Организация педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Организация педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Организация педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №11, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика психологической готовности детей к школе «Узор».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактические игры.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОВЛАДЕНИЮ УЧЕБНЫМИ УМЕНИЯМИ
1.1 Характеристика учебных умений в психолого-педагогической литературе
1.2 Роль и значение педагогической работы в процессе овладения старшими дошкольниками учебными умениями
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОВЛАДЕНИЮ УЧЕБНЫМИ УМЕНИЯМИ
2.1 Диагностика уровня овладения учебными умениями у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Содержание педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – первый этап психического развития ребенка, подготовка его к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующего этапа – школьного образования.
Актуальность темы исследования. Поступление в школу – это поворотный момент в жизни ребенка, в формировании его личности. Если в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то сейчас эта роль в жизни ребенка приобретает учебную деятельность. Поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе.
Проблема готовности к школе включает в себя педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяется педагогическая и психологическая готовность к школе. В комплексе психолого-педагогической готовности к школе есть три компонента: интеллектуальная готовность, личностная готовность и волевая готовность.
Особое значение в этой структуре имеет интеллектуальная готовность детей дошкольного возраста к школе, поиск наиболее эффективных средств формирования, которые в образовательном процессе дошкольного учреждения имеют непреходящую актуальность. Сегодня одним из перспективных средств такого формирования являются игры с правилами, возможности которых на практике в детском саду реализуются не в полной мере.
Значительный вклад внесли в развитие проблемы организации педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Т.В. Габай и др. А так же различные аспекты этой проблемы рассмотрены в работах Н.Н. Подьякова, В.В. Репкина, А.У. Варданян и Г.А. Варданян и др.
Объект исследования: овладение учебными действиями старшими дошкольниками.
Предмет исследования: организация педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями.
Цель исследования: проанализировать процесс старшими дошкольниками учебными действиями и предложить содержание педагогической работы со старшими дошкольниками по овладению учебными умениями.
Исходя из цели работы, будут решаться следующие задачи:
– охарактеризовать учебные умения в психолого-педагогической литературе;
– установить роль и значение педагогической работы в процессе овладения старшими дошкольниками учебными умениями;
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОВЛАДЕНИЮ УЧЕБНЫМИ УМЕНИЯМИ
1.1 Характеристика учебных умений в психолого-педагогической литературе
В психолого-педагогической литературе нет однозначного толкования понятия «навык», хотя обычно определение «навыка» указывает на то, что навыки формируются и проявляются только в действии.
Умение – это способность что-либо делать, основанная на знаниях, опыте, умении [5, с. 125].
В Большой современной энциклопедии педагогики умения рассматриваются как овладение предметным способом совершения чего-либо, обеспечиваемое совокупностью приобретенных знаний и умений. Навыки формируются через упражнения и создают способность выполнять действие не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Навыки обычно соотносятся с уровнем, который на начальном этапе выражается в виде усвоенных знаний [11, с. 121].
М.А. Данилов и Б.П. Есипов в Педагогическом словаре определяют умения как «готовность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно и сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта» [8, с. 51].
В.П. Ушачев определяет умение как «способность ребенка выполнять умственные и практические действия на основе системы сформированных знаний». В педагогическом словаре Г.М. Кояспировой отмечается, что навыки формируются посредством упражнений и создают способность выполнять действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Навыки всегда реализуются под контролем сознания [14, с. 254].
В педагогическом словаре Б.М. Бим-Бада понятие «умение» обозначает освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и умений. Навыки могут быть как практическими, так и умственными [3, с. 67].
Умение обычно включает в себя автоматически выполняемые части, называемые умениями. Навыки формируются в результате координации умений, объясняя их в системе действиями, которые находятся под сознательным контролем. Главное в управлении умениями – обеспечить, чтобы каждое действие было безошибочным и достаточно гибким [21, с. 122].
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ОВЛАДЕНИЮ УЧЕБНЫМИ УМЕНИЯМИ
2.1 Диагностика уровня овладения учебными умениями у детей старшего дошкольного возраста
Диагностика уровня овладения учебными умениями у детей старшего дошкольного возраста направлена на определение готовности старшего дошкольника к новой для него деятельности – учебной. Учебная деятельность в отличие от игровой деятельности имеет ряд специфических особенностей. Основная ориентация направлена на результат, произвольность и обязательность. Значительная часть учебных заданий, с которыми встречается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Собственно, эти умения и относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, то есть к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №11 города Гродно»
Выборка исследования: для проведения исследования были отобраны две группы детей старшего дошкольного возраста по 20 человек:
1 группа – 20 человек (12 девочек, 8 мальчиков);
2 группа – 20 человек (10 девочек, 10 мальчиков).
Для проведения исследования использовались следующие методики:
− методика «Бусы»;
− методика «Узор».
Методика «Бусы» Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Работа состоит из двух частей:
I часть (основная) − выполнение задания (рисование бус),
II часть −проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части: на изображенной нитке нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя.
Инструкция ко II части задания. Повтор задания для самостоятельной проверки рисунков детьми. В случае ошибки рядом создается рисунок.
Оценка выполнения задания (для оценивания учитель выбирает лучший из двух возможных вариантов):
1-й уровень – задание выполнено правильно, учтены все пять условий: положение бусин на нитке, форма бусин, их количество, использование пяти разных цветов, фиксированный цвет средней бусины.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В психолого-педагогической литературе умения рассматриваются как овладение предметным способом совершения чего-либо, обеспечиваемое совокупностью приобретенных знаний и навыков. Учебные умения – это такие интеллектуальные навыки, которые непосредственно связаны с воспитательной работой и с помощью которых осуществляется учебная деятельность учащихся, в отличие от общих интеллектуальных навыков, с помощью которых осуществляются все познавательные процессы, а также любая человеческая деятельность, в которую включено мышление. В основе всех учебных действий и умений лежат различные психические операции: сравнение, сопоставление, логический вывод, вывод наоборот, сравнение, анализ и синтез и т.д., но все они используются для контроля правильности выполненного действия при работе над разным учебным материалом и необходимы для самообучения. В процессе преподавания основ науки необходимо специально работать над их формированием.
В процессе овладения старшими дошкольниками учебными действиями очень велика роль педагога или воспитателя. От того, как и какими средствами пользуется воспитатель во время овладения старшими дошкольниками учебными умениями, зависит насколько удачно будет складываться процесс обучения в начальной школе. Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий, вот основная роль со стороны педагога в процессе периода дошкольного обучения и воспитания. Результатом овладения старшими дошкольниками учебными действиями является достижение ребенком такого уровня развития, который в дальнейшем позволит ему освоить сложный вид учебной деятельности.
Для проведения экспериментального исследования были сформированы две группы детей старшего дошкольного возраста. По результатам проведенного эксперимента в обеих группах были получены примерно одинаковые результаты, особых различий не наблюдалось. Общая картина показывает, что дети этого возраста уже психологически сформированы для процесса обучения в школе. У этих детей улучшился ведущий вид деятельности – обучение в школе. По методикам «Бусы» и «Узор» у большинства детей, принимавших участие в данном исследовании, был выявлен хороший уровень выполнения заданий. Эти результаты варьировались от 40 до 65%. Также у значительной доли детей обеих групп был выявлен средний уровень выполнения заданий. Отличный уровень выполнения заданий, по каждой методике и в каждой группе составил 15% детей.
1. Арсентьева, В. П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве / В. П. Арсентьева. – Москва: Форум, 2015. – 142 c.
2. Бордовский, Г. А. Новые технологии обучения: Вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков // Педагогика. – 2003. – № 5. –С. 12 – 15.
3. Бунеев, Р. Н. «Школа 2100 – качественное образование для всех» / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. – М.: Баласс,2006. – С.66-77
4. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников / С. С. Бычкова. – М.: Аркти, 2015. – 96 с.
5. Венгер, Л. А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования / Л. А. Венгер // Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л. А. Венгера. – М., 2006. – 214 с.
6. Давыдов, В.В. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова. – М., 2002. – 298 с.
7. Давидчук, А. Н. Обучение и игра: 3-5 лет / А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва : Мозаика-Синтез, 2015. – 164 c.
8. Кулько В. А. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
9. Леонтьев, А. Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев. – М., 2001. – 298 с.
10. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / Под ред. Рузской А. Г. – М. : Моск. психолого-социальный ин-т, 2015. – 384 с.
11. Воспитание детей в игре / Д. В. Менджерицкая, О. К. Зинченко, Л. П. Бочкарева и др.; сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 2014. – 190 с.
12. Острикова, Е. А. Психолого-педагогические основы формирования исследовательских умений и навыков школьников / Е. А. Острикова // Молодой ученый. – 2012. – № 10 (45). – С. 358-361
13. Подласый, И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений / И. П. Подласый. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 2006. – 423 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 705 с.
15. Ступницкая, М. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников. / М. Ступницкая // Школьный психолог. – 2006. – № 7. – С. 20 – 29.
16. Татьянченко, Д. В. Общеучебные умения как объект управления образовательным процессом / Д. В. Татьянченко, С. Г. Воровщиков // Завуч. – 2010. – №7. – С. 38-63.
17. Учебная программа дошкольного образования Республики Беларусь. – М., 2019. – 479 с.
18. Федорова, Л. А. Формирование практических умений и навыков школьников / Л. А. Федорова // Аспирант и соискатель. – 2005. – №6. – С.128 - 135.
19. Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / И. Ф. Харламов. – М.: Высш. шк., 2000. – 576 с.
20. Цукерман, Г. А. Введение в школьную жизнь / Г. А. Цукерман. – М. : Пеленг, 2006. – 341 с.
21. Щербакова, Е. И. Формирование взаимоотношений детей 3-5 лет в игре / Е. И. Щербакова. – Москва: Просвещение, 2016. – 80 c.
22. Щукина, Г. И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. – М. : Педагогика, 2009. – 168 с.
23. Эльконин, Д. Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин. – М., 2001. – 369 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика психологической готовности детей к школе «Узор».
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактические игры.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты