Формирование знаний детей 4-6 лет в области элементарных понятий гимнастической терминологии для эффективного управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста
МГПУ им.И.П.Шамякина (Мозырский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование знаний детей 4-6 лет в области элементарных понятий гимнастической терминологии для эффективного управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Формирование знаний детей 4-6 лет в области элементарных понятий гимнастической терминологии для эффективного управления процессом физического воспитания детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты дошкольников на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты дошкольников на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для несвязанных выборок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты дошкольников на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для несвязанных выборок.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
1.1 Общие основы теории формирования представлений, знаний и физкультурного мировоззрения детей дошкольного возраста
1.2 Сравнительная характеристика учебных программ по разделу «Физическая культура» для детей 4-6 лет и учащихся 1-2 классов в аспекте требований к освоению детьми знаний, обозначенных в программах, гимнастической терминологией и понятиями
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОВЫСИТЬ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Результаты исследования и их обсуждение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности (социальных, культурных, гигиенических и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности (психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств (физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические факторы и др.).
Физическая культура и спорт, являясь важными социальными явлениями, развивались и совершенствовались вместе с человеческим обществом и играли определенную роль на различных исторических этапах. В соответствии с этим общество создавало условия для занятий физическими упражнениями, разрабатывало и внедряло системы физической подготовки молодежи к трудовой и военной деятельности. Идеалы физического воспитания и подготовки в различные эпохи менялись. Но как показывает история, физическая культура всегда находилась в тесной связи с воспитанием и общей культурой личности. Важное место в физическом воспитании занимает теоретическая подготовка, владение терминологией. Поскольку освоение специальных терминов позволяет установить продуктивный диалог между педагогом и детьми и совершенствовать процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.
Научно-методическое содержание основных направлений совершенствования физического воспитания в дошкольном возрасте, а также личностно-ориентированная модель физического воспитания детей представлены в монографиях белорусских авторов: «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» (В.Н.Шебеко, 2000), «Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь» (В.А.Шишкина, 2007) [15;16]. В развитие теории и практики физического воспитания дошкольников огромный вклад внесли работы Н. Э. Власенко, Л. Д. Глазырина, Л. В. Назарова, В. А. Шишкина и др. Выдвинутые ими идеи заложили основы физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Несмотря на наличие многочисленных исследований отмечается недостаточно работ, раскрывающих специфику формирования знаний дошкольников в области гимнастической терминологии.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ЗНАНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ
1.1 Общие основы теории формирования представлений, знаний и физкультурного мировоззрения детей дошкольного возраста
Образовательные задачи в области физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь в основном направлены на обучение основам физкультурных знаний, необходимым физическим и двигательным умениям и навыкам, направлены на увеличение функциональных возможностей организма ребенка и воспитание на этой базе устойчивых физических качеств, а также включение детей в активную физкультурно-оздоровительную деятельность.
Интеллектуальный компонент в области физической культуры и воспитания определен содержанием набора знаний по физической культуре у ребенка-дошкольника. Начальной точкой в формировании физической культуры личности у ребенка дошкольника является знание основ физической культуры, идей и мировоззрения физической культуры.
Одна из форм организации физкультурной оздоровительной и педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования является теоретическая подготовка, которая предшествует практическим занятиям. Цель теоретической подготовки состоит в расширении понятийного аппарата у ребенка дошкольника в области физического воспитания и спортивной деятельности. Перед теоретической базовой подготовкой стоят в приоритете следующие задачи: во-первых, сформировать у детей исходные знания, провести стимуляцию познавательных интересов и развить необходимые способности у детей; во-вторых, прививать детям навыки в самообслуживании и осуществлении ухода за инвентарем для занятий по физическому воспитанию; в-третьих, следует проводить обучение основным правилам соблюдения безопасности и правилам поведения на занятиях физкультуры [14, с. 238].
Транслирование детям специальных знаний в сфере физического воспитания, их систематическая наполненность и углубление также представляют собой одну из ведущих задач в сфере физического воспитания. К ним можно отнести знания о сути физической культуры, о ее значении и выполняемых функциях для человека и общества в целом; знания в области физической культуры и соблюдении гигиены; знание закономерностей развития моторики и навыков и умений; знания о технике выполнения физических действий и упражнений, о важности физических нагрузок в общем и проведении индивидуальных упражнений; знания о технике укрепления и поддержания оптимального уровня состояния здоровья на долгие годы [13, с. 15].
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ В ОБЛАСТИ ГИМНАСТИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ, ПОЗВОЛЯЮЩИХ ПОВЫСИТЬ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ЗДОРОВЬЕ»
2.1 Организация и методика исследования
Цель исследования: совершенствование процесса физического воспитания детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: применение комплекса методов и приемов физкультурного образования детей 4-6 лет позволят повысить уровень осведомленности в области гимнастических терминов и понятий.
Описание выборки исследования: в исследовании приняли участие 20 воспитанников дошкольного учреждения. Возраст детей 4-6 лет. Половой состав: 10 мальчиков и 10 девочек.
Методы исследования:
- педагогическое наблюдение;
- опрос
- методы количественной обработки данных
- методы статистической обработки данных
Для изучения осведомленности детей в области гимнастических терминов и понятий применялись следующие диагностические задания:
Задание 1. Назвать, что такое «гимнастика» и описать, для чего она нужна.
Задание 2. Перечислить названия гимнастических упражнений и движений, которые ребенок может назвать. Если ребенок называет 8-10 терминов, то ставится 3 балла, если 5-7 ставится два балла, если менее 5 терминов, то ставится 1 балл.
Задание 3. Перечислить названия гимнастических снарядов. Если ребенок называет 8-10 терминов, то ставится 3 балла, если 5-7 ставится два балла, если менее 5 терминов, то ставится 1 балл.
Задание 4. Педагог словесно называет последовательность из трех гимнастических движений, ребенок на слух должен понять инструкцию и выполнить их. Если ребенок выполняет правильно все три упражнения, то ставится 3 балла, если 2 упражнения правильно, то ставится два балла, если только одно упражнение выполняет правильно, то ставится 1 балл.
По итогам баллы суммируются и делается вывод об уровне освоения гимнастической терминологией и понятиями.
Низкий уровень (4-6 баллов): ребенок не имеет представления о гимнастике как виде физической культуры, не знает ее предназначение. Не знает названия основных гимнастических движений и упражнений, не знает названий гимнастических снарядов, не может на слух воспринять инструкцию педагога по выполнению гимнастических движений и упражнений.
Средний уровень (7-10 баллов): ребенок имеет только общее представления о гимнастике как виде физической культуры, не знает ее предназначение. Знает небольшое количество названий основных гимнастических движений и упражнений, может назвать несколько названий гимнастических снарядов, допускает ошибки при восприятии на слух инструкции педагога по выполнению гимнастических движений и упражнений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансляция воспитанникам специальных знаний в области физкультуры, их систематическое наполнение и углубление также представляют собой одни из важнейших задач физического воспитания. К ним можно отнести знания о сущности физической культуры, о ее роли и функциях для личности и в целом общества; знания в области физкультурно-гигиенической сферы; знания о закономерностей развития двигательных умений и навыков; знания о технике физических упражнений, о значении двигательной активности в целом и отдельных упражнений; знания по укреплению и поддержанию оптимального уровня здоровья на долгие годы.
Одним из разделов работы по физкультурному воспитанию дошкольников является формирование у них знаний по изучаемым областям. В частности проводится теоретическая подготовка по разделам гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры. По разделу гимнастика детей знакомят с терминами, обозначающими названия гимнастических снарядов, занкомят со строевыми упражнениями, формируют знания о правилах поведения на гимнастических снарядах для обеспечения безопасности. Проводят ознакомление с гимнастическими терминами: сед углом, ноги врозь; сед, согнуть ноги в коленях; упор присев; упор на коленях; упор на коленях и предплечьях, упор, лежа на предплечьях; наклон, прогнувшись; наклон с захватом. Упражнения гимнастики для детей дошкольного возраста направлены на формирование элементарных умений и навыков простейших движений. Детей учат выполнять движения в общих чертах. При этом их внимание фиксируют на основных моментах движений в соответствии с требованиями, предъявляемыми в данном возрасте. Многообразие видов гимнастических упражнений делает гимнастику доступной и полезной для всех возрастных групп детского сада. Для каждого возраста легко подобрать наиболее доступные упражнения, игры, задания. Содержание гимнастики реализуется в детских садах в разных организационных формах: на занятиях физической культурой, на ежедневной утренней гимнастике, во время подвижных игр. Кроме того, в течение дня в свободное от занятий время воспитатели тоже должны широко использовать упражнения в основных движениях и общеразвивающие гимнастические упражнения. По сравнению с дошкольным периодом учащиеся 1-2 классов должны освоить гораздо больше терминов, более свободно ориентироваться в предъявляемых словесных инструкциях к упражнениям, что является залогом успешного освоения программы по учебной дисциплине «Физическая культура и здоровье».
1. Борисова М.М. Теория и технология физического воспитания и развития ребенка : учебник / М.М. Борисова. – М. : МНФРА-М, 2017. – 299 с.
2. Власенко, Н. Э. Фитнес для дошкольников / Н. Э. Власенко // Адукацыя и выхаванне. – 2008. - № 3. – С.25-32.
3. Гимнастическая терминология: Справ. по курсу «Гимнастика» /Сост. С.А.Александров. – Гродно: ГрГУ, 2000. – 43 с.
4. Глазырина, Л. Д. Физическое воспитание и развитие ребенка: учебно-методическое пособие / Л. Д. Глазырина; Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка. - Минск : [БГПУ], 2009. - 291 с.
5. Деду.левич, М. Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста : учеб.-метод. рекоменд. / М. Н. Дед.улевич, В. А. Шишкина. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2013. – 160 с.
6. Саскевич, А.П. Комплекс средств физической культуры, направленный на улучшение показателей физического развития и физической подготовленности детей / А.П. Саскевич, О.В. Хижевский // Весцi БДПУ. – 2017. – Серыя 1. – №4. – С. 22-28.
7. Семенова Т.А. Оздоровительные технологии физического воспитания и развития ребенка дошкольного возраста в образовательных организациях : учебник/ Т.А. Семенова. - М. : МНФРА-М, 2017. – 448с.
8. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка : [Текст] учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Э.Я. Степаненкова. – М. : Академия, 2014. – 368 с.
9. Учебная программа дошкольного образования (Утв. 15.08.2019 г. постановлением Министерства Образования Республики Беларусь. Регистрационный №138) / Минск: НИО, 2019.- 479 с.
10. Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Физическая культура и здоровье. I–III классы. – Минск: Нац. ин-т образования, 2017.
11. Физическая культура и спорт как общественное явление. Международное олимпийское движение : пособие / Е. К. Кулинкович ; Акад. упр. При Президенте Респ. Беларусь. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2019. – 118 с.
12. Хижевский, О.В. Развитие основных физических качеств и укрепление здоровья. Материалы VI международной научно–практической конференции «Здоровье для всех», Пинск, 23 – 24 апреля 2015 г. Ч. 1. – Пинск: Полес.ГУ, 2015. – С. 353 – 358.
13. Шебеко, В.Н. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: [Текст] / учеб. пособие / В.Н. Шебеко. - Минск: Выш. школа, 2013. - 288 с.
14. Шебеко, В.Н. Инновационные технологии в физическом воспитании дошкольников / В.Н. Шебеко // Феномен детства: социально-педагогические проблемы: материалы респуб. науч.-практ. конф., посвященной 25-летию социально-педагогического факультета, Брест, 29–30 мая 2009 г. – Брест : БрГУ, 2009. – С. 238 –243.
15. Шебеко, В.Н. Формирование личностной физической культуры детей дошкольного возраста в различных видах деятельности / В.Н. Шебеко // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. ст. / редкол. Н.С. Старжинская и др.; под общ. ред. Л.Н. Воронецкой, Т.В. Поздеевой. – Минск : БГПУ, 2008. – С. 243–245.
16. Шишкина, В.А. Базисная модель физического воспитания детей дошкольного возраста в Республике Беларусь: монография / В.А. Шишкина. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2007. - 238 с.
17. Шишкина, В.А.Физкультурная мозаика: учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / В.А.Шишкина. – Минск: «ЖАССКОН», 2012. – 56 с.
18. Якуш, Е.М. Средства, методы и принципы физического воспитания: пособие. / Е. М. Якуш. – Минск: БГУФК, 2010. – 83 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 28.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты дошкольников на констатирующем этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты дошкольников на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для несвязанных выборок.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты дошкольников на контрольном этапе.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Результаты статистической обработки по критерию Стьюдента для несвязанных выборок.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты