Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Совместная работа детского сада и семьи в приобщении ребенка к культуре родного края (города)
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края
1.1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
1.2. Особенности приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
1.3. Роль совместной работы детского сада и семьи в приобщении детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Организация совместной работы детского сада и семьи в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к культуре родного края
2.1. Разработка педагогических рекомендаций по организации совместной работы детского сада и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
2.2. Разработка комплекса совместных мероприятий детского сада и семьи по приобщению к культуре родного края
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования особое значение приобретает регулирование отношений учреждения дошкольного образования с родителями дошкольников. Отбор и экспертиза новых форм, методов, обеспечение высокого уровня взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей является основным назначением дошкольного образовательного учреждения.
С момента создания системы общественного дошкольного воспитания педагогическая наука и практика на протяжении многих лет осуществляла поиск разнообразных форм и методов работы детского сада с семьей.
Взаимодействие семьи и учреждения дошкольного образования, рассматривается как комплекс внутренних и внешних отношений, и связей между субъектами системы «Семья – Учреждение дошкольного образования» и в каждом из них. Взаимодействие между субъектами определяется характером связей и отношений между ними. Специфика связи проявляется во взаимообусловленности сторон взаимодействия. Действие одного из субъектов вызывает соответствующее обратное действие со стороны другого субъекта. Каждый субъект порождает своим действием обратное и изменяется под его воздействием. В свою очередь специфика от- 4 ношений между субъектами взаимодействия проявляется в характере взаимозависимости элементов взаимодействия.
В дошкольной педагогике взаимодействие педагогов и родителей (законных представителей) начиная с 90-х годов XX столетия, рассматривалось в основном через поиск разнообразных форм пропаганды педагогических знаний родителям (Е.М. Волкова, О.Л. Зверева, Т.В. Кротова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, З.И. Теплова и др.), а также выявления причин сложности работы с семьей (Е.П. Арнаутова, В.Г. Алямовская, Н.Л. Бабкина,Г.В.Глушкова,И.В. Голенкова, В.П. Дуброва, Данк Лан Фыонг, Т.А. Данилина, О.Л. Зверева, О.В. Огороднова и др.).
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края
1.1 Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
В настоящее время понятие «патриотизм» имеет множество определений и, соответственно, разное содержание.
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л. В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А. П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. Полезным исследованием по проблемам белорусского народного игрового фольклора, является работа Владислава Козловщика «О детском воспитании белорусов». Автор особое значение придает овладение молодежью наследия своих предков, развитию их физической и духовной силы. В более поздний период исследователи занимались углубленным изучением белорусской народной игры и пытались ее систематизировать. Е.Р. Вилькин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию «Белорусские народные игры второй половины XIX - начала XX в.». Автор занимался вопросами об истории народных игр, их организации и классификации, исследовал более 300 вариантов игр, записанных другими исследователями в дореволюционное и в советское время.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.
По мнению В.Е. Лях, термин «патриотизм» происходит от греческих patriots – соотечественник, patris –родина, отечество и определяется как «любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [14].
ГЛАВА 2. Организация совместной работы детского сада и семьи в приобщении ребенка старшего дошкольного возраста к культуре родного края
2.1 Разработка педагогических рекомендаций по организации совместной работы детского сада и семьи по приобщению детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края
В дошкольные годы родители оказывают самое большое влияние на личностное развитие ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для успешной работы по приобщению к природному наследию родного края необходимо их взаимодействие.
В приобщении ребёнка к культуре родного города можно воспользоваться совместной работой детского сада с семьей, по следующим областям:
1. В речевой области - широкое использование фольклора: песен, пословиц, поговорок, загадок; развитие устной речи; начинает пополняться и активизироваться словарь детей на основе углубления знаний о народном быте, традициях, праздниках, искусстве; развивается умение рассказывать народные сказки.
2. В социально-коммуникативной области развития детей происходит формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности; формирование гражданской, семейной принадлежности; патриотических чувств причастности детей к наследию прошлого; развитие свободного общения со сверстниками и взрослыми; формирование основ безопасности собственной жизни в различных видах деятельности.
3. В физическом развитии происходит сохранение и укрепление здоровья детей; развитие физических качеств и нравственных чувств в народных подвижных играх; развитие 10 двигательной активности, самостоятельности и творчества; интереса и любви к русским народным играм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Патриотизм следует понимать, как нравственно-политический принцип, социальное чувство, содержание которого - любовь и преданность Родине, гордость за прошлое и настоящее страны, желание защитить интересы Родины. Центральной идеей воспитания любви к Родине у отечественных педагогов была идея национальности, которая была рассмотрена в его трудах: К.Д. Ушинский, Л.Е. Никонова, В.В. Сухомлинский, И.Ф. Харламов, Н.В. Ипполитова и др. Развитие патриотизма детей с момента его зарождения до проявления в деятельности имеет свою динамику: инстинктивный патриотизм, потребность в любви к ближним, привязанность к физической среде, привязанность к духовной среде, объективная оценка родного, изучение историко-культурного развития других народов, активный характер патриотизма.
Для формирования патриотизма у детей в детских садах важно ознакомить их с историческим и культурным наследием города, в котором они родились и выросли. В процессе ознакомления ребенка с культурой родного края (города) необходимо ориентироваться на несколько принципов: принцип историзма, принцип интеграции, принцип дифференциации. В качестве основной формы приобщения ребенка к культуре родного края (города) можно выбрать тематические занятия. Необходимо также учитывать возрастные особенности и интересы детей при знакомстве с культурой земли (города), где они родились и выросли.
В процессе педагогической и образовательной деятельности важно установить тесные отношения между «детьми - родителями - детским садом». Для достижения эффективных результатов в работе с семьями, для поощрения их к повышению уровня образовательной культуры и установления единства в воспитании детей важно делать это целенаправленно, систематически и регулярно, а также применять конкретный и дифференцированный подход, основанный на знаниях каждой семьи и каждого ребенка.
1. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование.– 2012. – № 1 (30). – 130–134.
2. Арзуманян,Л. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2011. №11 С.87.
3. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края // Детский сад: теория и практика. – 2011. –Вып. №9. – С. 82 - 89.
4. Варанецкая, Л.М. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, И.Л. Ждан. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
5. Герасимова, З.Б. Родной свой край люби и знай / З. Б. Герасимова, // Дошкольное воспитание. – 2001. –№ 12. – С. 47.
6. Дедюкина, М.И. Формирование ценностных представлений о родном крае у детей старшего дошкольного возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития : материалы IV Междунар. науч. – практ. Конф. – 2015. – Вып. № 3 . – С. 20-22.
7. Детский сад и семья/ Н. Ф. Виноградова, Г. Н. Година, Л.В. Загик и др.; Под ред. Т. А. Марковой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1986
8. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
9. Жуковская Р. И. и др. Родной край / Р. И. Жуковская, Н. A Виноградова, С. А. Козлова; Под ред. С. А. Козловой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1990
10. Зеньковский, В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – М.: Академия, 2016. – 347 с.
11. Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. № 243-3. – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 62, 2/1928
12. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 4-е изд., стер. – М. Издательский центр «Академия», 2002
13. Комратова Н.Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет / Н.Г. Комратова, Л.Ф.Грибова. – М., 2007
14. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа / Е.В. Лях // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2010. – №3 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami.
15. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
16. Никонова, Л. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Никонова. – Минск : Народная асвета, 1991. – 120 с.
17. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.- М.: Линка - Пресс, 2010.- 114 с.
18. Островская Л.В Познакомьте ребенка сродным городом / Л.ВОстровская // Дошкольное воспитание. – 2011. –№ 4. – С. 56 - 60.
19. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. … д‐ра пед. наук. – Якутск, 2006. – 346 с.
20. Рыбалова, И.В. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2013. –Вып. № 6. – С. 45 – 55.
21. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
22. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2019. – 416 с.
23. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. Т. 2 / К.Д. Ушинский. – М. : Смысл, 2012. – 357 с.
24. Фролова А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.
25. Хурда, Т.А. Воспитываем любовь к родному городу /Т.А.Хурда // Воспитатель УДО. – 2011. –Вып. №7. – С. 25 - 28.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 41.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты