Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников»
по дисциплине: «Логопедия»
2021
45.00 BYN
Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Логопедия
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальный план коррекционной работы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Онтогенез произносительной стороны речи дошкольников в норме
1.2 Методологические основы изучения и преодоления нарушений произносительной стороны речи у детей
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание эксперимента по изучению особенностей произносительной стороны речи у дошкольников
2.2 Экспериментальная работа по развитию произносительной стороны речи дошкольников
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДО И ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы
3.2 Рекомендации по развитию произносительной стороны речи у дошкольников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В цепочке задач, стоящих перед дошкольным учреждением, одно из важнейших мест занимают задачи подготовки детей к обучению в школе. Одним из основных показателей готовности дошкольника к успешной учебе является развитая и правильная речь.
Своевременное развитие речи обновляет всю психику ребенка, дает ему возможность более осознанно воспринимать явления окружающей действительности. Любое нарушение речи может повлиять на деятельность и поведение ребенка.
Дети с нарушениями речи начинают осознавать свою нехватку, в результате чего становятся молчаливыми, нерешительными и застенчивыми.
Большое значение имеет четкое и правильное произношение слов и звуков у детей при обучении грамоте, поскольку письменная речь формируется на основе устной речи, а пропуски и недостатки в устной речи могут привести ребенка к общей академической неуспеваемости [15, с. 88].
Известно, что неправильная речевая деятельность оказывает существенное влияние на формирование учебно-познавательной активности детей. Поэтому, если затруднения в обучении у детей с нарушениями речи вовремя не исправить, это может привести к созданию вторичных недостатков, например, таких как неразвитая лексическая и грамматическая структура речи.
В дошкольных учреждениях логопедическая работа выполняется по двум основным направлениям: профилактическому и коррекционному.
Актуальность исследования состоит в том, что полноценная речь ребенка является неприемлемым условием успешного его обучения в школе. Поэтому работа по воспитанию правильной речи в детском саду уделяется большое внимание. Количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции нарушений речи необходимо уделять большое внимание – это и доказывает актуальность выбранной темы.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Онтогенез произносительной стороны речи дошкольников в норме
Ребенок формирует свою речь, опираясь на речь взрослых, и очень важным фактором является его речевая среда, достаточная речевая практика, образование и обучение, начиная с первых дней жизни ребенка [1].
Новорождённый ребенок не умеет говорить, речь не является врожденной способностью, она развивается в течение жизни, проходя все фазы онтогенеза, параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит индикатором его общего разработка. Все дети проходят через строгие шаблоны и определенные характеристики, которые являются общими для их детей в процессе овладения родным языком. Чтобы понять, есть ли у ребенка патология речи, необходимо иметь представление о порядке и закономерностях речевого развития в норме, понимать, в каких условиях этот процесс должен формироваться, ведь от них зависит его успешное течение.
Многие авторы занимались, изучением онтогенеза произносительной стороны речи, такие как: А. Н. Гвоздев, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьев, Н. И. Красногорский и другие. Ученые называют разные фазы формирования речи у детей, их теории различаются количеством этих фаз, возрастными рамками каждой.
Итак, А. Н. Гвоздев, изучая порядок появления разных частей речи, словосочетания, типы предложений в детской речи, выделяет их через периоды [4, с. 250]. Г. Л. Розенгард-Пупко выделяет всего две фазы в развитии речи ребенка: подготовительную, которая длится до двух лет, и фазу формирования самостоятельной речи.
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1 Содержание эксперимента по изучению особенностей произносительной стороны речи у дошкольников
Исследование проводилось на базе... В исследовании приняли участие 10 воспитанников средней группы в возрасте 5-6 лет.
Первый этап - подготовительный, включал в себя подготовку заданий и иллюстративного материала.
Второй этап, основной включал собственно обследование детей. Исследование речи ребенка было организовано в четыре встречи, продолжительность занятия 15 минут.
Третий этап, последний, включал анализ полученных результатов.
Мы провели исследование по выявлению речевых нарушений у детей.
На первом этапе анализировались анамнестические данные детей, на втором этапе проводилось экспериментальное исследование уровня развития речевой памяти и лексико-грамматической структуры речи.
В ходе констатирующего эксперимента использовались данные медико-педагогической документации, данные о детях, полученные от родителей и учителей. В ходе работы были использованы: учебнометодическое пособие для обследования детей с нарушением речи Н. М. Трубниковой, альбом для логопеда О. Б. Иншаковой.
Результаты тестирования оценивались количественно по трехбалльной шкале и качественно с выделением конкретных нарушений для каждого испытуемого.
ГЛАВА 3 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ДО И ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
3.1 Оценка эффективности опытно-экспериментальной работы
С целью оценки эффективности проведенной коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. После применения на практике разработанной нами системы логопедической работы по коррекции нарушения речи у старших дошкольников вторично было проведено исследование речевого развития испытуемых. Вторичное диагностирование проводилось в тех же условиях и по той же методике.
По результатам контрольного эксперимента у всех испытуемых улучшились показатели звукопроизношения. При этом двое детей, Рамиль и Константин получили максимальный балл, то есть их звукопроизношение достигло нормы. У 6 обучающихся (Александра, Роман, Александры, Арсений, Рамиль, Константин) скоррегированы звуки из двух разных фонетических групп, у остальных детей звуки из одной фонетической группы. По результатам исследования наилучшие результаты были достигнуты в фонетических группах свистящих и шипящих звуков. Исправлено 60% дефектов произношения свистящих звуков, 50% - шипящих звуков. Нарушение произношения в фонетической группе сонорных звуков повысилось лишь на 40% звуков [р], [р’] и на 30% звуков [л], [л’] При этом фонетическая группа свистящих осталась в автоматизации только у двух испытуемых, у остальных звуки поставлены и закреплены; фонетическая группа шипящих нарушена у одного ребенка, у 2 в стадии автоматизации, сонорных звуков - у восьми испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Многие авторы занимались, изучением онтогенеза произносительной стороны речи, такие как: А. Н. Гвоздев, Г. Л. Розенгард-Пупко, А. Н. Леонтьев, Н. И. Красногорский и другие. Ученые называют разные фазы формирования речи у детей, их теории различаются количеством этих фаз, возрастными рамками каждой. Каждая из фаз формирования детской речи не имеет четких границ и плавно переходит от одной фазы к другой.
Для своевременного и правильного протекания речевого развития ребенка, ребенок должен быть психически и соматически здоровым, в том числе без нарушений зрительного и слухового анализатора, иметь сохранные умственные способности, у ребенка должна развиваться и сохраняться потребность в речевом общении, и это необходимо для создания оптимальной речевой среды.
Необходимо проводить с детьми занятия по преодолению фонетической системы родного языка.
Исследование проводилось на базе... В исследовании приняли участие 10 воспитанников средней группы в возрасте 5-6 лет.
Первый этап - подготовительный, включал в себя подготовку заданий и иллюстративного материала.
Второй этап, основной включал собственно обследование детей. Исследование речи ребенка было организовано в четыре встречи, продолжительность занятия 15 минут.
Третий этап, последний, включал анализ полученных результатов.
Мы провели исследование по выявлению речевых нарушений у детей.
На основании данных констатирующего эксперимента и анализа научно-методической литературы определены организация, планирование и содержание обучающего эксперимента.
1. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. – СПб., 2006. [Электронный ресурс: http://www.studmed.ru/docs/document19903/cc 11
2. Борисова, Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие / Е.А. Борисова. – М., 2008. – 64 с.
3. Варенцова, Н.С. Развитие фонематического слуха у дошкольников / Н.С. Варенцова, Е.В. Колесникова. – М., 2007. – 115 с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / A. Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 1961. – 467 с.
5. Глухов, В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В. П. Глухов // Дефектология. – 1994. – №2. – С. 56-73.
6. Глухов, В.П. Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития / В.П. Глухов. – М., 2013. – 538 с.
7. Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – М., 2012. – 323 с.
8. Гусарова, Н.Н. Беседы по картинке / Н.Н. Гусарова. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 66 с.
9. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда / О.Б. Иншакова. – М. : ВЛАДОС, 2015. – 279 с.
10. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – М: Просвещение, 2011. – 32 с.
11. Лобачева, Е. К. Развитие фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников с ОНР / Е.К. Лобачева // Логопедия. – №4. – 2007. – С. 27-28.
12. Лопатина, Л. В. Нарушение мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Л. В. Лопатина // Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых : межвузовский сборник научных трудов. – М. , 1987. – С. 3-18.
13. Серебрякова, Н.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / Н.В. Серебрякова. – М.: КАПО, 2008. – 112 с.
14. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 1993. – 232 с.
15. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. – М., 2008. – 224 с.
16. Филичева, Т.Б., Чиркина, Г.В., Туманова, Т.В., Миронова, С.А., Лагутина, А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. – М.: Просвещение, 2008. – 46 с.
17. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии/ М.Ф. Фомичёва. – М., 1989. [Электронный ресурс: http://pedlib.ru/Books/1/0460/1 0460-1.shtml1
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 36.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Индивидуальный план коррекционной работы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты