Формирование интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях»
по дисциплине: «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста»
2021
45.00 BYN
Формирование интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фольклорный материал.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста
1.2. Белорусский песенный фольклор как одно из направлений народного творчества
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
2.2. Организация работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
2.3. Результативность экспериментальной работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ВВЕДЕНИЕ
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возросли. Истинно художественной и естественной почвой для музыкального воспитания ребенка является фольклор того народа, к которому он принадлежит, как среда, в которой искусство органично слито с жизнью и мировоззрением людей. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Музыкальный фольклор – уникальная самобытная культура наших предков – осознается современным обществом как значительный фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к национальным жизненным истокам.
Фольклор – это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний.
Фольклору отводится все более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения.
Обращение к музыкальному фольклору в воспитании детей дошкольного возраста открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.
Знакомство с произведениями музыкального фольклора обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии и воспитании личности.
Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.
Белорусскими учеными проблема приобщения детей дошкольного возраста к музыкальному фольклору рассматривается в рамках работ, посвященных традициям народной педагогики (А.А. Гримоть, А.П. Орлова и др.), гражданскому воспитанию и ознакомлению детей дошкольного возраста с белорусской национальной культурой, в программе по этновоспитанию детей дошкольного возраста (А.П. Орлова и др.). Некоторые аспекты использования музыкального фольклора в работе с детьми дошкольного возраста отражены в работах отечественных фольклористов (О.М. Алехнович, Г.А. Борташевич и др.).
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Психолого-педагогические предпосылки развития интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста
Проблема интереса не новая в педагогике. Над его сущностью размышляли ученые разных эпох. Так Я.А. Коменский говорил, что школа должна быть школой радости, и один из путей создания такой школы – интерес [15]. Физик Паскаль утверждал: «Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» [20, с. 256]. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного обучения [26].
Интерес как явление изучается рядом наук. Само слово «интерес» в переводе с латинского, означает «иметь важное значение».
В словаре С.И. Ожегова интерес – это особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять [18, c. 356].
В психолого-педагогической литературе существуют различные определения понятия «интерес»:
– выражение его психической и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн) [22];
– позитивное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова) [16];
– особое отношение человека к определенному объекту обусловлено осознанием его значимости и эмоционального притяжения (А.Г. Ковалев) [13].
Можно сделать вывод, что интерес – это ориентация личности на изучение нового, овладение умениями, приобретение различных навыков.
Интерес – прекрасный стимул к приобщению к музыке – это мотив или мотивационное состояние, побуждающее к самостоятельной деятельности. Интерес возникает на основе познавательного влечения к той или иной области действительности. Под влиянием интереса развиваются музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется работа воображения, усиливаются непроизвольное внимание, сосредоточенность. Успешность решения данной проблемы во многом зависит от профессиональной компетентности педагога, его умения превращать общение ребенка с музыкой в полноценную художественную деятельность.
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К БЕЛОРУССКОМУ ПЕСЕННОМУ ФОЛЬКЛОРУ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Выявление уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях
С целью выявления уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях нами была проведена экспериментальная работа.
Экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа:
1 этап – констатирующий: подбор методик, первичная диагностика уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
2 этап – формирующий: организация работы по формированию интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
3 этап – контрольный: осуществление повторной диагностики с целью анализа результатов экспериментальной работы.
Цель констатирующего этапа исследования: определить исходный уровень сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
- определение критериев и показателей сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста;
- подбор диагностических методик для определения уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста;
- исследование уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста.
В исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста. Из них 12 девочек и 8 мальчиков. В связи с преобладающим числом девочек в выборке гендерный анализ не проводился. Средний возраст детей 5 лет и 6 месяцев.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Музыкальный фольклор – это народные песни и танцы, былины и инструментальные наигрыши. В отличие от профессиональной музыки, фольклор не знает авторства. Произведение живет в устной традиции, передается от одного исполнителя к другому, подчас видоизменяется. Обращение к фольклору открывает возможности сохранения складывающейся веками системы человеческих ценностей, гуманных отношений между людьми в современных условиях воспитания детей дошкольного возраста. Так постепенно дети приучаются к музыкальному искусству, а это очень важно, так как вместе с музыкальными способностями у детей формируются новые знания, умения и навыки. Становится богаче и разнообразнее их духовный мир. И конечно взятое за основу музыкальное воспитание детей, музыкальная среда, сохраняющая положительный опыт влияния музыкального фольклора на развитие музыкальных способностей ребенка в дошкольном учреждении, будет способствовать успешному развитию в будущем и стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений.
Интерес к белорусскому песенному фольклору развивается на основе эмоциональной реакции на произведение и выражается у детей старшего дошкольного возраста, когда музыкальные звуки имеют для них личное значение. Интерес к белорусскому песенному фольклору играет роль регулятора в музыкальной деятельности. Развитие интереса к белорусскому песенному фольклору у детей старшего дошкольного возраста может стать предпосылкой формирования элементов музыкально-эстетического сознания (эстетических потребностей, вкуса, эстетических понятий).
С целью выявления уровня сформированности интереса к белорусскому песенному фольклору у детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях нами была проведена экспериментальная работа.
Для выяснения исходного уровня интереса к белорусскому песенному фольклору у старших детей дошкольного возраста был проведен опрос детей. Диагностика осуществлялась в привычной для ребенка обстановке. Для того чтобы детям было легче ответить на вопросы, им был показан специально подготовленный иллюстративный материал: карточки с изображениями белорусских народных музыкальных инструментов, картинки к потешкам и закличкам, иллюстрации с изображениями празднования белорусских народных праздников. Ответы детей старшего дошкольного возраста были проанализированы, обработаны и обобщены.
1. Аникин, В. П. Русское народное поэтическое творчество : учебник / В. П. Аникин, Ю. Г. Круглов. – 2-е изд., дораб. – Л. : Просвещение: Ленингр. издание, 1987. – 478 с.
2. Анцыпіровіч, В. М. Фарміраванне музычнай культуры дашкольнікаў сродкамі беларускага фальклору / В. М. Анцыпіровіч; пад рэд. Н. С. Старжынскай. –Мінск, 2007.– 59 с.
3. Апраксина, O. A. Методика развития музыкального восприятия : уч. пособие / О.А. Апраксина – М. : МПГИ им. В.И. Ленина, 1985. – 59 с.
4. Апресян, Г. З. Эстетика и художественная культура социализма : избр. тр. / Г. З. Апресян; предисл. Н. И. Киященко, Н. Л. Лейзерова. - М. : Изд-во МГУ, 1984. - 327 с.
5. Ветлугина, Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду : учеб. пособие / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1983. – 255 с.
6. Виноградов, Г. С. Детский фольклор и быт: программа наблюдений / Г. С. Виноградов. – Иркутск, 1925. – 83 с.
7. Гогоберидзе, А. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. – М. : Академия, 2007. – 320с.
8. Готсдинер, А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М.,1983. – 190 с.
9. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших детей дошкольного возраста / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160с.
10. Добсаи Л. Метод Кодая и его музыкальные основы / Л. Добсаи // Музыкальное воспитание в Венгрии. – М. : Сов.композитор, 1983. – С. 41–63.
11. Ищук В. В. Игра на детских музыкальных инструментах / В. В. Ищук // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 4. – С. 68–72.
12. Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? / Д. Б. Кабалевский. – М. : Просвещение, 2005. – 224 с.
13. Киященко, Н. И. Эстетика – философская наука : учеб. пособие / Н. И. Киященко. – М. : Вильямс, 2005. – 588 с.
14. Ковалев, А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. – М. : Просвещение, 1965. – 254 с.
15. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие / сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. – М. : Педагогика, 1989. – 416 с.
16. Комиссарова, JI. H. Наглядные средства и методы музыкального воспитания детей 6–7 лет : автореф. дисс. канд. пед. наук / Л. Н. Комиссарова. – М., 1980. – 18 с.
17. Мерзлякова С. И. Фольклорные праздники, народные песни, игры, обрядовые сценки, хороводы для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Гусли звончатые / С. И. Мерзлякова, Е. Ю. Комалькова. – М. : Владос, 2001. – 55с.
18. Морозова, Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье / Н. Г. Морозова. – М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 224 с.
19. Нiкашына, Г. А. Музычная гульня як сродак развiцця эмацыянальнай спагадлівасцi / Г. А. Нікашына // Пралеска. – 1995. – № 3 (2). – С. 16–21.
20. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М. : Мир и Образование, 2017. – 1375 с.
21. Остроух Г. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей / Г. Остроух // Дошкольное воспитание. – 1994. – № 9. – С. 10–15.
22. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль // Суждения и афоризмы. – СПб., 1888. – 260 с.
23. Радынова, О.П. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : учебник / О. П. Радынова, Л. Н. Комиссарова ; под общ. ред. О. П. Радыновой. – 3-е изд., испр. и доп. – М. : Юрайт, 2019. – 296 с.
24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000 – 712 с.
25. Тагильцева, Н. Г. Эстетическое восприятие музыкального искусства и самосознание ребенка : монография / Н. Г. Тагильцева. – Екатеринбург : [б.и.], 2008. – 101 с.
26. Тарасова, К. В. Онтогенез музыкальных способностей / К. В. Тарасова. – М. : Педагогика, 1988. – 173 с.
27. Теплов, Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. – М. : АПН РСФСР, 1947. – 355 с.
28. Ушинский, К. Д. Избранные педагогически сочинения / К. Д. Ушинский. – М. : Просвещение, 1968. – 208 с.
29. Цыпин, Г. М. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика. / под ред. Г. М. Цыпина. – М. : Академия, 2003. – 368 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Фольклорный материал.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты