Воспитание у дошкольников вежливости как качества личности
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Воспитание у дошкольников вежливости как качества личности»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Воспитание у дошкольников вежливости как качества личности
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №1, ГУО (г. Скиделя)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов наблюдения.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
1.2 Особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте
1.3 Педагогические условия воспитания вежливости детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Педагоги, родители и все взрослые, должны научить ребенка основным понятиям о добре и зле, помочь ему вырасти достойным членом общества и обогатить духовное и нравственное воспитание дошкольников. Активное взаимодействие ученика и учителя в общей творческой деятельности рассматривается как нравственное воспитание, в котором формируются лучшие человеческие качества. Их понимание добра и зла, их реакция на другие действия и собственное поведение, основы личности ребенка, его мировоззрение закладываются именно в дошкольном возрасте.
Систематическая работа по эмоциональному воспитанию детей должна проводиться только с учетом психики детей, особенностей возраста и человеческих законов усвоения их законов.
Одна из важнейших характеристик культурного человека – вежливость. Очень сложно произвести хорошее впечатление на окружающих без навыков вежливого общения. Мы с детства старались быть вежливыми с нашими детьми. У некоторых детей возникают трудности, а некоторые легко усваивают эти нормы.
Таким образом, актуальность затронутой проблемы обозначила выбор темы: «Воспитание у дошкольников вежливости как качества личности».
Цель исследования – изучение вежливости как качества личности у дошкольников.
Объект исследования: вежливость как качество личности.
Предмет исследования: воспитание у дошкольников вежливости как качества личности.
Задачами данной работы является:
1. изучить понятие вежливости в психолого-педагогической литературе.
2. рассмотреть особенности формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте и воспитание вежливости у детей.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ВЕЖЛИВОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие вежливости в психолого-педагогической литературе
Непосредственная составляющая процесса ежедневного общения людей на самых различных уровнях – это категория вежливости. Вежливость исследовалась в культурологии, психологии, дидактике, социолингвистике, философии, этнографии, лингвистике, как один из обязательных элементов общения и как феномен человеческой культуры [21].
Концепция вежливости, возникшая в результате синтеза светских и религиозных норм, была изменена историческими и социальными факторами. В процессе межличностного общения были установлены нормы этикета, которые проявили себя как обязательное требование, которое человек должен соблюдать при достижении различных целей. В то же время вежливость находила различные оправдания как способ реализации этических требований.
Вежливость, как и другие моральные нормы, в восточных и древних идеях проистекала из самой природы человека, его естественных потребностей. Человек, который является частью вселенной, продолжением, чтобы не страдать и не быть счастливым, должен избегать плохих поступков и воплощенных добродетелей: чтобы он был общительным, щедрым, искренним, нежным, добрым.
Христианская этика, которая дает иное основание категориям морали, связана теснейшим образом с нормами межличностного общения.
Потребность в моральных стандартах, принятых в христианстве, основана на концепции греха, Искуплении грехов. В христианской этике каждый человек – это «образ и подобие» Бога, «венец» дел, обладатель великого сокровища, святая душа. Отсюда требование уважения и любви жертвы к «другим», к ближнему. Христианство устанавливает и другие моральные принципы: смирение без сопротивления злу, прощение грехов, послушание, кротость, господство над гордостью, забота о чести. Христианская этика становится высшим законом, пронизывающим все сферы человеческой деятельности. отклоняться от нее – грех [17, с. 33].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
2.1 Организация и методы исследования
Выборка исследования:
В исследовании приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Из них 7 мальчиков и 8 девочек. В связи с преобладающим количеством в выборке девочек, гендерный анализ результатов исследования нами не проводился.
Этапы эмпирического исследования:
На первом этапе исследования был произведён теоретический анализ литературы по проблеме, сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, произведён выбор методик, сформирована структура исследования.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование и получены эмпирические данные, проведена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе исследования был проведён анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов, были сформулированы выводы проведённого эмпирического исследования.
Цель исследования: выявить уровень культуры общения детей дошкольного возраста.
Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина) (Приложение А).
За ребёнком наблюдают в естественных условиях. Анализ протоколов проводят по схеме представленной в приложении А.
Нормативные показатели сформированности навыков культуры общения: говорят спокойно, с уважением, заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбы и поручения взрослых. Выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. Дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. В общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают негромко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как: уважение к старшим, умение соответственно отзываться на горе и радость других людей, дружеские отношения со сверстниками, воспитание начал ответственности, умение добиваться действенного проявления гуманных отношений и чувств, их общественной направленности. Однако методы реализации этих благородных задач значительно более неконкретные и скромные. Среди них можно выделить два направления: формирование правильных моральных оценок и создание условий для практического опыта.
Необходимо отметить, что наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом является старший дошкольный возраст. Ведь первые моральные суждения и оценки у детей складываются в дошкольном возрасте, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, формируются не только чувства, но и нравственные качества. Однако далеко не всегда знание моральной нормы обеспечивает ее выполнение в реальной жизненной ситуации, что показали психологические исследования морального развития дошкольников. Хорошо зная норму справедливости, часть детей, в реальном взаимодействии не соблюдают ее. Большинство детей, вместе с тем, ведут себя в реальной ситуации в соответствии с нормой.
Использование различных игр в процессе воспитания вежливости, вызывающие у дошкольников положительные эмоции, обеспечивают более высокую восприимчивость ребенком нравственных правил поведения. Педагог ненавязчиво вырабатывает интеллектуально-эмоциональное отношение детей к конкретным правилам общественного поведения, закрепляет их в опыте, побуждает малышей к доброжелательным действиям. При этом процесс воспитания получается очень естественным, ребенок не ощущает себя его объектом.
1. Алиева, Ш.Г. Морально-нравственное воспитание дошкольников / Ш.Г. Алиева // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/moralno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov
2. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст] / В. П. Арсеньева. – М.: Форум, 2009. – 144 с.
3. Артемова, Л. В. Театральные игры дошкольников [Текст] / Л.В. Артемова М.: Академия, 2007 – 197 с.
4. Байдурин, А. К. У истоков этикета [Текст] / А.К. Байдурин. – М.: «Наука», 1990. – 168с.
5. Богуславская, З. М. Роль игры в нравственном развитии ребенка [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: «Просвещение», 1991. – 210с.
6. Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности [Текст] / Б.В. Бушелева. – М.: «Просвещение», 1988. – 144с.
7. Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду. [Текст] / Под. ред. Н. А. Ветлугиной. – М.: «Академия», 2007 – 345 с.
8. Виноградова, Д. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников [Текст] / Д.А. Виноградова. – М.: «Просвещение», 1989. – 210с.
9. Воспитание вежливости и предупредительности у ребенка // Региональная ресурсная служба «Семья от А до Я» Г(О)БУ Центра «СемьЯ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://roditel48.ru/media/uploads/2020/03/25/fjerrz.pdf
10. Воспитание вежливости у детей старшего дошкольного возраста // Студенческий научный форум – 2012 [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: https://scienceforum.ru/2012/article/2012000265
11. Гайдуль, Т.И. Воспитание вежливости у детей / Т.И. Гайдуль // Отдел образования Вороновского райисполкома [Электронный ресурс]. – 2016. – Режим доступа: https://zirmunysad.schools.by/pages/vospitanie-vezhlivosti-u-detej
12. Ерофеева, Т. Усвоение дошкольниками правил поведения с товарищами [Текст] / Т.Ерофеева // Дошкольное воспитание. – 1980. – № 10 – с. 17-21 .
13. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения [Текст]: Учебное пособие / О.М. Казарцева. – М.: «Сфера», 1998. – 496с.
14. Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова. // Дошкольное воспитание. - № 9. – 2001. – С. 98-104.
15. Конкевич, С. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете: [Текст] / С. В. Конкевич — М.: Детство-Пресс, 2013. – 80 с.
16. Курочкина, И. Н. О культуре поведения и этикете [Текст] //Дошкольное воспитание. – 2003. – № 10. – С.31-43.
17. Курочкина, И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / И.Н. Курочкина. – М.: «Владос», 2001. – 224с.
18. Лидак, Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстником [Текст] / Л.Лидак // Дошкольное воспитание. – 1990. –№7. –С.18.
19. Мегедина, Е.А. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста / Е.А. Мегедина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/hudozhestvennaya-literatura-kak-sredstvo-vospitaniya-gumannyh-chuvstv-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
20. Михайленко, Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры [Текст] / Михайленко Н.Я. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №4. – С. 23.
21. Молчанова, С.М. Воспитание вежливости у дошкольника / С.М. Молчанова // Педагогическое общество Урок РФ [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://урок.рф/library/vospitanie_vezhlivosti_u_doshkolnikov_214642.html
22. Мулько, И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. [Текст] / И. Ф. Мулько. – М.: Академия 2004. – 200с.
23. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у дошкольников [Текст] / С.В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986. – 212с.
24. Смирнова, Е.О. Холмогорова В.М. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений [Текст] / Е. Смиронова, В. Холмогорова. // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 9. – С. 68-76.
25. Теоретические основы формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте // Сюжетно-ролевая игра как средство формирования вежливости в старшем дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://studbooks.net/1764942/pedagogika/teoreticheskie_osnovy_formirovaniya_vezhlivosti_starshem_doshkolnom_vozraste
26. Усачева, Т. Учим детей вежливости [Текст] / Т. Усачева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 19-22.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика «Культура общения» (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Сводная таблица результатов наблюдения.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты