Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения роли творческих заданий в развитии воображения детей дошкольного возраста
1.1 Творческие задания как средство развития воображения
1.2 Психолого-педагогические особенности развития воображения детей дошкольного возраста
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию воображения детей старшего дошкольного возраста с использованием творческих заданий
2.1 Процедура и методы опытно-экспериментальной работы
2.2 Результаты исследования показателей развития воображения детей старшего дошкольного возраста
2.3 Описание комплекса творческих заданий для развития воображения детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях большое значение придается проблеме развития ребенка дошкольного возраста как целостной творческой личности. Формирование личности начинается с ранних лет жизни. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются все психические процессы, закрепляются эстетические нормы поведения, формируются разнообразные умения, развиваются эстетические чувства, творческое воображение, мышление.
Исследованием проблемы развития воображения в дошкольном возрасте занимались такие белорусские учёные, как Е.А. Архипова, Ю.Б. Гомозова, А.Л. Давидович, О.Н. Кривицкая, М.А. Малашенок, Г.А. Никашина и др. Данные ученые указывают на то, что с изменением возрастной ступени изменяется не только и не столько структура самой функции, которая обозначается как познавательная, сколько изменяется характер функций, с помощью которых изменяется межфункциональное отношение, связывающее различные высшие психические функции.
В настоящее время в Республике Беларусь существует достаточное разнообразие инновационных и альтернативных программ развития воображений ребенка в дошкольном образовательном учреждении, среди которых можно выделить программу «Красота– Радость – Творчество» (под редакцией Т. Комаровой); «Синтез» (М. Петрова, Т. Рубин, К. Тарасова); «Природа и художник» Т. Копцевой, «Театр– творчество – дети» Н. Сорокиной, Л. Миланович; «Росток» А. Шестаковой и др. Отметим, однако, что большинство программ либо целиком, либо преимущественно ориентированы на когнитивное развитие, в то время как процесс развития творческих способностей и воображения дошкольников должен опираться на принцип единства всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциоанльной, волевой, коммуникативной, познавательной. Несмотря на многочисленные теоретические и экспериментальные исследования, проблема понимания воображения как когнитивного процесса и его взаимосвязи с творческими способностями требует дальнейшего изучения, так как в известных психологических концепциях нет единого подхода к развитию воображения посредством творческих заданий. Следовательно, необходим системный анализ данной проблемы.
Объект исследования: воображение ребенка дошкольного возраста.
Предмет исследования: роль творческих заданий в развитии воображения детей дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретически обосновать роль творческих заданий в развитии воображения детей дошкольного возраста и разработать комплекс творческих заданий для развития воображения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РОЛИ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Творческие задания как средство развития воображения
Современная система дошкольного образования в Республике Беларусь направлена на создание условий для максимальной реализации личности каждого ребенка, в отечественной науке и практике ведется активный поиск путей раскрытия творческого потенциала детей в образовательно-воспитательном процессе. Эффективным средством развития познавательного интереса детей дошкольного возраста является использование творческих заданий.
Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта [2, с. 512].
Классификацию творческих заданий предлагает А.В. Хуторской [16]. Соответственно, выделены когнитивные, креативные, организационно-деятельностные виды творческих заданий.
1. Когнитивные задания направлены на формирование и развитие познавательных умений у детей: умение задавать вопросы, умение чувствовать окружающий мир, проводить опыты и эксперименты, отыскивать причины возникновения явлений.
2. Креативные задания обеспечивают формирование креативных свойств личности: умение делать прогноз, чуткость к противоречиям, гибкость, фантазию, умение придумать новое.
3. Организационно-деятельностные задания формируют способность осознавать и формулировать цели познавательной деятельности, осознавать результаты усвоения новых знаний и давать оценку [16].
Представим ещё одну классификация творческих заданий: по характеру получаемых образовательных заданий [1]:
1. Эмоционально - образные образовательные, позволяющие формировать умение создавать «образ» решения проблемы, умение интуитивно мыслить, умение оперировать воображаемыми образами, умение «вживаться» в изучаемый объект.
2. Оценочные образовательные, формирующие умение критически мыслить, сравнивать и сопоставлять различные точки зрения, давать объективную оценку происходящему, давать прогноз и формулировать гипотезы, рефлексировать свою деятельность.
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
2.1 Процедура и методы опытно-экспериментальной работы
Анализ литературных источников показал, что существует взаимосвязь между воображением и ролью творческих заданий в его развитии. В связи с этим интерес нашего исследования лежал в изучении роли творческих заданий в развитии воображения в дошкольном возрасте.
Цель опытно-экспериментальной работы: выявить особенности развития воображения у детей дошкольного возраста и на основе полученных результатов разработать комплекс творческих заданий для развития воображения воспитанников.
Выборку исследования составили 15 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Исследование было проведено с использованием следующих методик:
1) методика «Вербальное воображение» (по Г. Эббингаузу в адаптации Е. Туник). Цель: исследовать особенности вербальных компонентов воображения. Ход: испытуемым говорят, что сейчас им будут читать сказку с пропущенными словами. Ее надо закончить, вставить пропущенные слова. Фиксируется время выполнения задания. Экспериментатор наблюдает за поведением испытуемых. Материал: текст с пропущенными словами, секундомер. «Слушай, сын, – заговорил – ворон, я вижу, как смотрят твои – глаза в – даль, я помню и – юность, и меня она тянула, тогда и силы – были, теперь не то. Живут там люди, в той – дали; где лес – где – поля. Там – солнце, там – нивы, – песни и – реки, но там и люди. Людей ты бойся. Ты, – ворон, ими проклят. Ты – кличешь, говорят люди и – наш род. За степью – море. Ты слышал песни, – лес нам – когда с ним – гроза и ветер, и море, но песня моря еще – Ты бойся моря, оно – от края в край его не – не – силы и упадешь ты в волны». Обработка результатов. Фиксируется характер соответствия подобранных слов тексту, степень их изобразительности, эмоциональности. Отмечаются отношение детей к выполнению задания (увлеченно, с интересом или нехотя), легкость и быстрота выполнения задания.
2) «Тест творческих способностей» Е.П.Торренса (сокращенная форма) предназначен для выявления уровня развития творческих способностей. Оцениваются показатели беглости, гибкости мышления, оригинальности и разработанности идей. Показатель беглости (скорости, продуктивности) отражает способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках или в виде рисунков, и измеряется числом результатов, соответствующих требованиям задания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При решении проблемы развития воображения и стимулирования индивидуального творчества учащихся предполагается учёт и введение в обиход системы специальных развивающих средств. Важная роль в этом процессе отводится использованию творческих заданий. Творческое задание – это такая форма организации учебной информации, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию их личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. Воображение тесно связано с творческим мышлением, так как обычно при решении творческой задачи, проблемной ситуации, воображение и творческое мышление связывают с дивергентным мышлением.
Воображение – это своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Развитие воображения ребенка тесно связано с развитием ее творчества, со становлением личности. Для развития воображения и творчества дошкольника всего благоприятной является позиция взрослого, которая предоставляет пространство детской самостоятельности, инициативности, поощряет малейшие проявления фантазии ребенка. Индивидуальное творчество и воображение проявляется в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие воображения школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе.
По результатам исследования в результате количественной обработки данных психодиагностических методик были вычислены нормативные показатели и частотное распределение показателей развития воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста. Данные количественной обработки позволили выделить группы детей с различным уровнем развития воображения и творческих способностей. Проведение корреляционного анализа позволило выявить тесную положительную связь между изучаемыми показателями. Следовательно, развитие воображения, связано не только с развитием практической деятельности ребенка, с его психическим развитием, но также и с развитием творческих способностей, что проявляется во взаимном влиянии воображения и творческих способностей. Были охарактеризованы уровни развития воображения в старшем дошкольном возрасте. Низкий уровень развития воображения – дошкольники при выполнении заданий пассивны, с трудом включаются в творческую работу, все ответы шаблонны, нет индивидуальности, оригинальности, самостоятельности. Средний уровень развития воображения – дети воспринимают задания, работают преимущественно самостоятельно, но предлагают недостаточно оригинальные пути решения, ребенок любознателен, выдвигает идеи, но особого творчества и интереса к предложенной деятельности не проявляет.
1. Архипова, Е. А. Основные направления психолого-педагогической работы по развитию детского творчества / Е. А. Архипова. – Минск : БГПУ, 1998. – 186 с.
2. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога /С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2008. – 800с.
3. Гомозова, Ю. Б. Увлекательное путешествие в мир творчества: сборник комплексных занятий-игр по изобразительно-художественной деятельности для детей дошкольного возраста / Ю. Б. Гомозова, С. А. Гомозова. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2008. – 111 с.
4. Давидович, А.Л. Развитие речевого творчества старших дошкольников : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А. Л. Давидович. – Мозырь : Белый ветер, 2014. –104 с.
5. Игра в жизни дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Панько [и др.]; под ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. – 2-е изд. – Мозырь : Белый Ветер, 2016. – 184 с.
6. Комоед, Н. И. Развитие творчества дошкольников в изобразительной деятельности: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Н. И. Комоед. – Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2006. – С. 99.
7. Кривицкая, О.Н. Развитие творческого воображения дошкольников посредством тестопластики / О.Н. Кривицкая, Г.Д. Немцова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов VIII Международного научно-практического семинара (Барановичи, 23-24 марта 2017 года) / Отв.ред. С.А. Березнюк. – Барановичи: БарГУ, 2017. – С. 131-133.
8. Лобанов А.П., Коптева С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта. В 2-х ч. Ч.1. - Мн.: НЕССИ, 2000. - 96 с.
9. Малашенок, М.А. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников / М.А. Малашенок // Весці БДПУ: навукова-меітадычны часопіс. – 2012. – Серыя 1. № 3. – С.12-18.
10. Малашенок, М.А. Создание условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста / М.А. Малашенок // Развитие системы дошкольного образования: инвестиции в будущее: Матер. Междунар. форума, Минск, 15-16 окт. 2015 г. / Белорус. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Т.В. Поздеева [и др.]. – Минск : БГПУ, 2015. – С.216-220.
11. Никашина, Г. А. Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Г. А. Никашина. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 167 с
12. Никашина, Г.А. Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста / Г.А. Никашина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов VIII Международного научно-практического семинара (Барановичи, 23-24 марта 2017 года) / Отв.ред. С.А. Березнюк. – Барановичи: БарГУ, 2017. – С.90-92.
13. Семчук Л.А. Возрастная психология: Учебно-методический комплекс / Л.А. Семчук, А.И. Янчий. – Гродно: ГрГУ им. Я. Купалы, 2006.
14. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. – Мозырь : Белый Ветер, 2014. – 104 с.
15. Смолер, Е. И. Развитие старших дошкольников в эвристической деятельности : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. И. Смолер. – Минск : Нац. ин-т образования, 2014. – 94 с.
16. Современные педагогические технологии в образовательном процессе учреждения дошкольного образования : учеб.-метод. пособие / под. общ. ред. В. Н. Шашок ; сост. В. Н. Шашок [и др.] ; ГУО «Акад. последиплом. образования». – Минск : АПО, 2019. – 123 с.
17. Старжинская, Н.С. Развитие воображения и словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста: некоторые подходы / Н.С. Старжинская // Речевое развитие дошкольников: теоретические основы и новые технологии: сб. статей. – Минск : БГПУ, 2015.
18. Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста : учеб.-метод. комплекс / авт.-сост. Н. Ю. Ясева. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», 2011. – 88 с.
19. Ушаков, Д.В. Современные исследования творчества // Психология. – 2005. - № 4. – с.53-56.
20. Цибулько, Н.М. Помощь практическому психологу семье в развитии творческих способностей дошкольников / Н.М. Цибулько // Личность ребенка: развитие творческих способностей и формирование культуры мира: материалы научно-практической конференции: в 2 ч., Минск, 26–28 мая 1998 г. / Под рад. проф. В.Т. Кабуша. – Мн., 1998. – Ч.2. – С. 150–155.