Развитие системы художественного образования в Республике Беларусь
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие системы художественного образования в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Развитие системы художественного образования в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность художественного образования
1.2 Виды художественного образования
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РБ
2.1 Развитие художественного образования в РБ
2.2 Художественное образование в настоящее время
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня художественное образование играет главную роль в утверждении принципов культурного разнообразия и межкультурного диалога, в формировании нового поколения творческих личностей, создании эффективных систем гражданского и патриотического воспитания общества.
Высокий уровень культуры и художественного образования в целом оказывает особое влияние на становление государственности, формируя благоприятную жизненную среду нации. Без опоры на богатые национальные историко-культурные традиции невозможно воспитать гражданина-патриота, творческую и духовно наполненную личность. Современное художественное образование – уникальное социально-культурное явление, а также процесс овладения и присвоения человеком культуры своего народа и человечества в целом, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности и эмоционального богатства.
Различные аспекты художественного образования в Беларуси освещаются современными белорусскими учеными Н. Л. Кузьминичем, Э. А. Олейниковой, В. П. Прокопцовой, Е. О. Соколовой и др.
Художественное образование в Беларуси – это уникальное явление, органично сочетающее традиции и инновации, общечеловеческие и национальные ценности, все виды и жанры искусств и культурной деятельности, а главное – задачи личностного и социального развития.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что художественное образование является массовым и распространяется на все социальные и возрастные группы населения; имеет непрерывный характер и преемственность различных образовательных уровней; соответствует высоким идеалам гуманизма и обеспечивает возможность творческого самовыражения личности. Его развитие в Беларуси в основном обеспечено сочетанием государственного бюджетного финансирования и внебюджетных средств (плата за обучение, спонсорство и др.).
В Беларуси исторически сложилась система художественного образования, которая активно стремится к интеграции в мировое образовательное пространство. В «Дорожной карте художественного образования», принятой мировым сообществом по итогам Всемирной конференция по образованию в области искусств: создание творческого потенциала для XXI века (Лиссабон, 6-9 марта 2006 г.), подчеркнуто, что «культура и искусство – это важнейшие компоненты всестороннего образования, которое обеспечивает полное развитие личности. Поэтому право на художественное образование является всеобщим правом человека, правом всех учащихся, включая тех, кто часто не имеет возможности получить образование».
Объект курсовой работы – художественное образование.
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Понятие и сущность художественного образования
Художественное образование – это сфера образования, направленная на развитие у человека специальных способностей и вкуса, эстетического опыта и ценностных ориентаций, способности к общению с художественными ценностями в процессе активной творческой деятельности и совершенствование собственной чувственной культуры.
Е.В. Боякова рассматривает художественное образование как систему, которая базируется на целенаправленном процессе формирования духовной сферы личности через постижение накопленных человечеством художественных ценностей и продуцирования произведений искусства в процессе воспитания. Как модель обучения система художественного образования синтезирует искусство, науку и практику в движущие факторы систем высшего порядка - культуры, образования, искусства[15].
Художественное образование понимается также как «процесс духовно-практического постижения искусства, направленный на становление духовности личности во всем спектре моральных, этических, эстетических проявлений, ее ценностных отношений к явлениям культуры и социума». Понятие художественно-педагогического образования, характеризуется как важный механизм культурной преемственности, как форма сохранения и развития культурного наследия нации и всего человечества, как важный ресурс духовного возрождения и стратегическое направление государственной политики.
Итак, художественное образование, следует рассматривать как процесс, направленный на творческое развитие личности, ее специальных способностей, нравственных, этических, эстетических и духовных качеств. Несмотря на неоднозначность трактовки, в научной литературе художественное образование делится по основным видам искусства и включает музыкальное образование, хореографическое образование, театральное образование, художественное образование [13].
Художественное образование определяется как форма подготовки мастеров изобразительного, декоративно прикладного и промышленного искусства, архитекторов-художников, искусствоведов, художников педагогов. Художественное образование обеспечивает глубокое познание жизни, формирует эстетические взгляды и вкус, развивает духовные потребности человека, его моральные качества.
Под влиянием художественных образов непосредственные чувства переходят в эстетические представления субъекта, в которых духовность приобретает своего реального выражения как ценностный акт общения с прекрасным. Художественная деятельность развивает определенные нравственные нормы по отношению к себе и окружающему миру. В художественно-творческом процессе человек проявляет устойчивую потребность в общении с искусством, которое проявляется в стремлении удовлетворять его эстетические потребности.
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РБ
2.1 Развитие художественного образования в РБ
В Беларуси художественное образование как целостная система создавалось и совершенствовалось на протяжении многих десятилетий. После восстановления экономики, пострадавшей в годы Великой Отечественной войны, остро стояли проблемы дальнейшего развития отраслей экономики, что было невозможно без обеспечения кадрами и квалифицированными работниками. Эту задачу следовало решить послевоенной школе. И поэтому предметам искусства, которые играли роль эстетического воспитания, не уделялось должного внимания.
Если рассмотреть типовой учебный план 1950-х годов средней общеобразовательной школы, то можно увидеть, что в числе предметов искусства имелись рисование и пение, по одному часу в неделю на протяжении шести-семи лет обучения. При этом обучение в старшей школе не предполагало освоения предметов искусства в качестве обязательных, а полагалось, что эстетическое воспитание в старшей школе должно осуществляться на уроках литературы и других учебных предметах.
Весь период второй половины 1950-х годов примечателен очередным этапом преобразования советской школы. Во-первых, постановлением Совета Министров СССР от 6 июня 1956 года была отменена плата за обучение в старших классах средних школ, средних специальных и высших учебных заведениях. Во-вторых, 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», в котором указывалось на введение физического и эстетического воспитания школьников для их разностороннего образования и расширения кругозора. В этом же документе впервые упоминается термин «профиль»: «Соотношение теории и практики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от профиля специальной подготовки учащихся и от местных условий» [14].
На протяжении 1950–1960-х годов вся система образования была направлена на профессиональную ориентацию учащихся. А эстетическое воспитание школьников проводилось лишь на уроках литературы, пения, рисования, а также путем организации разнообразной по содержанию и формам внеклассной работы (хор, кружки, беседы, экскурсии в музеи, коллективное посещение театров, выставок, просмотры кинокартин).
С 1960 по 1985 год расходы на образование и культуру в БССР повысились в 5 раз, возрастали и реальные доходы граждан. В 1970 году они по сравнению с 1960 г. стали выше в 1,8 раза, а в 1975 г. – более чем в два раза. Увеличение реальных доходов граждан означало, прежде всего, возрастание экономических возможностей общества, что благоприятствовало развитию художественного образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, система художественного образования имеет богатые, исторически сложившиеся традиции, вбирает накопленный теоретический и практический опыт обучения и воспитания молодого поколения с помощью искусства, разнообразной художественно-творческой деятельности. Под художественным образованием следует понимать процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности интеллектуального и эмоционального богатства.
В Беларуси художественное образование как целостная система создавалось и совершенствовалось на протяжении многих десятилетий. Школы с художественным уклоном стали осуществлять подготовку учащихся к дальнейшему поступлению в средние специальные и высшие учебные заведения. С 1990-х гг. в системе художественного образования Беларуси большое внимание уделялось разработке программного и методического обеспечения обучения. Активно разрабатывались и внедрялись авторские учебные программы и методические комплексы, происходил широкий обмен педагогическим опытом в кругу педагогов общеобразовательных школ с художественным уклоном.
В республике начался выпуск научно-методических журналов: «Мастацкая адукацыя і культура» (1991), «Асновы мастацтва» (2000), «Адукацыя і выхаванне» (2002), «Пачатковая школа» (1991), «Музычнае і тэтральнае мастацтва: праблемы выкладання» (2002). Публикуемые в этих изданиях статьи и методические разработки способствовали широкому обсуждению проблем художественного образования, обмену мнениями по насущным педагогическим и творческим вопросам.
Целью современного художественного образования является развитие одаренной, творческой личности, свободно ориентирующейся в различных областях культуры и искусства. Важно усиливать художественную составляющую образования на всех уровнях, включая повышение уровня общенаучной и специальной подготовки специалистов, обеспечение преемственности уровней образовательной системы, повышение научно-педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава. В перспективе различные формы взаимодействия общеобразовательных организаций с объектами культуры будут способствовать решению проблем художественного образования в Беларуси.
Система художественного образования в Беларуси носит открытый характер. Присущие ей процессы являются неотъемлемой частью более широких образовательных и художественных процессов, она обладает высоким интегративным потенциалом, который может быть востребован в процессе формирования нового состояния межгосударственных отношений, партнерского взаимодействия и культурной консолидации в странах.
1. Кодэкс Рэспублікі Беларусь аб культуры [Электронны рэсурс] : 20 ліп. 2016 г. № 413-З : прыняты Палатай прадстаўнікоў 24 чэрв. 2016 г. : адобр. Саветам Рэсп. 30 чэрв. 2016 г. – Рэжым доступу: http://fh p.bsu.by/fi les/041.pdf.
2. Кузьминич, Н. Л. Подготовка кадров для сферы культуры в Беларуси на рубеже XX–XXI вв. / Н. Л. Кузьминич // XIII Міжнар. Кірыла-Мяфодзіеўскія чытанні, прысвеч. Дням славянскага пісьменства і культуры, Мінск, 24–26 мая 2007 г. : матэрыялы чытанняў / Беларус. дзярж. ун-т культуры. – Мінск, 2008. – С. 81–87.
3. Курчич, Е. В. Совершенствование системы профессиональной подготовки специалистов в сфере музыкального искусства Беларуси / Е. В. Курчич // Национальная культура глазами молодых : сб. материалов XLII итоговой науч. конф. студентов, магистрантов и аспирантов Белорус. гос. ун-та культуры и искусств, Минск, 22 марта 2017 г. / Белорус. гос. ун-т культуры и искусств. – Минск, 2018. – С. 193–197.
4. Кушаев Н. А. Взаимосвязь теории искусства и художественного образования в русской педагогике.// Искусство и образование. – 2013. – №2. – С. 111—148.
5. Майковская Л. С. Воспитание этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства// Музыкальное искусство и образование/ Вестник кафедры ЮНЕСКО при МПГУ. № 1, 2013. С. 28—32.
6. Недосекина А. Г. Система художественного воспитания студентов в вузе: теория и практика: монография. – Магнитогорск :МаГУ , 2007. – 394
7. О Концепции профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (11–12 классы) : приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 24.09.2004 г., № 893 // Зборнік нарматыўных дакументаў М-ва адукацыі Рэсп. Беларусь. – 2004. – № 21. – С. 3–19.
8. Олейникова, Э. А. Духовные аспекты русской культуры XIX века в контексте современного гуманитарного образования / Э. А. Олейникова // Чалавек. Культура. Адукацыя : матэрыялы рэсп. навук.-тэарэт. канф., Мiнск, 2003 г. / Беларус. дзярж. iн-т праблем культуры. – Мінск, 2003. – С. 153–155.
9. Прокопцова, В. П. Компаративизм в искусстве: историко-теоретическое обоснование / В. П. Прокопцова // Весці Беларус. дзярж. акадэміі музыкі. – 2007. – № 10. – С.70–77.
10. Прокопцова, В. П. Художественное образование в Беларуси / В. П. Прокопцова // Весн. адукацыі. – 2009. – № 5. – С. 18–23.
11. Рахимбаева И.Э. Художественное образование в современном мире и перспективы его развития // Современные проблемы науки и образования. – 2018. – № 4.
12. Скороходов, В. П. Национальная система художественного образования в социологическом измерении / В. П. Скороходов // Мастац. адукацыя і культура. – 2003.– № 1. – С. 50–56. Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры і мастацтваў 2020 / № 1 (35)
13. Современная образовательная среда художественного образования как система условий реализации творческого потенциала обучающихся: сборник материалов / под общ. ред. Т. Н. Ивочкиной Новокузнецк : МАОУ ДПО ИПК , 2014 – 91 с.
14. Соколова, Е. О. Художественное образование в Беларуси: становление и развитие школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (анализ в контексте развития страны) / Е. О. Соколова // Весн. Віцеб. дзярж. ун-та. – 2016. – № 3 – С. 108–112.
15. Художественное образование в парадигме современной культуры / Ред.-сост. Е. В. Боякова, А. И. Радомский. – М.: Ин-т худож. образования , 2006. – 206 с.
16. Художественное образование в пространстве современной культуры: сборник научных трудов Гос. акад. наук, Российская акад. образования, Ин-т культурологи РАО; Ин-т худож. образования РАО, 2014 – 348 с. 2. Российское художественное образование в XXI веке: опыт, проблемы, перспективные решения: материалы II Тольяттинской Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти : Изд-во Тольяттинской консерватории , 2013 – 275 с.
17. Яценко И.С. Педагогические условия развития мировоззрения участников хореографических коллективов учреждений дополнительного образования детей : автореф. дис. канд. пед. наук / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2012. 22 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 23.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты