Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №518, ДОУ (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание в семье».
Приложение Б Картотека белорусских народных подвижных игр.
Приложение В Планы-конспекты занятий по патриотическому воспитанию.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Психологические аспекты патриотизма как нравственного качества личности дошкольника
1.3 Методические аспекты ознакомления детей старшего дошкольного возраста с белорусскими народными играми
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Анализ состояния проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания на основе ознакомления с белорусскими народными играми
2.3 Результат опытно-экспериментальной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание подрастающего поколения не может осуществляться вне традиционной культуры народа, среди которого живет. Историческое наследие, традиции, культура предков выступают основными ценностями для развития личности не только подрастающего поколения, но и возрождения любви к Родине у молодежи, родительской общественности. Л. Гиршвельд писал: «На родине у тебя и прошлое и будущее. В чужом краю - одно лишь настоящее».
В послании Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию отмечалось, что экономическое возрождение нашей республики не может состояться без гражданского становления каждого человека.
В настоящее время, для развития и процветания нашей республики необходимо, чтобы человек не только получил образование, нужно чтобы человек хотел работать, стремился к развитию своей республики. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к историческому прошлому и культуре своего народа, гордость за достижения прошлых поколений, ответственность за будущее страны.
Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (ст. 18. Воспитание в системе образования) целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося, задачи воспитания включают:
• формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;
• подготовка к самостоятельной жизни и труду;
• формирование нравственной, эстетической и экологической культуры.
В Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. обозначено, что «образование и воспитание осуществляется на основе культурных традиций и ценностей белорусского народа», «в детских дошкольных учреждениях республики обеспечивается воспитание детей через их приобщение к белорусскому языку, культуре, традициям...».
Одной из основных задач учреждения дошкольного образования является патриотическое воспитание детей. В настоящее время воспитание патриотизма предполагает формирование отношения, прежде всего к малой родине, ее просторам и природным богатствам, ее истории и противоречивым сегодняшним реалиям, народу, ее населяющему, его культуре и традициям.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни. Любовь ребенка к Родине характеризуется яркой эмоциональной окрашенностью. «Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В. А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Актуальность нашей работы заключается в том, что в последние годы современные дошкольники отдают предпочтение компьютерным играм, просмотру мультфильмов, занятиям с конструкторами и другим малоподвижным видам деятельности. Народные игры почти исчезают из детства. Воспитателям дошкольных учреждений надо помнить, что народные игры являются национальным богатством. Мы должны сохранить их в дошкольном детстве.
Патриотизм – это социальное, исторически обусловленное явление духовной жизни народа, результат влияния социальной среды и воспитания. Он неотделим от понятия «Родина» и сущность его определяется отношением к Родине (народу, культуре, традициям, языку, истории, родной природе). Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и др.
За последнее время всё большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно дать такое определение: патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Современные подходы к проблеме патриотического воспитания дошкольников отражены в работах зарубежных и отечественных исследователей: С. А. Козловой, Л. А. Кондрыкинской, О. Л. Князевой, Л.В. Коломийченко, Т. С. Комаровой, М. Д. Маханевой, Л. Е. Никоновой, А.П. Орловой и др. Авторы указывают на изменившиеся методологические подходы к данному вопросу, появление нового взгляда на «старые» проблемы. Полезным исследованием по проблемам белорусского народного игрового фольклора, является работа Владислава Козловщика "О детском воспитании белорусов". Автор особое значение придает овладение молодежью наследия своих предков, развитию их физической и духовной силы. В более поздний период исследователи занимались углубленным изучением белорусской народной игры и пытались ее систематизировать. Е.Р. Вилькин, который в 1970 г. защитил кандидатскую диссертацию "Белорусские народные игры второй половины XIX - начала XX в.". Автор занимался вопросами об истории народных игр, их организации и классификации, исследовал более 300 вариантов игр, записанных другими исследователями в дореволюционное и в советское время.
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Анализ состояния проблемы в практике работы учреждения дошкольного образования
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения ясли-сад №518 г. Минска в старшей группе.
В исследовании приняло участие 20 детей и их родители в количестве 14 человек.
Цель – разработать содержание и методику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с белорусской народной игрой.
Начальный этап работы предполагал сбор данных об определении уровня патриотического воспитания детей данной группы по показателю «знание белорусских народных игр».
Уровни оценки усвоения материала по патриотическому воспитанию были определены в ходе наблюдения за детьми в повседневной жизни группы (в быту, на занятиях, в игровой деятельности):
Высокий ребенок знает свое имя, фамилию, пол, адрес; выражает положительное отношение к миру; проявляет интерес к стране в которой живет, знает народные игрушки, игры.
Средний ребенок знает свое имя, фамилию; выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи; имеет частичные представления о народных игрушках и играх.
Низкий ребенок знает свое имя, фамилию; не знает истории народной культуры, игр.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе педагогического эксперимента использовались следующие методы эмпирического исследования: анализ условий патриотического воспитания в группе, анкетирование родителей, беседа с детьми, анализ планов педагогов, наблюдение за детьми.
Анализ задач годового плана учреждения дошкольного образования показал, что в нем обращено внимание на необходимость патриотического воспитания дошкольника.
Анализ предметно-развивающей среды показал, что в группе имеются белорусские народные игрушки, однако они в большей степени выступают как народная скульптура и сувениры и используются в качестве предметов интерьера детского сада. Игрушки народных мастеров почти не включаются в самостоятельные игры детей, не выступают в качестве источника развития их творческих способностей. Зачастую народные игрушки могут использоваться лишь в качестве иллюстрации для работы детей по образцу, без проникновения в сущность народного искусства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной педагогике существует множество трактовок понятия «патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Организация патриотического воспитания – сложный управленческий и технологический процесс. Базовым этапом развития патриотизма у детей следует считать накопление ребенком опыта общественной жизни на родине и усвоение применяемых там норм поведения и отношений.
Правильная организация работы по патриотическому воспитанию родителей дошкольников основана, прежде всего, на знании возрастных возможностей и психологических особенностей детей этого возраста.
Сотрудничество с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Все субъекты воспитания: семья, педагоги, коллектив, этнические сообщества, общественные организации, СМИ – в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность. Однако роль семьи как изначального Отечества переоценить невозможно.
Патриотизм как интегративная черта личности – это структурная модель, включающая когнитивные, эмоциональные и деятельностные компоненты, которые реализуются в сфере общества и природы. При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.
По мнению педагогов, воспитание у детей дошкольного возраста истоков патриотизма – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность детей с целью обогащения знаний о своей Родине, своей стране, развития положительного отношения к этой информации и необходимости выработки общих передовых практик.
Белорусская народная игра – это вид деятельности, направленный на восстановление и усвоение социального опыта белорусского народа, в котором расширяются детские представления, формируется эмоциональный набор ценностей, а также характер поведения ребенка по отношению к малой родине, семье, родной природе.
Народные подвижные игры влияют на формирование воли, нравственные чувства, развитие интеллекта, скорости реакции, физически укрепляют ребенка. Педагоги осознают важность народных игр.
1. Адаева, Н.В. К пониманию сущности патриотизма и патриотического воспитания учащейся молодежи / Н.В. Адаева // Человек и образование.– 2012. – № 1 (30). – 130–134.
2. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1985 – 248 с.
3. Бедулина, Г.Ф. Методическое сопровождение идеологической работы в общеобразовательных учреждениях : пособие для зам. директоров шк. по воспитательной работе, кл. рук., педагогов / Г.Ф. Бедулина. – Минск : НИО, 2007. – 192 с.
4. Буткевич, В.В. Гражданско-патриотическое воспитание: методологические подходы и принципы / В. В. Буткевич // Народная асвета. – 2012. – № 2. – С. 33–38.
5. Варанецкая, Л.М. Выхоўваем грамадзяніна. Дашкольнікам аб гісторыка-этнаграфічнай спадчыне / Л.М. Варанецкая, К.М. Бельская, И.Л. Ждан. – Минск : Зорны верасень, 2008. – 120 с.
6. Волков, Г.Н. Этнопедагогика : учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Волков. – М. : Академия, 1999. – 168 с.
7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский ; под ред. В. В. Давыдова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 536 с.
8. Галанин, Ю. О патриотическом воспитании в кадетском корпусе МЧС / Ю. Галанин // Воспитание школьников. – 2002. – № 8. – С. 13–16.
9. Глазунова, И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / И.Н. Глазунова. – Липецк, 2002. – 174 с.
10. Голикова, Н.С. Обучая, я воспитываю… / Н.С. Голикова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wiki.schoolnet.by/МетодКабинет/Конкурс.
11. Горелик, Ф.Б. Воспитывая гражданина, формируя мировоззрение. Из опыта работы : кн. для учителя / Ф.Б. Горелик. – М. : Просвещение, 1986. – 208 с.
12. Дудникова, С. А. Социокультурное пространство как среда социально-личностного становления ребенка / С. А. Дудникова // Славянский педагогический Собор. – Бендеры : Полиграфист, 2002. – 81 с.
13. Дьяченко, В.В. Теория и практика патриотического воспитания в России : дис. … д‐ра пед. наук / В.В. Дьяченко. – М., 2001. – 348 с.
14. Жихаревич, М.Е. Проблемы теории гражданского образования / М.Е. Жихаревич // Философия образования. – № 7. – 2003. – С. 28–32.
15. Купцов, В.И. Образование, наука, мировоззрение и глобальные вызовы XXI века / В.И. Купцов. – СПб. : Алетейя, 2009. – 120 с.
16. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Политиздат, 1975. – 304 с.
17. Лихачёв, Д. С. Письма о добром / Д. С. Лихачёв. – СПб. : Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1999. – 190 с.
18. Лях, Е.В. Концепция патриотического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с культурно-историческими традициями белорусского народа / Е.В. Лях // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2010. – №3 (28) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-v-protsesse-oznakomleniya-s-kulturno-istoricheskimi-traditsiyami.
19. Матушкин, С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания в современных условиях : в помощь учителям / С.Е. Матушкин, Н.В. Ипполитова. – Челябинск : Изд-во ЧГПУ, 2000. – 19 с.
20. Никонова, Л. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / Л. Никонова. – Минск : Народная асвета, 1991. – 120 с.
21. Пионтковский В.В. Патриотическое воспитание учащейся молодежи в условиях регионального образования : дис. … д‐ра пед. наук. – Якутск, 2006. – 346 с.
22. Пралыгіна, Н. В. Далучэнне дашкольнікаў да беларускай нацыянальнай культуры сродкамі народных гульняў: дапаможнік для педагоі устаноў, якія забяспечваюць атрыманне дашкольнай адукацыі Н. В. Пралыгіна; пад агульнай рэдакцыяй М. У. Чачэты. – Мазыр : ТАА ВД «Белы Вецер», 2006. – 73 с.
23. Сафонова, Т.В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национально-регионального компонента / Т.В. Сафонова // Интеграция образования. – 2008. – №4. – С. 53–56.
24. Селиванова, Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве / Н.Л. Селиванова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http.www.vspu. var.ru8101/parts/facultets/mstitute/conf/conf7.htm.
25. Современный словарь по педагогике / сост. Е. С. Рапацевич. – Минск : Современное слово, 2001. – 928 с.
26. Столяренко Л. Д. Педагогика : учеб. для вузов. – Ростов‐на‐Дону : Феникс, 2000. – 448 с.
27. Сухомлинский, В. А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский. – Минск: Народная асвета, 1978. – 288 с.
28. Учебная программа дошкольного образования / М-во образования Респ. Беларусь. – Минск : НИО; Аверсэв, 2019. – 416 с.
29. Хадановіч, Л.С. Развіццё асобы дзіцяці ў гульнёвай музычна-творчай дзейнасці : дапаможнік / Л.С. Хадановіч // Развіццё асобы дзіцяці ў дзейнасці / Р.М. Міронава [і інш.] ; пад рэд. Л.Б. Гаруновіч. – Минск : Беларусь, 2002. – С. 91 –126.
30. Щуркова, Н.Е. Педагогическая технология / Н.Е. Щуркова – М. : Педагогическое общество России, 2002. – 224 с.
31. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин ; под ред. Д. И. Фельдштейна ; вступител. ст. Д. И. Фельдштейна. – М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. – 190 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
Приложение А Анкетирование родителей по теме «Патриотическое воспитание в семье».
Приложение Б Картотека белорусских народных подвижных игр.
Приложение В Планы-конспекты занятий по патриотическому воспитанию.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты