Мотивационная готовность и отношение ребенка к обучению в школе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Мотивационная готовность и отношение ребенка к обучению в школе»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Мотивационная готовность и отношение ребенка к обучению в школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Психологические особенности формирования и развития личности старшего дошкольника
1.3 Особенности мотивационной готовности в старшем дошкольном возрасте
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование уровня мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста
2.2 Психолого-педагогические рекомендации по развитию мотивационной готовности в старшем дошкольном возрасте
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися.
Формирование мотивационной готовности и отношение ребенка к обучению в школе в дошкольном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Факт поступления старшего дошкольника в школьное учреждение является немаловажным, так как происходит перестройка всего образа жизни ребенка и его деятельности. От того, насколько качественно и вовремя дошкольник будет подготовлен к обучению в школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Так же следует отметить тот факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если дошкольник, а в будущем первоклассник, обладает необходимыми и достаточными для начала обучения качествами, которые в последствие в учебном процессе развиваются и совершенствуются.
Содержательный анализ исследований, посвященных проблеме мотивации учения у детей, обнаруживает большое разнообразие мотивов, влияющих на эффективность процесса обучения, которое обусловлено во многом чрезвычайной сложностью самой учебной деятельности, уровнем ее организации, возрастными особенностями учащегося и всей системой его отношений с окружающим миром.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Исследование проблемы мотивации учебной деятельности в отечественной и зарубежной литературе
Проблема мотивации учебной деятельности появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения, которая стала специально организовываться. На сегодняшний день данная проблема является главной в педагогической и психологической науке.
Вопрос мотивации и мотивационной сферы личности на протяжении всего существования данных понятий активно изучались, как зарубежными, так и отечественными исследователями. Данный интерес имеет два аспекта. «С одной стороны, на сегодняшний день возникла потребность внедрения в практику психологических и педагогических исследований, предметом изучения которых является побудительная сфера личности, которая определяет ее поведение и процесс социализации. С другой стороны, необходимо решить проблему связи мотивации человека с социальной детерминацией его психики» [6, с. 10].
В настоящее время достигнуты определенные успехи в области многих наук, которые создали необходимые условия для разработки проблемы мотивации учебной деятельности. Важное значение в контексте данной работы имеют разработки о сущности личности, об общественно-деятельностных ее характеристиках. Этот вопрос рассматривали Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Чудновский, Э.Г. Юдин и др.
Значительно расширили возможности педагогического поиска в области мотивации деятельности исследования побудительных сил, активности развивающейся личности, природы мотивов, зависимостей, определяющих их трансформации и развитие. В этом направлении работали В.Г. Асеев, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, К. Обуховский, З.И. Равкин, Д.Н. Узнадзе, Р.X. Шакуров, Ю.В. Шаров, П.М. Якобсон и др.
Большой вклад в исследование мотивации учебной деятельности внесла отечественная исследовательница Л.И. Божович. Автор исследовала относительно постоянные и доминирующие мотивы личности, которые называла «направленностью личности». По ее мнению, «существуют широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы, которые рождаются в процессе непосредственной учебной деятельности» [4, с. 29].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Исследование уровня мотивационной готовности детей старшего дошкольного возраста
В ходе работы было проведено исследование уровня учебной мотивации старших дошкольников. В исследовании принимали участие 40 человек.
Цель исследования: изучить уровень развития учебно-познавательной мотивации старших дошкольников.
Методика исследования:
Для определения уровня развития учебно-познавательной мотивации старших дошкольников была разработана анкета (Приложение А).
Обработка. Для возможности дифференцирования детей по уровню развития учебно-познавательной мотивации использовалась система бальных оценок:
- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.
Интерпретация.
1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
2. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
3. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
4. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были изучены понятия «мотивации» и «учебной мотивации». Вопрос мотивации и мотивационной сферы личности на протяжении всего существования данных понятий активно изучались, как зарубежными, так и отечественными исследователями.
Мотивация представляет собой движущую силу личности, она имеет главенствующую роль в структуре личности человека, и является базовой основой таких характеристик как: характер, эмоциональность, направленность личности, деятельностной активности.
В ходе работы были рассмотрены особенности формирования и развитие личности старшего дошкольника. Отмечено, что возникновение учебной деятельности, наряду с игровой, определяет не только индивидуальное развитие личности ребенка, но и особенности процесса его социализации. Особое влияние оказывает и успеваемость ребенка, отношение к нему взрослых. В данном возрасте формируется осознание себя как личности, отношение к собственному «Я». Происходит формирование самооценки, что является одной из важнейших задач развития, приходящихся на период старшего дошкольного возраста, и, в то же время, одним из сложных, охватывающих все стороны психической жизни ребенка. Таким образом, старший дошкольный возраст достаточно сложный с точки зрения психологии и связан с определенным кризисом детского развития.
Учебная мотивация представляет собой один из видов мотивации, направленный на осуществление учебной деятельности. В старшем дошкольном возрасте учебная мотивация находится на начальной стадии развития. При этом она имеет как положительные, так и отрицательные характеристики.
Исследуя отношение старших дошкольников к обучению, было установлено, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является система разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой, определяя учебную деятельность дошкольников. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Мотивы учебной деятельности формируются и развиваются под воздействием многих факторов, и представляют собой гибкую динамическую систему, которая на определенных этапах преобразуется и трансформируется в качественно новые образования мотивационной сферы личности.
1. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2010. – 160 с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Триада, 2012. – 159 с.
3. Бирюков, С.М. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников // Начальная школа / С.М. Бирюков. – 2009. – №10. – С.31-33.
4. Божович, Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2010. – 318 с.
5. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
6. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации / В.К. Вилюнас. – СПб.: Речь, 2016. – 458 с.
7. Дробышева, И.В. Мотивация: дифференцированный подход / И.В. Дробышева. – М.: Просвещение, 2011. – 98.
8. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности // Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 2008. – №4. – С. 90-99.
9. Зимняя, А.А. Учебная мотивация // Педагогическая психология / А.А. Зимняя. – М.: ЛОГОС, 2009. – С.217-232.
10. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2008. – 508 с.
11. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев. – М.: Триада, 2012. – 126 с.
12. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 235 с.
13. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. – СПб.: Питер, 2009. – 672 с.
14. Манукян, С.П. Потребности личности и их место в педагогической концепции мотивов учения // Вопросы психологии / С.П. Манукян. – 2014. – № 4. – С. 21-25.
15. Маркова, А.К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / А.К. Маркова. – М.: Педагогика, 2013. – 321с.
16. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – СПб.: Питер, 2016. – 352 с.
17. Мильман, В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопросы психологии / В.Э. Мильман. – 1987. – № 5. – С. 12-17.
18. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 132 с.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 2009. – 376 с.
20. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 2008. – 374 с.
21. Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смысл, 2012 – 301 с.
22. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2010. – 184 с.
23. Степанов, С. Взгляд на мотивацию // Школьный психолог / С. Степанов. – 2001. – №31. – С.3-7.
24. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – М.: Просвещение, 2015. – 213 с.
25. Щукина, Г.И. Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 2009. – 342 с.
26. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 2008, – 382 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Анкета для определения школьной мотивации Н. Г. Лускановой.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты