Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения трудовых поручений
МКП (Минский колледж предпринимательства)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения трудовых поручений»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Формирование у воспитанников младшего дошкольного возраста трудовых умений в ходе выполнения трудовых поручений
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №239, ГУО (г. Минска)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Трудовое воспитание детей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Трудовое воспитание детей».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников
1.1. Поручения как форма организации детского труда
1.2. Содержание поручений в младшей группе
1.3. Методика организации трудовых поручений в младшем дошкольном возрасте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. Исследования уровня сформированности трудовых умений
2.1. Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
2.2. Описание работы по формированию трудовых умений в ходе выполнения поручений
2.3. Анализ результатов, полученных в ходе исследования
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема воспитания трудовых умений детей дошкольного возраста признана одной из наиболее актуальных в современном образовании. Трудолюбие, ответственное отношение к своим обязанностям, желание оказать помощь считаются одними из самых важных нравственных качеств личности. Задачу формирования активной, творческой и самостоятельной личности необходимо решать уже в дошкольном возрасте. Исследования психологов и педагогов показывают, что дошкольный возраст следует рассматривать как уникальный в плане решения обучающих, развивающих и воспитательных задач, формирования ребенка как личности. Этот возраст открывает благоприятные возможности для развития и последующего формирования у ребенка трудовых умений, потребности быть самостоятельным, а уже на основе данного свойства развития всех других качеств личности.
Изучение проблемы формирования трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста остается актуальным на протяжении нескольких десятков лет. В 60-е годы исследовалась сущность любви к труду и самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И. Пидкасистый). В 70-е годы востребованным было выяснение структуры и соотношения компонентов трудовых умений в дошкольном возрасте (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година). Исследованием этапов, условий и методов развития трудовых умений у дошкольников занимались в 80-е годы Н.С. Кривова, А.А. Люблинская. С 90-х годов и по наши дни предпочтение отдается исследованию взаимосвязи самостоятельности с формированием трудовых умений (Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун), а также значению и роли самостоятельности как одно из фактора формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста (Т.Н. Филютина).
Формирование трудовых умений у детей младшего дошкольного возраста происходит под воздействием окружающего ребенка мира, и особую роль в этом играют детский сад, педагоги, семья.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования поручений в процессе формирования трудовых умений у дошкольников
1.1 Поручения как форма организации детского труда
С давних времен человек придавал огромное значение труду. Всегда люди стремились устраивать свой быт с трудолюбием, бережливостью, порядком и чистотой. Также и на данный момент человека в социуме мы ценим по труду. Понятие «трудолюбивый человек» трактуется, как правило, как «работящий человек, который не терпит праздности». Согласно исторической эпохе данное понятие расширялось и углублялось, однако его главные признаки оставались одинаковыми. И сейчас, размышляя о трудолюбии, мы имеем в виду нравственную черту человека, которая имеет множество критериев.
Трудовое воспитание – это процесс взаимодействия педагога и ребенка, который ориентирован на формирование трудовых умений, трудовых навыков, а также творческого отношения к труду.
На данном этапе развития науки этой проблемой занимаются А.И. Логинова, Д.В. Сергеева, Г. Киселева, Н. Крылова, Л.И. Сайгушева. Все специалисты по трудовому воспитанию провозглашают необходимость и значимость трудового воспитания с самого раннего возраста [21, с. 9].
Труд необходимо рассматривать не в качестве самоцели, а как средство развития личности с яркой индивидуальностью. Воспитанник – это субъект деятельности, который проявляет активно-действенное отношение к деятельности, участникам труда и к самому себе.
Ребенок дошкольного возраста представляет собой личность в стадии становления. Взрослые обязаны помочь детям войти в современный мир, противоречивый и сложный с тем, чтобы каждая личность сохранила свою индивидуальность.
Инновационные процессы, которые осуществляются в современном дошкольном образовании, обуславливают необходимость замещения традиционных ценностей обучения ребенка дошкольного возраста ценностями развития его личности.
ГЛАВА 2. Исследования уровня сформированности трудовых умений
2.1 Выявление уровня сформированности трудовых умений в ходе выполнения поручений
Цель констатирующего эксперимента – выявить исходный уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста.
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 воспитателей, стаж работы, которых составил менее 10 лет работы – 7 человек, так и более 10 лет работы – 3 человека; 20 родителей (законных представителей), а также 20 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Исследование проходило на базе ГУО «Ясли-сад №239 г. Минска».
Задачи констатирующего этапа эксперимента:
- вывить уровень педагогической культуры воспитателей учреждения дошкольного образования по данной проблеме.
- вывить уровень педагогической культуры родителей по данной проблеме.
- выявить уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста.
Для поставленных решения задач использовали мы следующие методы:
1. Анкетирование педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста» (Приложение 1);
На основе анкетирования была изучена профессиональная деятельность педагогов. По результатам эксперимента был проведен уровневый анализ выявленных у педагогов знаний и практических умений по формированию трудовых умений у детей дошкольного возраста в педагогической практике. С этой целью были взяты за основу критерии, разработанные М.В. Крулехт:
- отношение педагогов к процессу формирования трудовых умений.
- систематичность планируемой работы по трудовому воспитанию дошкольников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Под трудовым поручением понимается возложение на ребенка конкретного задания, которое он должен выполнить один или с кем-либо из своих сверстников. Трудовые поручения по форме организации могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими; по продолжительности - кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по содержанию - соответствовать видам труда.
В младшем дошкольном возрасте (3-4 года) дети преимущественно выполняют поручения индивидуального характера. Так поручения как правило конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются. Трудовые поручения ведутся по следующим направлениям: хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, совместный труд детей и взрослых.
Очень важно вызвать у детей положительное отношение к требованиям педагога, связанных с трудовыми поручениями. В процессе овладения навыком выполнения трудовых поручений ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий. Приемы и методы индивидуального подхода не являются специфическими, они общепедагогические. В оценке труда, достигнутых результатов на младших ступенях дошкольного возраста следует широко использовать игровые приемы.
С целью выявить исходный уровень сформированности трудовых умений детей младшего дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование. Выборка исследования: в исследовании приняли участие 10 воспитателей, стаж работы, которых составил менее 10 лет работы – 7 человек, так и более 10 лет работы – 3 человека; 20 родителей (законных представителей), а также 20 детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
1. Арнаутова, О. Ю. Организация трудовой деятельности детей в процессе субъект-субъектного взаимодействия со взрослыми: опыт экспериментально-педагогической работы педагогов МДОУ. Челябинск, ООО «Полиграф-Мастер», 2007.
2. Васильева, А.И. Трудовое воспитание дошкольников / А.И.Васильева, Я.И. Ковальчук. – Мн., 2003.
3. Венгер, А.Л. Психология развития. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах младшего дошкольного возраста / А.Л. Венгер. – М. : Ростов н/Д : Феникс, 2012. – 384 с.
4. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. – М., 1983.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксма, 2005.
6. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://www.vipstudent.ru/index.php?q=lib&r=16&id=1195154928&p=658.
7. Дыбина-Артамонова, О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности младшего дошкольного возраста / О.В. Дыбина-Артамонова. – Самара, 2007. – 165 с.
8. Житко, И. В. Педагогическая диагностика в процессе формирования трудовых умений у детей старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. наук / И.В. Житко. – М., 1990.
9. Жуковская, В. И. Психологические основы выбора профессии / В.И. Жуковская. – Мн., 2008.
10. Иващенко, Ф. И. Психология трудового воспитания / Ф.И. Иващенко. – Мн.: Выш. школа, 2011.
11. Карелина, И.О. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебно-методическое пособие младшего дошкольного возраста / И.О. Карелина. – Рыбинск: филиал ЯГПУ, 2012. – 71 с.
12. Климов, Е. А. Введение в психологию труда / Е.А. Климов. – М.: Изд-во Моск. ун-та, Изд. центр «Академия», 2004.
13. КолоМн.ий, С.В. Диагностика и коррекция развития личности дошкольника / С.В. КолоМн.ий. – Мн.: Унiверсiтэтскае, 1997.
14. Макаренко, А. С. Трудовое воспитание / А.С. Макаренко. – Мн., «Нар. асвета», 1977.
15. Марецкая, Н.И. Организация развивающего пространства в дошкольных образовательных учреждениях / Н.И. Марецкая // Дошкольная педагогика. – 2005. – № 3. – С. 60-64.
16. Мичурина, Ю.А. Развитие индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / ю.а. Мичурина. – Магнитогорск, 2005.
17. Мишарина, Л. А. Формирование первоначальных знаний о труде взрослых у детей младшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук / Л.А. Мишарина. – Ленинград, 1978.
18. Носкова, О. Г. Психология труда / О.Г. Носкова. – М.: Изд. центр «Академия», 2004.
19. Сайгушева, Л. И. Технологии приобщения дошкольников к труду / Л.И. Сайгушева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.
20. Точин, А. Е. Трудовое воспитание детей в семье / А.Е. Точин. – Мн.: Нар.аствета, 2012.
21. Тютюнник, В. И. Начальный этап развития субъекта творческого труда / В.И. Тютюнник. – М.: РИПО, 2013.
22. Учебная программа дошкольного образования / Мин-во образования Респ. Беларусь. – 2-е изд. – Мн.: НИО; Аверсэв, 2019. – 416 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 40.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Трудовое воспитание детей».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для педагогов «Процесс формирования трудовых умений у детей дошкольного возраста».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Анкета для родителей «Трудовое воспитание детей».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты