Режиссерская игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Режиссерская игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольная педагогика»
2021
45.00 BYN
Режиссерская игра как средство развития воображения детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольная педагогика
Организация: Ясли-сад №56, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста по тесту «Свободный рисунок» Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста по методике «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцевой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста
1.2 Значение режиссерской игры в развитии воображения детей дошкольного возраста
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
2.3 Разработка направлений развития воображения детей среднего дошкольного возраста с применением режиссерских игр
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования различных психических функций ребенка. Именно в дошкольном возрасте происходит развитие предметной деятельности, налаживание навыков общения с другими людьми. В дошкольном возрасте происходит интенсивное формирование мышления, внимания, памяти, а также воображения. Диагностика воображения в дошкольном возрасте представляет собой сложный процесс, при котором необходимо выявить, какой уровень воображения характерен для конкретного ребенка и какие методы по ее развитию можно применить. Развитие воображения способствует развитию в дальнейшем творческих способностей в целом. В современном мире больше всего нуждаются в людях, которые проявляют высокий уровень креативности и творческих способностей. По этой причине, внимание развитию воображения уделяется уже в дошкольном возрасте, разрабатываются программы по повышению уровня развития воображения, упражнения, игры и т.д.
Актуальность исследования. Проблема процесса развития воображения у детей дошкольного возраста привлекает пристальное внимание со стороны психологов и педагогов. Современные тенденции в развитии психологии науки и педагогической практики ставят новые вопросы в ее изучении. Один из них – это вопрос о процессе развития воображения у детей дошкольного возраста. Проблемой развития воображения в дошкольном возрасте занимались многие ученые и исследователи, такие как О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.В. Заика и т.д. Данные ученые в своей работе выявляли особенности диагностики воображения у детей дошкольного возраста и особенности его развития.
Существует огромное количество различных способов, методов и форм развития фантазии и воображения у ребенка. Из их многообразия можно выделить одну очень интересную и не слишком раскрытую форму – это режиссерская игра. Данная форма появилась в копилке методов воспитателей и педагогов совсем недавно. Ранее, воспитание было нацелено на развитие и формирование коллектива, где часто не брали во внимание особенности отдельной личности. Сейчас, часто прибегая к личностно-ориентированной модели, мы можем применять в педагогической деятельности все больше индивидуальных методов, к которым и относится режиссерская игра.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Характеристика особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста
Воображение представляет собой особую форму психики человека, т.к. оно выполняет функции «посредника» между восприятием, мышлением и памятью. Воображение способствует развитию творческого потенциала человека. Культура, как духовная, так и материальная является продуктом воображения и творчества человека. Воображение соединяет в памяти человека прошлое, настоящее и будущее [6, с. 21].
Воображение направляет свою активность на практическую деятельность человека. Именно образ материальной вещи, которую он хочет создать, активизирует практическую деятельность человека. Именно способность представлять конечный итог своей работы, позволяет человеку вести целенаправленную и продуктивную деятельность [12, с. 365].
Воображение помогает человеку в решении его повседневных задач, сочетая в себе все имеющиеся сведения и углубляет познавательный процесс. Человек в своей деятельности постоянно познает окружающий мир, изменяет его посредством представления будущего результата своих действий. При планировании своей деятельности человек поначалу знакомится с образом предмета, строит его мысленную модель, а впоследствии воспроизводит, если хочет создать подобную вещь. Однако, если человек создает предмет, которого еще не было, то можно говорить о том, что в данном процессе участвует воображение [20, с. 190].
Таким образом, процесс воображения возникает, когда человек придумывает что-то новое, что ранее не существовало. Образы, которые возникают, когда при включении воображения, включают в себя как уже привычные предметы и явления, так и образы и 6 факты, которые ранее не существовали. Причиной их возникновения могут быть определенные желания, будущие представления и т.д. Как считает Р.С. Немов, воображение – это способность представить реально не существующий предмет, удерживать его в сознании и производить с ним определенные действия [13, с. 165].
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИСЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕЖИССЕРСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей развития воображения у детей дошкольного возраста посредством использования режиссерской игры.
Исходя из этого, было проведено экспериментальное исследование.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 56 г. Гродно».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 30 детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет). Для удобства поделили всю выборку на 2 группы. Так экспериментальную группу составили 15 детей, и контрольную группу составили также 15 детей.
Для осуществления экспериментального исследования использовались следующие диагностические методики:
- тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной;
- методика «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцева.
Рассмотрим подробнее диагностические методики:
Тест «Свободный рисунок» предложенный авторами Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной [18].
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что–либо необычное. На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воображение является важнейшим психическим новообразованием дошкольного возраста. Воображение ребенка начинает развиваться в конце раннего детства. В первой половине дошкольного возраста преобладает репродуктивное воображение ребенка. В более старшем дошкольном возрасте репродуктивное воображение. К старшему дошкольному возрасту воображение становится независимым от внешней деятельности. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте: воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание плана, его планирование и реализацию; это становится особой деятельностью, становится фантазией; ребенок учится технике и способам создания образов; воображение превращается во внутренний план, нет необходимости в визуальной поддержке для создания изображений.
Режиссерская игра – это творческий тип игры, в которой дошкольник отходит от своей идеи, подчиняя ей как объекты и действия с ними, так и саму объектную ситуацию. Режиссерская игра важна для всего умственного развития ребенка, в том числе особой роли в развитии воображения дошкольника. Этот последний вид игры в дошкольном возрасте суммирует некоторое развитие воображения, он прежде всего дает ребенку возможность действовать с внутренней позиции. И эта внутренняя позиция усиливается в режиссерской игре, набирает силу, больше не нуждается в помощи опыта и предметной поддержке. Он выходит на первый план с помощью режиссерской игры и начинает играть первую скрипку в воображении. Все это качественно меняет воображение. Ребенок, переходя на этот уровень развития воображения, уже способен не только разобраться в том, что он сделал, но и разобраться в том, что сделали другие люди, не только разобраться в бессмысленном. Умелая организация управления игрой, создание необходимых условий для ее развития – способствуют овладению детьми игровыми навыками и умениями, формированию личности ребенка, его социальной компетентности и воспитанию гуманности.
1. Боровик, О.В. Развитие воображения: Методические рекомендации / О.В. Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»» 2000. – 112 с.
2. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. – М., 2009. – 243 с.
3. Галянт, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской одаренности / И. Галянт // Дошкольное воспитание. – 2009. – №7. – С.26-38.
4. Гаспарова, Е.М. Режиссерские игры / Е.М. Гаспарова // Игры дошкольника. – М., 2009. – 143 с.
5. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. – 2002. – №1. – С. 22-23.
6. Дьяченко, О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. – 2008. – № 6. – С. 52-59.
7. Захарюта, Н. Современный подход к развитию творческой личности / Н. Захарюта // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3. – С. 21-27
8. Иванова, А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников / А.А. Иванова, Н.А. Шинкарева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 08 мая 2015 г.) – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 136-138.
9. Ильницкая, И. Творческая деятельность и психическое развитие ребенка / И. Ильницкая, Л. Остапенко // Дошкольное воспитание. – 2009. – №5. – С. 49-53.
10. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., 2003. – 354 с.
11. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №12. – С.37.
12. Кудрявцев, Т.В. Развивающее воображение / Т.В. Кудрявцев // Дошкольное воспитание. – 2004. – №7. – С. 77-83
13. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высших уч. заведений / В.С. Мухина – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 608 с.
14. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 271 с.
15. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 265 с.
16. Озерова, О.Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей: Игрыи упражнения / О.Е. Озерова. – Ростов н/Д : Феникс, 2005. – 192 с.
17. Рубинштейн, С.А. Основы общей психологии / Воображение – В 2 т. – Т. 1 – М., С.А. Рубинштейн. – 1999. – 344 – 360 с.
18. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – М.: Союз, 2002. – 356 с.
19. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей: ил. - Серия «Психология детства» / Л.Ю. Субботина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2006. – 189 с.
20. Трифонова, Е.А. Режиссерские игры дошкольников [Текст] / Е.А. Трифонова. – М.: Просвещение, 2016 – 256 с.
21. Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – М., 2019.
22. Шинкарёва Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарева, А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С.1053-1055
23. Щербаков, А.И. Практикум по общей психологии / А.И. Щербаков. – М., 2000. – 243 с.
24. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. – СПб., 2006. – 376 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высш. учеб. завед. / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты диагностики уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста по тесту «Свободный рисунок» Г.А. Урунтасовой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностики уровня развития воображения у детей среднего дошкольного возраста по методике «Как спасти зайку» В.Т. Кудрявцевой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты