об образовании говорится, что дошкольные учреждения, являясь первичным звеном системы образования в нашей стране, призваны формировать у детей первоначальные представления об окружающем мире, отношение к действительности, давать им возможность с раннего возраста почувствовать себя гражданами своего Отечества [11].
Патриотизм (греческое patris – отечество) – это нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержание которого – любовь и преданность Отечеству, гордость за свое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы Отечества. Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую вглубь веков. Платон уже аргументировал, что Родина дороже отца и матери. В более развитой форме любовь к Родине как к высшей ценности считается в произведениях таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и других. [16, с. 18].
В последнее время все более распространенным в этом направлении становится взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, объединяющую в себе не только социальную, но и духовную, нравственную, культурную, историческую и другие составляющие. Р.С. Буре дает следующее определение: патриотизм – одна из важнейших, непреходящих ценностей, присущих всем сферам общественной и государственной жизни, является важнейшим духовным достоянием человека, характеризует высший уровень его развития и проявляется в его активно-деятельностной самореализации на благо Отечества [3, с. 31].
«Жизнь всякого народа проявляется в своих ей одной свойственных формах», – писал В.Г. Белинский, подчеркивая этим своеобразие национальных условий, в которых протекает жизнь каждого народа. С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного творчества.
Невозможно представить себе культурного и всесторонне образованного человека, который бы не знал истории, традиций и обрядов, языка своего народа. «Заинтересованность историей родного края, – пишет Р.М. Понтелей, – любовь и уважение к своему языку необходимо воспитывать с детства.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Исследование патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе
Цель практической работы – экспериментальным путем определить эффективность белорусских народных сказок как средства патриотического воспитания у воспитанников старших групп учреждения дошкольного образования.
Данная задача реализована посредством решения ряда задач:
1. Выявить уровень представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусской народной сказке.
2. Разработать программу формирующего эксперимента и апробировать ее на практике.
База исследования: Государственное учреждение образования «Ясли-сад №3 г.Островца» Гродненской области.
Выборка исследования: старшие группы №5 (экспериментальная) и №6 (контрольная). Выборку испытуемых составили 20 воспитанников старших групп в возрасте 5,5-6,5 лет (по 10 детей из каждой группы).
Экспериментальное исследование проходило в ряд этапов:
Первый этап – констатирующий эксперимент: анализ планов работы воспитателей старших группы №5 (экспериментальной) и №6 (контрольной); анкетирование воспитателей контрольной и экспериментальной групп по проблеме исследования; подбор методик диагностики, формирование выборки испытуемых, диагностика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников;
Второй этап – формирующий эксперимент: разработка и апробирование системы педагогической работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием белорусских народных сказок;
Третий этап – контрольный эксперимент: итоговая диагностика, формулировка выводов экспериментального исследования.
Итак, начальный этап работы предполагал сбор данных о состоянии проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования.
Для этого вначале нами был осуществлен анализ планов работы воспитателей старших групп №5, 6 по воспитанию основ патриотизма у воспитанников. Анализ позволил выявить следующее:
– часто воспитатели учреждения дошкольного образования, организуя отдельные мероприятия воспитательного характера, мало задумываются над тем, какие конкретные качества у дошкольников они воспитывают (например, в плане указано, что необходимо изучить символы белорусского государства, но при этом дети часто вспоминают только государственные символы (флаг, герб Беларуси), а национальные при этом «забывают» (сосна, василек, аист, клевер и др.);
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования разработаны содержание и методика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста с учетом использования белорусской народной сказки.
Под патриотизмом следует понимать нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь и преданность Отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины. Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у отечественных педагогов была идея народности, которую рассматривали в своих работах: К.Д. Ушинский, Л.Е. Никонова, В.В. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др. В настоящее время в нашей стране воспитательный и развивающий потенциал народной сказки в работе с детьми практически не используется. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. В белорусской сказке отражена история и быт белорусского народа. Народные сказки позволяют педагогу раскрыть детям такие истины, как: добро побеждает зло; учат дружить; учат трудолюбию и взаимопомощи; уважение к родителям, любовь друг к другу, ответственность за меньших; учат переживать за героев, на которых выпали испытания; помогают понять хитрость и обман і др. Процесс патриотического воспитания дошкольника направлен на формирование у дошкольников в разных видах деятельности нравственных качеств белорусов: ответственность, честность, трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца, стремление действовать на пользу другим, любовь и интерес к стране, доброта, сопереживание, чувство собственного достоинства, ощущение принадлежности к культуре своей Родины. Сущность патриотического воспитания состоит в том, что личность формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Начальная диагностика патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала, что дети слабо владеют знаниями о народных промыслах и ремеслах Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной степени информированы о символах родного города. Преимущественное число воспитанников старших групп слабо знают белорусские народные сказки, их содержание, главных героев.
В рамках формирующего эксперимента в экспериментальной группе были реализованы такие направления работы, как: сбор и изучение информации об обычаях, традициях и особенностях белорусского народа; посещение «Музея сказок»; изучение и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий; самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам; чтение белорусских народных сказок; просмотр мультфильмов по мотивам белорусских народных сказок; беседы о героях сказок и их положительных и отрицательных чертах; игровая деятельность (игры-драматизации по сказкам, игра-фантазия «Продолжи сказку»); пополнение уголка книги книгами с белорусскими народными сказками.
1. Алексеева, Л. С. Народная мудрость о воспитании прекрасного. Монография / Л. С. Алексеева; под ред. проф. В. В. Макаева. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. – 168 с.
2. Беларускія народныя казкі : Зборнік / Склад.: Г. А. Барташэвіч, К. П. Кабашнікаў ; Уступ. арт. К. П. Кабашнікава. – 2-е выд., дап. – Мінск : Навука і тэхніка, 1986. – 512 с.
3. Буре, Р. С. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада / Р. С. Буре, Г. Н. Година, А. Д. Шатова; под ред. А. М. Виноградовой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1989. – 96 с.
4. Виноградова, Н. Ф. Родной край / Н. Ф Виноградова, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова. – М.: Владос, 1990. – 118 с.
5. Зайцава, Н. У. Далучэнне дзяцей да беларускай нацыянальнай культуры / Н. У. Зайцава. – Мн.: Адукация, 2003. – 127 с.
6. Дубініна, Дз. М., Дубінін, Дз.Ул. Культура Беларусі ў казках і паданнях/ Дз. М. Дубініна, Дз. У. Дубінін. – Мінск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
7. Дубінін, Дз. У. Мая родная старонка: Дапам. для педагогаў дашк. устаноў / Дз. У. Дубінін, Дз. М. Дубініна. – Мн.: Полымя, 2000. – 99 с.
8. Кабашнікаў, К. П. Сустрэчы з казкай : Кніга для настаўніка / К. П. Кабашнікаў, Г. А. Барташэвіч. – Мінск : Народная асвета, 1984. – 95 с.
9. Кавалеўская, Г. М. Выхаванне нацыянальнай самасвядомасці дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору/ Г.М.Кавалеўская. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2009. – 62 с.
10. Казкі пра жывёл і чарадзейныя казкі / склад., аўтар прадмовы К. П. Кабашнікаў ; рэдактар В. К. Бандарчык. – Мінск : Навука і тэхніка, 1971. – 495 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928
12. Наш край беларускі: Дапаможнік для выхавацеляў дзіцячага сада / У рэд. Т.А. Шаблоўскай. – Мазыр: Белы вецер, 2002. – 87 с.
13. Лобанок, Т. С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. С. Лобанок, Т. Н. Агеева, Т. В. Колосова. – Мозырь: Белый ветер, 1999. – 113 с.
14. Логинова, В. И. Воспитание патриотических чувств / В. И. Логинова // Дошкольное воспитание. – 1982. – №12. – С.18-20.
15. Міхайлава, А. Л. Фарміраванне маральнага і фізічнага здароуя асобы у беларускай народнай педагогіцы (канца ХІХ – пачатку ХХ стагоддзя): манаграфія / А. Л. Міхайлава. – Віцебск: ВДУ імя П. М. Машэрава, 2007. – 153 с.
16. Никонова, Л. Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Е. Никонова. – Мн.: Образование, 1991. – 178 с.
17. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003. – №6. – С.25-27.
18. Панцялей, Р. М. Як адзначаць з дзецьмі народныя святы / Р. М. Панцялей. – Мн.: Асвета, 1993. – 50 с.
19. Сілівон, В. А. Навучанне дашкольнікаў дэкаратыунай творчасці: Кн. Для выхавацеляу дзіцячых садоў / В. А. Сілівон. – Мн.: Асвета, 1989. – 211 с.
20. Учебная программа дошкольного образования / Под ред. Л. Б. Сопот, Е.И. Ивановой. – Мн. : Национальный институт образования, 2019. – 416 с.
21. Цітоў, В. С. Народная спадчына: Матэрыяльная культура у лакальна-тыпалагічнай разнастайнасці / В. С. Цітоў. – Мн.: Образование, 1994. – 83 с.
22. Чарадзейныя казкі : У 2 ч. Ч. 1 / НАН Беларусі. Ін-т мастацтвазнауства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы ; Склад. К. П. Кабашнікаў, Г. А. Барташэвіч ; Рэдкал.: В. К. Бандарчык [i інш.] ; Уступ. арт. К. П. Кабашнікава. – 2-е выд., выпраул. і дапр. – Мінск : Беларуская навука, 2003. – 639 с.
23. Шабанова, Н. Э. Роль белорусской народной сказки в нравственном воспитании старших дошкольников [Электронный ресурс] / Н.Э. Шабанова. – Режим доступа: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream /handle/123456789/4123/Шабанова%20Н.Э..pdf?sequence=1&isAllowed=y.
24. Шылько, Т. М. З роднай мовай па Беларусі: Дапаможнік для настаўнікаў / Т. М. Шылько. – Мн.: Вышэйшая школа, 2002. – 145 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Вопросы анкеты для воспитателей.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Критерии оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе констатирующего эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Список книг в книжном уголке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе контрольного эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе констатирующего эксперимента.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Список книг в книжном уголке.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспекты занятий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 9 Диагностическая карта по патриотическому воспитанию детей старшей группы №6.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10 Результаты оценки уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о белорусских народных сказках на этапе контрольного эксперимента.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты