Изобразительная деятельность как средство художественного развития детей старшего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Изобразительная деятельность как средство художественного развития детей старшего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Изобразительная деятельность»
2021
45.00 BYN
Изобразительная деятельность как средство художественного развития детей старшего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Изобразительная деятельность
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии оценки иллюстраций на контрольном этапе исследования.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии оценки иллюстраций на контрольном этапе исследования.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Изобразительная деятельность как основа художественного развития детей
1.2 Особенности изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста
1.3 Методические основы художественного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста
2.2 Система работы по художественному развитию детей на занятиях по изобразительной деятельности
2.3 Определение эффективности проведенной работы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время проблема художественного развития детей приобретает особую актуальность. В современно мире, в условии новых социальных и экономических преобразований повышаются требования к развитию творческого начала личности, как залога дальнейших положительных преобразований социума и окружающего мира. Современная личность должна иметь гибкое и креативное мышление, развитую фантазию и воображение, чтобы иметь возможность находить быстрые и эффективные решения возникающих проблем. Это выдвигает определенные требования к образовательным стандартам, в том числе и к методам и средствам развития творческого начала личности. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования художественного развития.
Предпосылки художественного развития и стремления к творческой самореализации формируются в раннем детстве. В связи с этим особые требования предъявляются к периоду старшего дошкольного возраста, так как данные период во многом определяет дальнейшее развитие личности ребенка. В период старшего дошкольного возраста ребенок активно развивается, возникают качественно новые психологические образования.
Формирование творческой индивидуальности ребенка в процессе художественного развития является одной из социально значимых задач современного общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому, творческому взаимодействию с окружающей природой, обществом, государством на основе общепринятых гуманистических ценностей. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору.
В педагогике имеется опыт изучения проблемы художественного развития учащихся, показано значение участия педагога, семьи, социального окружения в этом процессе, представлен анализ сущности, содержания, методики и методов творческого развития учащихся, разработаны теоретические основы творческого процесса и проведены исследования его важных компонентов.
Анализ научной литературы показал, что тхудожественное развитие у детей старшего дошкольного возраста не имеет единого толкования и рассматривается в различных подходах исследованиях с разных точек зрения. Так, проблему развития творческих способностей активно рассматривали В.И.Андреев, В.А.Сухомлинский, С.Т.Шацкий. Проблема творчества, как высшая форма активности, рассматривается психологами Л.С.Выготским, А.К.Ковалевым, Н.С.Лейтесом, Я.А.Пономаревым и др.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Изобразительная деятельность как основа художественного развития детей
Художественная деятельность всегда лежала в основе фундаментальной созидательной деятельности, способствующей развитию человечества. В процессе художественной деятельности человек аккумулирует все внутренние и внешние качества собственной личности и стремится к самосовершенствованию. Художественная деятельность является необходимым фактором в формировании гармоничной социально адаптированной личности. В основе художественной деятельности лежит творчество, таким образом, художественная деятельность является часть творческой деятельности.
Один из видов творчества – художественный – развивает личность через эстетические категории, выступает как наиболее универсальный и способствует гармоничному развитию личности; средство и форма освоения жизни искусством; способ освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания художественных образов как эстетически воздействующих объектов; творческая деятельность, направленная на создание художественных произведений, шире – эстетически-выразительных форм [23].
Творчество - одна из содержательных форм психической активности человека, которую можно рассматривать как универсальное средство развития индивидуальности, обеспечивающее устойчивую адаптацию к новым условиям жизни, как необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. По мнению Л.С. Выготского, «именно творческая деятельность, делает человека существом, обращенным к будущему, созидающему его и видоизменяющим свое настоящее» [8, с. 45].
Художественное творчество в широком смысле понимается «как творчество «по законам красоты», присущее в той или иной степени всем видам продуктивной человеческой деятельности. В концентрированном же своем качестве оно находит выражение в создании (и творческом исполнении) произведений искусства» [4, с. 449]. Художественное творчество опредмечивает художественную культуру и отображается в искусстве. Как пишет М. С. Каган, «художественная культура – это звено между искусством и целостным бытием культуры, проводник меняющегося в ходе ее исторического развития превращения содержания культуры в содержание и форму искусства» [13, с. 249–250].
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАВЫКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста
С целью выявления уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста было проведено исследование, в котором приняли участие 20 учащихся.
Цель исследования: выявление уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
- проведение констатирующего этапа с целью выявления особенностей уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста.;
- качественный анализ исследования;
- определение дальнейших путей художественного развития детей старшего дошкольного возраста с учетом их индивидуальных особенностей;
- подбор методик и инструментов для формирующего этапа исследования;
- художественное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе упражнений;
- проверка эффективности работы.
Исследование состоит из трех этапов:
1. Констатирующий этап предполагает исследование и анализ уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста при помощи авторских методик.
2. Формирующий этап включает разработку упражнений, конспектов занятий, направленных на художественное развитию детей старшего дошкольного возраста путем создания иллюстраций к сказкам.
3. Контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное исследование уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста, а также сформулированы выводы о степени эффективности разработанной программы.
Методики исследования:
1. Тест креативности Торренса (Приложение 1).
Тест креативности Торренса является наиболее популярным среди методик, направленных на диагностику творческих способностей детей. Э.П. Торренс определяет креативность как чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации. По мнению автора, креативность помогает обнаруживать проблемы, связанные с дисгармонией элементов, осуществлять поиск решений, выдвигать различные предположения и гипотезы, а также опровергать и преобразовывать данные гипотезы, стремясь добиться нужного результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ход работы были рассмотрены особенности художественного развития детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности. Было отмечено, что данном возрасте ведущим видом деятельности еще является игра, в процессе которой творческие проявления реализуются на максимальном уровне. Данный период характеризуется активизацией процесса развития творческих проявлений.
Художественное развитие должно двигаться по направлению к осознанности, пока творческая деятельность не будет сознательно подчинена намерениям и направлена на реализацию поставленных целей и задач, а данный процесс неразрывно связан с психологическими новообразованиями детей.
Изобразительная деятельность является одним из самых эффективных способов художественного развития детей. Развитие творческих способностей должно быть направлено на формирование у детей ясного представления о системе взаимодействия творчества с жизнью. Источником самостоятельных творческих поисков должны стать работа на основе наблюдения и изучения окружающей среды, стремление к отражению действительности. Ребенок в силу своих возрастных особенностей стремится создать конкретный образ для осмысления окружающего мира, эмоционально отзывается на художественные явления любого уровня, некритично относится к собственному рисунку. Все эти особенности позволяют развивать творческую личность через изобразительную деятельность.
В ходе работы были рассмотрены особенности художественного развития детей старшего дошкольного возраста. Было выявлено, что художественное развитие протекает неразрывно от общего развития личности ребенка, которая формируется под влиянием многих, как внешних, так и внутренних факторов. В старшем дошкольном возрасте вся деятельность ребенка насыщена воображением. Именно поэтому художественное творчество является неотъемлемым процессом в этот период и вызывает у детей только положительные эмоции. В старшем дошкольном возрасте воображение приобретает произвольный характер, постепенно оно преобразуется в целенаправленный спланированный процесс. В процессе деятельности ребенок осваивает все новые приемы и методы преобразования образов и представлений.
В ходе работы было проведено исследование, состоящее из трех этапов.
1. На констатирующем этапе было проведено исследование и анализ уровня художественного развития детей старшего дошкольного возраста при помощи авторских методик.
2. На формирующем этапе были разработаны упражнения, конспекты занятий, направленные на художественное развитие детей старшего дошкольного возраста.
1. Андреева, И.Г. Развитие творческой активности старших дошкольников в театрализованной деятельности / И.Г. Андреева. – Саратов, 2001. – 23 с.
2. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреева. – Казань, 1988. – 255 с.
3. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл, Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с.
4. Беда, Т.В. Основы изобразительной грамоты / Т.В. Беда. – Москва: Просвещение, 1989. – 192 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Д.Б. Богоявленская. – Ростов-на-Дону, 2003. – 176 с.
6. Божович, А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / А.И. Божович. – Питер, 2018. – 398 с.
7. Выготский, Л.С. Психология искусства / под ред. М.Г. Ярошевского. – М.: Педагогика, 2017. – 344 с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Кн. для учителя / Л.С. Выготский. – М., 2011. – 1008 с.
9. Григорьева, Г.Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 2. – С. 27-31.
10. Горяева, Н.А. Первые шаги в мир искусства: Из опыта работы / Н.А. Горяева. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – 3-е изд. – СПб.: Техническая книга, 2007. – 358 с.
12. Железовская, Г.И., Елисеева А.В. Педагогика развития творческой личности / Г.И. Железовская. – Саратов: Изд- во «Лицей», 2007. – 140 с.
13. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. – Санкт-Петербург: Петрополис, 1997. – 544 с.
14. Кан-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Кан-Калик. – Грозный, 2006. – 286 с.
15. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика изобразительной деятельности детей: Лабораторный практикум / В.Б. Косминская, Н. Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1981. – 144 с.
16. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Томск: Пеленг, 1993 – 56 с.
17. Люблинская, А.А. Детская психология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.А. Люблинская. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
18. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практич. пособие / М.И. Меерович, Л.И. Шрагина. – Мн.: Харвит, – 2010. – 432 с.
19. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2011. – № 10. – С. 34-37.
20. Ростовцев, Н.Н. Академический рисунок: учебник / Н.Н. Ростовцев. – Москва: Просвещение, 1984. – 240 с.
21. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления у детей / А.Э. Симановский. – Ярославль, 1997. – 240 с.
22. Степанова, О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками / О.А. Степанова // Начальная школа плюс До и после. – 2013. – №8 – С. 80-87.
23. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2000. – 672 с.
24. Шорохов, Е.В. Композиция: учебник для студентов худож.-графич. фак. пед. ин-тов / Е.В. Шорохов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Просвещение, 1986. – 208 с.
Работа защищена на оценку "7" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии оценки иллюстраций на контрольном этапе исследования.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Критерии оценки иллюстраций на контрольном этапе исследования.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты