Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Особенности формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст историй методики «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол сюжетно-ролевой игры «Семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст историй методики «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол сюжетно-ролевой игры «Семья».
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты процесса формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
1.1 Теоретические аспекты процесса формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
1.2 Особенности развития нравственного поведения и роль игровой деятельности в нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Глава 2 Исследование процесса формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
2.1 Экспериментальное исследование уровня сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Результаты исследования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Когда говорят о нравственном воспитании детей дошкольного возраста, исходят из необходимости формировать ценностную ориентацию ребенка в жизни, привязывания его к нравственным ценностям человечества и конкретного общества. Сегодня проблема нравственного воспитания у детей занимает значительное место в дошкольном образовании. Нравственное воспитание подрастающего поколения, уровень которого в целом еще не является удовлетворительным для общества, является одной из актуальных проблем педагогики.
Нравственное воспитание и развитие лежат в основе личности. В процессе нравственного развития и воспитания человек формирует гуманное отношение к миру, реализует регулирующую функцию нравственности, ориентацию личности, ее мировоззрение и систему нравственных убеждений, обеспечивающую гармонизацию личности и общественных интересов, способствует формированию нравственного поведения. Основой и показателем нравственного воспитания человека является характер его взаимоотношений с людьми, с природой, с самим собой, это отношение выражается в симпатии, сопереживании, сочувствии, доброте. Воспитание любого морального качества, которое характеризует отношение дошкольников к обществу, работе, людям и им самим, оказывает влияние на осведомленность детей, их эмоции и поведение. Для этого используются разные формы и методы нравственного воспитания, которые определяются общими методами дошкольного воспитания.
Одним из эффективных и важных методов формирования нравственных качеств, особенно у старших дошкольников, является игровая деятельность. На протяжении всей игры такие качества формируются как чувство ответственности, доброты, честности, правды, смелости, дружбы.
Исследованием проблемы формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста занимались такие авторы как Т.С. Бариновой, И.А. Арониной, Н.К. Дорохиной, О.Л. Зверевой, Н.А. Каратаевой, В.В. Коробковой и др.
Объект исследования – процесс формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – игровая деятельность как средство формирования нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Теоретические аспекты процесса формирования нравственного поведения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Понятие «нравственное воспитание» очень разностороннее. Оно пронизывает все стороны человеческой жизни. Именно поэтому выдающийся ученый нашего времени В.А. Сухомлинский, разработав образовательную систему всестороннего развития личности, вполне обоснованно полагал, что ее системообразующей чертой является нравственное воспитание.
«Нравственное воспитание» – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение учащихся с целью формирования их нравственных качеств, отвечающих требованиям общественной морали.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс воспитательной деятельности, отвечающий нормам общечеловеческой нравственности, организации жизни дошкольников: деятельности, взаимоотношений, общения с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование морально интегрированной личности, в единстве сознания, моральных чувств, совести, моральной воли, навыков, привычек, социально ценного поведения [19, c. 189].
Нравственное воспитание включает в себя:
– формирование сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласования его поведения с интересами общества;
– ознакомление с моральными идеалами, требованиями общества, доказательство их законности и рациональности;
– трансформация моральных знаний в моральные убеждения, создание системы этих убеждений;
– формирование устойчивых нравственных чувств, высокой культуры поведения как одного из основных проявлений уважения человека к людям;
– формирование нравственных привычек [13, c. 79].
Нравственное воспитание человека – сложный и многоплановый процесс, включающий педагогические и социальные явления.
Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность:
– жизненная ситуация – морально-сенсорный опыт, генерируемый ею, нравственное понимание ситуации мотивов поведения;
– выбор и принятие решения – волевой стимул – акт. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, все эти элементы всегда реализуются в единстве.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Экспериментальное исследование уровня сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста
Практическая часть данного исследования представляет собой опытно- экспериментальной работу, направленную на выявление уровня сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, а также на разработку системы ролевых игр по формированию эмоционального отношения к нравственным нормам и правилам.
База исследования: исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №56 г. Гродно».
Выборка исследования: участие в опытно-экспериментальной работе приняло 15 детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня сформированности нравственных представлений у воспитанников старшего возраста были использованы следующие диагностические методики:
- методика «Закончи историю» (Модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой);
- методика «Сюжетные картинки».
Методика «Закончи историю».
Цель методики: изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость.
Для изучения нравственного осознания были выбраны эти нравственные качества, так как они наиболее знакомы и доступны для понимания детей в старшем дошкольном возрасте.
Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Воспитаннику было предложено закончить 4 разные истории, которые ему расскажет воспитатель, а также ему необходимо было обосновать свой ответ.
Истории представлены в Приложении А.
Обработка результатов проводится следующим образом:
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственность – это сложное и многогранное понятие. Основной задачей нравственного воспитания детей является воспитание гуманных отношений. Нравственное воспитание – это непрерывный процесс, направленный на овладение правилами и нормами поведения людей, оно начинается с рождения человека и длится всю жизнь. Нравственное воспитание эффективно, когда оно приводит к нравственному самообразованию и самосовершенствованию. Дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. В старшем дошкольном возрасте ребенок становится более самостоятельным, его социальный опыт обогащается, а отношения с другими становятся сложными. Это позволяет ему самостоятельно оценивать себя и свои действия, в то время как, прежде всего, он оценивает те качества, которые чаще всего оценивают другие, и от которых положение ребенка в группе зависит больше.
Одним из наиболее эффективных методов нравственного воспитания в учреждении дошкольного образования является игровая деятельность. Сюжетно-ролевая игра – это игра, в которой дети играют роль взрослых, и в публичной форме в специально созданных игровых условиях воспроизводят действия взрослых и отношения между ними. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что она создается самими детьми, а их игровая активность выражена как самостоятельная и творческая. Игровая деятельность широко используется в качестве средства эстетического, нравственного и гуманного воспитания, потому что дети отражают мир вокруг себя через роль, образ. В творческих ролевых играх дети испытывают чувства, связанные с ролями, такие как забота, тепло, нежность матери, ответственность водителя или врача и т.д.
В работе было проведено экспериментальное исследование уровня сформированности нравственного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Исследование было проведено на базе ГУО «Ясли-сад №56 г. Гродно». Участие в опытно-экспериментальной работе приняло 15 детей старшего дошкольного возраста. Для выявления уровня сформированности нравственных представлений у воспитанников старшего возраста были использованы следующие диагностические методики: методика «Закончи историю» (Модифицированный вариант ситуаций Р.М. Калининой); методика «Сюжетные картинки». Выявив исходный уровень сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать вывод, что у старших дошкольников низкий уровень моральных представлений, поскольку их работа по их формированию не была систематической, а полученные знания не использовались в практической деятельности.
1. Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005. – №11. – 68-71 с.
2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е. А. Алябьева. – М.: Владос, 2003. – 201 с.
3. Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание / Н. В. Архангельский. – М.: Просвещение, 2009. – 534 с.
4. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребёнка / З. М. Богуславская; Е. О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2001. – 215 с.
5. Виноградова, А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова / Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. –33-35 с.
6. Гаврилова, Т. П. О воспитание нравственных чувств / Т. П. Гаврилова – М.: Просвещение, 2004. – 117 с.
7. Иванова, В. М. Игра как средство нравственного воспитания младшего дошкольника в семье / В. М. Иванова. – М.: Знание, 2003. – 231 с.
8. Карпова, С. Н. Игра и нравственное развитие дошкольников / С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк. – М.: Издательство Московского Университета, 2006. –279 с.
9. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2001. – №9. – 14-19 с.
10. Крайнева, Л. В. Формирование нравственной активности у детей старшего дошкольного возраста в совместной продуктивной деятельности / Л. В. Крайнева. – М: Знание, 2005. – 198 с.
11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду». Психологический институт РАО МоиПН, 1997. – 259 с.
12. Мулько, И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет / И. Ф. Мулько. – М.: Просвещение, 2004 – 96 с.
13. Нечаева, В. Г. Нравственное воспитание дошкольника/ В. Г. Нечаева. – М.: Педагогика, 2002. – 192 с.
14. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: Просвещение, 2005. – 478 с.
15. Скоролупова О. А., Логинова Л. В. Играем?.. Играем!.. – М.: Скрипторий, 2006. – 112с.
16. Солнцева О. Играем в сюжетные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – 33-37 с.
17. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова; под ред. А. В. Запорожца. – М.: Просвещение, 2006. – 96 с.
18. Чернов А. В. Роль творческой игры в развитии моральных отношений у детей. Ростов-на Дону. – 1962. – 248 с.
19. Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников / Г. Н. Эйсмонт-Швыдская. – М.: Просвещение, 2003. – 243 с.
20. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Владос, 1999. – 360 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст историй методики «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол сюжетно-ролевой игры «Семья».
ПРИЛОЖЕНИЕ А Текст историй методики «Закончи историю».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Протокол сюжетно-ролевой игры «Семья».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты