Формирование мыслительных операций у дошкольников с использованием методических игр
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование мыслительных операций у дошкольников с использованием методических игр»
по дисциплине: «Педагогика и психология»
2021
45.00 BYN
Формирование мыслительных операций у дошкольников с использованием методических игр
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика и психология
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методические игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Методические игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности формирования мыслительных операций у дошкольников
1.2 Условия формирования у детей дошкольного возраста мыслительных операций
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
2.2 Выявление уровня сформированности мыслительных операций у детей дошкольного возраста
2.3 Программа формирования мыслительных операций у детей дошкольного возраста посредством методических игр
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современной практике дошкольного образования развитию мышления уделяется большое количество программного времени, так как большая часть видов учебной деятельности ориентированы непосредственно на данный компонент психического развития. Совместно с этим, развитие мышления является сложным и поступательным процессом, требующим существенных усилий со стороны преподавателей, дифференцированному подходу к любому воспитаннику для того, чтобы уровень заданий соответствовал способностям каждого ребёнка.
Мышление – это одна из самых главных функций мозга, которая позволяет человеку с помощью слов и образов (символов) представить и выразить свое отношение к реально существующим и воображаемым предметам, явлениям окружающей среды, состояниям своего организма. В результате сочетания непосредственных и словесных раздражителей с разнообразными формами деятельности организма возникают временные связи, что является физиологическим аппаратом мышления. Временные связи не только накапливаются, но и извлекаются из памяти. Это обеспечивает создание новых связей. Такому механизму мышления присущи активность и саморегуляция.
Актуальность вопроса развития мыслительных операций у старших дошкольников обусловлена тем, что новая эпоха выдвигает повышенные требования к умению человека сознательно относиться к жизни. На современном этапе развития системы дошкольного образования большую значимость приобрела необходимость поиска новых форм воспитания и обучения, которая способствовала бы личностному росту дошкольника.
ГЛАВА 1 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Особенности формирования мыслительных операций у дошкольников
Мышление в отличие от других процессов происходит в соответствии с определенной логикой. Начало мыслительного процесса видится в создании проблемной ситуации. Уже этот этап оказывается не всем под силу - тот, кто не привык мыслить, воспринимает мир вокруг себя само собой разумеющееся. Чем больше знаний, тем больше проблем видит человек [17].
Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и конкретизация. Анализ - это мыслительная операция, которая разделяет целое на части или выделяет целое его сторон, действий, отношений. В простом смысле анализ выражается в фактическом разложении предметов на составные части. Синтез - это мысленное соединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. Синтез не сводится к сумме, так как является механическим соединением частей. Сравнение - это обнаружение сходства и различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Сравнение бывает односторонним (неполноценным по одному признаку) и многосторонним (полным по всем .признакам); неопосредованным и опосредованным. Обобщение - это мысленное соединение предметов и явлений по их общему признаку. Абстракция - это сложный процесс, зависящий от своеобразия и целей, стоящих перед исследованием и состоит в том, что субъект отвлекается от остальных, вычленяя какие - либо свойства, признаки изучаемого объекта. Абстрагирование осуществляется в результате анализа. Путем абстрагирования были созданы отвлечённые, абстрактные понятия длины, широты, количества и т.д.[6].
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МЕТОДИЧЕСКИХ ИГР
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
В исследовании были задействованы дошкольники 5-6 лет, 20 человек. В процессе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, сравнительный анализ, тестирование.
Основная цель исследования – определить уровень сформированности мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были использованы методики, которые позволяют охарактеризовать каждого ребенка и обследуемую группу. Диагностика проводилась с каждым ребенком индивидуально.
Были использованы следующие методики.
Методика 1. «Последовательные картинки» (А.Н. Бернштейн) Цель: определить способность к логическому мышлению, обобщению, умению понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, определить уровень развития связанной речи. Материал и оборудование: сюжетные картинки, на которых изображены этапы какого-либо события.
Процедура исследования: ребенку показывают картинки и дают инструкцию, ребенок раскладывают их по порядку и рассказывает почему он их так разложил.
Инструкция: Посмотри, перед тобой лежат картинки, на которых изображено какое-то событие. Картинки перепутаны, и тебе надо догадаться, как их поменять местами, чтобы стало ясно, что нарисовал художник. Подумай, переложи картинки, как считаешь нужным, а потом составь по ним рассказ о том событии, которое здесь изображено.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, мышление это сложный процесс, играющий важную роль в общем психологическом развитии человека, требующий постоянного совершенствования и учета его развитии в соответствии с возрастом человека Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, игровые и реальные отношения со сверстниками. Также нужно отметить, что в этот период бурно развивается речь, способность к замещению, символическим действиям и использованию знаков, наглядно - действенное и наглядно - образное мышление, воображение и память Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у воспитанника развиваются логические операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Развитие логических операций мышления влияет не только на интеллектуальное, но и общее развитие ребёнка, развиваются положительные черты характера, работоспособность, планирование деятельности, самоконтроль, интерес и желание учится. Все это крайне необходимо для дальнейшей жизни ребёнка. Достаточная подготовленность мыслительной деятельности снимает психологические перегрузки в учении и сохраняет здоровье ребёнка.
1. Бортникова, Е. Ф. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь [Текст] / Е. Ф. Бортникова. – Екатеринбург : ООО КнигоМир, 2010. – 320 с.
2. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Национальное образование, 2016. – 368 с.
3. Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин - М., 1985. - 45 с.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Психология мышления [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М. : АСТ/Астрель, 2008. – 644 с.
5. Гуткина, Н. И. Научная школа Лидии Ильиничны Божович: история и современность [Текст] / Гуткина Н. И. // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 4. – С. 18-33.
6. Занков, Л. В. Избранные педагогические труды. [Текст .18 .Л. В. Занков— 3-е изд., дополн. — М.: Дом педагогики, 1999. — 608 с.
7. Запорожец, А. В. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте [Текст] : вопросы психологии ребенка дошкольного .возраста. / Запорожец А. В. — М.-Л., 1958. — 91 с.
8. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного .20 возраста посредством дидактических игр [Текст] // Актуальные вопросы 55 современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь .2013 г.). / О. В. Иванова— Уфа: Лето, 2013. — С. 48-52
9. Любченко, И. И. Логическое мышление как неотъемлемый аспект развития ребенка в современном обществе [Текст] / И. И. Любченко // Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – № 1. – С. 59-62.
10. Мартыненко, И. В. Развитие мышления у детей подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения [Текст] / И. В. Мартыненко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. – № 49-1. – С. 55 – 60.
11. Мельниченко, Я. И. Использование блоков Дьенеша для развития логических операций мышления детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Я. И. Мельниченко, Н. В. Голунова // Новое слово в науке: перспективы развития: материалы XI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 март 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. – С. 77–79.
12. Немов, Р. С. Общая психология. Воображение и мышление [Текст] / Р. С. Немов. – М. : Юрайт, 2016. – 226 с.
13. Перетягина, Н. Н. Инновационные технологии обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Н. Н. Перетягина. – Красноярск: Центр информации, 2012. – 180 с.
14. Пичугина, Н. П. Развитие логического мышления дошкольников .29 / [посредством игрового набора «Дары Фребеля» // Молодой ученый. [Текст .Н. П. Пичугина, В. Н. Попова— 2016. — №5. — С. 727-728
15. Прудникова, Н. К. Условия развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Н. К. Прудникова - Молодой ученый. – 2017. - №13. - С. 590-592
16. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – М.: АН СССР, 1958. – 145 с.
17. Спиридонов, В. Ф. Психология мышления. Решение задач и проблем [Текст] / В. Ф. Спиридонов. – М. : Генезис, 2006. – 244 с.
18. Шведова, Л. Развитие логического мышления и интеллекта [Текст] / Л. Шведова. – М.: Рипол Классик, 2013. – 352 с.
19. Эльконин, Б. Д. Опосредованние. Действие. Развитие [Текст] / Б. Д. Эльконин. – М. : ERGO, 2010. – 280 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ Методические игры.
ПРИЛОЖЕНИЕ Методические игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты