Особенности развития речи ребенка в процессе семейного общения
БрГУ им.А.С.Пушкина (Брестский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности развития речи ребенка в процессе семейного общения»
по дисциплине: «Социальная работа»
2021
45.00 BYN
Особенности развития речи ребенка в процессе семейного общения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Социальная работа
Организация: Ясли-сад № 56, ГУО (г. Брест)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы по проблеме развития речи у детей дошкольного возраста в процессе семейного общения
1.2 Понятие стиля семейного общения родителей и детей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности стиля семейного общения и развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье
2.2 Методические рекомендации родителям по развитию речи ребенка старшего дошкольного возраста в процессе семейного общения
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Общение играет огромную роль в развитии личности, становлении культурного поведения. Умение эффективно общаться с другими людьми является неотъемлемой частью успешности в различных видах деятельности. Отношения с другими людьми играет важную роль в развитии личности ребенка. Первый опыт межличностных отношений во многом определяет особенности отношения ребенка к себе, к другим, к окружающей действительности в целом.
Дошкольный возраст уникален наличием опыта произвольного общения, его значимостью для ребенка. Межличностное общение в группе сверстников является ценным, привлекательным для детей дошкольного возраста. От того, каким образом оно протекает, зависит направление дальнейшего развития его личности. Неудовлетворенность в общении с другими детьми оказывает влияние на все сферы жизни дошкольника: от поведения до успеваемости.
При недостаточном внимании со стороны родителей и неправильному общению среди родителей внутри семьи может оказать негативное воздействие на развитие речи ребенка дошкольного возраста. Ведь ребенок большую часть своего времени проводит именно в кругу семьи. В случаях неблагоприятного социального положения дошкольника в семье требуется вмешательство других специалистов – социального педагога, педагога-психолога.
Функция речи является одной из важнейших функций человека. В процессе развития речи развиваются высшие ментальные формы познавательной деятельности, способность к концептуальному мышлению. Владение речью способствует осознанию, планированию и регулированию поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективной работе.
Проблемы развития речи изучались в разное время авторами, такими как А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др. Они изучали механизмы речи, основные этапы ее развития, факторы, определяющие развитие речи, причины речевых нарушений.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Основные подходы по проблеме развития речи детей дошкольного возраста в процессе семейного общения
Проблему развития речи ребенка дошкольного возраста в процессе семейного общения исследовали Н.М. Аксарина, Е.К. Каверина, А.В. Орлова, Р.В. Овчарова, А.Е. Райнштейн, А.Г. Рузская, О.С. Ушакова, Л.П. Федоренко, Ф.И. Фрадкин и др.
Речевое развитие ребенка зависит от многих причин, но в первую очередь от социальной среды, которая обеспечивает его речевым общением. Социальное окружение дошкольника включает в себя, прежде всего, взрослых и сверстников. Мы придерживаемся точки зрения Л.П. Федоренко, согласно которой для нормального развития целостной речи детей, а значит, для развития их интеллекта и эмоционально-волевой сферы, необходимо, чтобы окружающая их среда имела достаточно развивающих возможностей, развивающих потенциал. Потенциал развития определяется богатством речевой среды, активностью ребенка в процессе изучения языка, его способностью к обучению [35, с. 87].
Специалист по детской психологии О.С. Ушакова считает, что овладение речью является одной из основных задач развития детей дошкольного возраста. Ее успешное решение зависит от многих условий: речевого окружения, социальной среды, семейного благополучия, индивидуальных особенностей, познавательной активности ребенка. Автор утверждает, что эти условия должны учитываться в процессе целенаправленного речевого обучения [24, с. 231].
Ученые установили, что характер связной речи ребенка зависит от ряда условий и, прежде всего, от общения ребенка с взрослым или сверстниками. Доказано (А.Г. Рузская, А.Е. Райнштейн), что в общении со сверстниками дети в полтора раза чаще используют составные предложения, чем в общении со взрослыми; почти в три раза чаще используют прилагательные, передающие их этическое и эмоциональное отношение к людям, предметам и явлениям; в два раза чаще используют наречия места и образа действий.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ОБЩЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Особенности стиля общения и развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье
Цель исследования – выявить особенности стиля общения и развития речи детей старшего дошкольного возраста в семье.
Задачи:
1. Определить стиль семейного общения в исследуемой группе.
2. Выявить уровень развития речи у детей старшего дошкольного возраста.
3. Оценить взаимосвязь типа семейного общения и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 56 города Бреста». Выборка исследования: 30 детей, и 30 их родителей. Выборку исследования составили дошкольники: 30 детей старшего дошкольного возраста (в возрасте 5-6 лет). В основе исследования лежала гипотеза о том, что существует взаимосвязь типа семейного общения и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Методика «Наблюдение за свободным общением детей» В.И. Яшиной [1].
Цель: изучение уровня коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением.
В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его последовательно, слушать собеседника, понимать его, ясно выражать мысли.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Родители оказывают огромное влияние на развитие речи ребенка старшего дошкольного возраста. Дети в основном строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг. Большое количество времени ребенок старшего дошкольного возраста проводит в семье со своими родителями. Подражая своим родителям или другим близким родственникам дети старшего дошкольного возраста бессознательно перенимают стиль семейного общения, который становится его натурой. Обладающая речевой культурой семья, формирует у ребенка тот же тип общения. Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональный проявлений семья получит в своем ребенке скопление тех же недостатков общения и уровня развития речи. Основные неблагоприятные факторы влияния семейного общения на уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста: дефицит общения, конфликтные отношения в семье, алкоголизм родителей, неполноценность общения в силу скудности интеллектуальной и эмоциональной жизни семьи, неограниченных просмотр телевизора и т.д.
Стиль семейного общения представляет собой предпочитаемый в данной семье способ межличностного взаимодействия, который в данной семье члены семьи стремятся реализовать в процессе общения между собой и другими людьми. При несовпадении стилей общения возникает конфликт. В семье в процессе общения с детьми выделяют следующие стили семейного общения: авторитарный, демократический, попустительский, либеральный. У каждого стиля семейного воспитания свои характеристики.
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующее. Дети старшего дошкольного возраста характеризуются высоким уровнем речевого развития – они активны в общении, умеют слушать и понимать речь, строить общение с учётом ситуации. Они легко входят в контакт с другими детьми, при этом ясно и последовательно выражают свои мысли. В своей речи эти дети используют формы речевого этикета. Они ведут диалогическое общение, умеют договориться с партнерами по совместной деятельности; характеризуются высокой потребностью в общении.
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. 6-е изд., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2003. – 215 с.
2. Аладьин, А.А. Использование тренинговых психотехнологий в работе психолога с родителями / А.А. Аладьин, Н.И. Олифирович // Психолог года. – Минск, 2001. – С. 125 – 129.
3. Амельков, А.А. Основы методики преподавания психологии: учеб. – метод. пособие / А.А. Амельков. – Мн.: БИП – С Плюс, 2006. – 60 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: учеб. для вузов / А.Г. Асмолов. – М.: МГУ, 2011. – 127 с.
5. Бодалев, А.А. Социальная среда и формирование ребенка как личности и субъекта деятельности // Хрестоматия по педагогике / О.П. Морозова. – Б.: Изд-во БГПУ, 2007. – 198 с.
6. Бубнова, С.Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношений в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства / С.Ю. Бубнова // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 4 (73). – С. 242 – 245.
7. Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология / ЗабГУ. – Чита, 2014. – № 5. – С. 244 – 247.
8. Данилова, Н.Н. Психофизиологическая диагностика функционального состояния: учебное пособие / Н.Н. Данилова. – М., 2010. – 112 с.
9. Дженникова, Н.С. Педагогика и психология: учеб. пособие для пед. институтов / Н.С. Дженникова. – М.: Просвещение, 2007. – 135 с.
10. Дружинин, В.И. Психология семьи: 3-е изд. / В.И. Дружинин. – СПБ.: Питер, 2007. – 175 с.
11. Зейгарник, Б.В. Теории личности в современной психологии Психология личности: норма и патология / Б.В. Зейгарник. – Москва-Воронеж, 2008. – 127 с.
12. Ивлева, В.В. Семейная психология / В.В Ивлева. – Минск: Современная школа, 2006. – 606 с.
13. Ильина, А.И. Общительность и темперамент у школьников / А.И. Ильина. – Пермь, 1961. – 180 с.
14. Калачёва, И.И. Семья в современном белорусском обществе: реалии и перспективы развитая / И.И. Калачёва. – Минск: РИВШ, 2008. – 80 с.
15. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарика, 2007. – 320 с.
16. Кинах, Ю.С. Влияние стилей детско-родительских отношений в полных и неполных семьях на формирование социально-психологической компетенции дошкольника / Ю.С. Кинах // Компетенции и образование: модели, методы, технологии Центр научной мысли. – М., 2015. – С. 107 – 138.
17. Ковалевская, А.В. Психолого-педагогическая помощь детям, находящимся в социально опасном положении / А.В. Ковалевская, З.Н. Ганчарик. – Минск: Зорны Верасок, 2010. – 271 с.
18. Коваль, В.В. Развитие эффективных коммуникаций в детско-родительских отношениях посредством программы гармонизации родительских позиций / В.В. Коваль // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 2 (33). – С. 182–183.
19. Кон, И. Дружба / И. Кон. – СПб. : Питер, 2005. – 210 с.
20. Красильникова, Е.Н. Модели отцовства как фактор различий в детско-родительских отношениях / Е.Н. Красильникова // От истоков к современности 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции в 5 томах. Ответственный редактор: Богоявленская Д.Б. – 2015. – С. 219-222.
21. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. – СПб.: Речь, 2011. – 240 с.
22. Кузьмина, В.П. Эмпатия в детско-родительских отношениях: теория и условия оптимизации в семье: учебное пособие для студентов вузов / В.П. Кузьмина; Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования «Вятский гос. гуманитарный ун-т». Киров, 2011. – 180 с.
23. Кулагина, Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): учебное пособие / Ю.В. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 2011. – 215 с.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков.– СПб.: Питер, 2007. – 375 с.
25. Мартынов, В.Ф. Семья в контексте инновационной динамики / В.Ф. Мартынов // Наука и образование в условиях социально- экономической трансформации общества: материалы XIV Междунар. науч. - практ. конф., Минск, 1 декабря 2011г.; в 2 ч./Институт современных знаний имени А.М. Широкова. – Минск: Частное учреждение образования «Институт современных знаний имени А.М. Широкова», 2011.
26. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология: учебник / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 320 с.
27. Овчарова, Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: «ACADEMA», 2005. – 312 с.
28. Осипова, А.А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Осипова. – М.: Сфера, 2012. – 512 с.
29. Основы психологии и семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений / под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изда-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
30. Парфенов, В.Н. Общение, как предмет социально-психологических исследований : автореф. дис. … докт. псих. наук / В.Н. Парфенов. – Л., 1983. – 28 с.
31. Першина, Л.А. Возрастная психология: учебное пособие для вузов / Л. А. Першина. – М.: Альма-матер, 2005. – 210 с.
32. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под редакцией Е.Г. Силяевой, Е.И. Артамоновой, Е.В. Екжановой и др. – М.: ИЦ «Академия», 2002. – 192 с.
33. Психолого-педагогический словарь/ Под ред. В.А. Межерикова. – Ростов – на Дону, «Феникс», 1998. – 225 с.
34. Санникова, О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типологических особенностей эмоциональности и общительности / О.П. Санникова // Вопросы психологии. – 2002. –№ 2. – С. 109-115.
35. Слепкова, В.И. Психология семьи: учеб.-метод. пособие в 2 ч. Ч 1. Теоретические основы психологии семьи. Супружеские отношения / В.И. Слепкова, И.И. Кранц. – Мн: БГПУ, 2009. – 108 с.
36. Целуйко, В.М. Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В.М. Целуйко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 224 с.
37. Якушева, Т.Г. Психологические особенности общительности у школьников с различными типами темперамента / Т.Г. Якушева // Ученые записки Саратовского госпединститута. – Саратов, 1957. – С. 111–126.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Эмпирический материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты