Совершенствование тактики распределения сил в беге на кроссовый дистанции учащихся X - XI класса
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Совершенствование тактики распределения сил в беге на кроссовый дистанции учащихся X - XI класса»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Совершенствование тактики распределения сил в беге на кроссовый дистанции учащихся X - XI класса
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Легкая атлетика в физическом воспитании школьников
1.1 Легкая атлетика как средство физического воспитания школьников
1.2 Особенности физического состояния учащихся старшего школьного возраста
Глава 2. Бег на кроссовые дистанции
2.1 Техника и тактика бега на кроссовые дистанции
2.2 Методика обучения тактики распределения сил в беге на кроссовые дистанции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Физическое воспитание в школе призвано укреплять здоровье детей, способствовать нормальному физическому развитию ребенка. На уроках физической культуры ученики получают важные навыки в двигательной деятельности — в беге, ходьбе, метании предмета и так далее. Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания школьников. Проведение уроков физической культуры по разделу учебной программы Лёгкая атлетика содействует достижению основной цели воспитания: укрепления физического здоровья детей, формирования полноценного крепкого и здорового подрастающего поколения.
Легкая атлетика отличается многообразными формами проведения занятий, разнообразием упражнений. Поэтому дети и подростки с удовольствием осваивают ее виды этого.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что легкая атлетика в школе предполагает освоение основных двигательных навыков, исходя из физических возможностей среднего ученика по показателям развития и здоровья. В ходе общей подготовки учащийся получает необходимый для нормальной жизни уровень физического состояния, разностороннее развитие обычных физических умений.
Это относится и к занятиям по легкой атлетике в школе. По сути дела, занятия легкоатлетическими видами упражнений сопровождают ребенка с самого раннего детства. Уже в детском саду на физкультурных занятиях дети учатся бегать, прыгать, соревнуются в этих упражнениях. Бег, прыжки, метание предметов на расстояние присутствуют во многих детских подвижных играх.
Главное содержание урока легкой атлетики – это дальнейшее повышение уровня развития физических качеств в комплексе: выносливости к работе большой и умеренной мощности (аэробного характера),гибкости, скоростно-силовых качеств, ловкости путем расширения диапазона двигательных умений и навыков, совершенствования собственно силовых способностей.
В содержание урока входит также совершенствование техники движений, изучение новых подготовительных и специальных упражнений.
Цель курсовой работы – изучить особенности совершенствования тактики распределения сил в беге на кроссовые дистанции учащихся 10-11 классов.
Глава 1. ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Легкая атлетика как средство физического воспитания школьников
Как вид спорта атлетика является одним из самых известных широкому кругу людей, но не многие из знающих о нем слышали, сколько трудностей и преград прошли многочисленные основатели этого спорта на протяжении веков, чтобы вывести этот спорт в массы.
Легкая атлетика - один из наистарейших видов спорта. Спортивные мероприятия нередко велись в сочетании с религиозными торжествами, как и Олимпийские игры в Древней Греции. На продолжении 11 веков, начиная с 776 г. по нашей эпохи, соревнования проводились только с участием мужской части населения и считались очень популярными и элитными событиями [18].
История легкоатлетических соревнований уходит своими корнями в далекое прошлое. Изначально легкоатлетические соревнования устраивались народами Африки и Азии ещё до нашей эры. Пик развития лёгкой атлетики был отмечен в Древней Греции. Первые Олимпийские игры датируются 776 годом до нашей эры и проведены они были именно в Древней Греции. Программа Олимпийских игр того времени включала в себя всего лишь один вид бега – бег на одну стадию. Длина этой стадии была равна 192 м 27 см. Спустя небольшой промежуток времени, в 720 году до нашей эры, бег был проведён уже на 2 дистанции. По прошествии времени последующие забеги стали состояли уже из 24-х стадий. Для победителей в этом Олимпийском забеге оказывались большие почести. В честь победителей возводили монументы, их избирали на почетные должности [4].
Римляне продолжали олимпийскую традицию вплоть до тех пор, пока на престол не стал правитель Феодосий I, он ввел под запрет организацию игр в 394 г. нашей эры. В Средние века, за исключением недолгого возрождения в Англии XII века, атлетика фактически пропала. Настоящее формирование легкой атлетики как современного вида спорта взяло начало в Англии в XIX веке.
Глава 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БЕГУ НА КРОССОВЫХ ДИСТАНЦИЯХ
2.1 Техника и тактика бега на кроссовые дистанции
Кроссовый бег относится к легкоатлетической дисциплине. У него есть общие рекомендации по продолжительности и особенностям трассы, хотя строгая международная стандартизация невозможна. Международная организация легкоатлетических федераций (IAAF) даёт лишь рекомендации относительно кроссового бега [23].
Но IAAF так описывает идеальную трассу на кроссовом забеге:
- Это типичный лесопарк с относительно небольшим перепадом высот или типичное поле для гольфа. Кстати, за рубежом на полях для гольфа часто разрешается проводить кроссовые забеги. В общем, кроссовый забег – это природная территория, по которой сможет проехать, например, горный велосипед.
- Это последовательность естественных препятствий в виде холмов и иногда рек, которые требуют от занимающегося смены тактики бега, но позволяют поддерживать ровный темп. Отрезки со сменой ландшафта примерно равны, но превалирует сложный рельеф, то есть ровные участки короче холмистых.
- Это травянистая трасса с минимумом дорог, в идеале без них либо по грунту.
- Это круги от 1750 до 2000 метров. Такие циклы делают на международных соревнованиях.
- Трасса должна иметь от 400 до 1200 м ровного участка на старте до первого поворота, чтобы избежать столпотворения участников и падений.
- Старт происходит одновременно для всех участников с одной линии или дуги по выстрелу судьи.
- На финише бегун пересекает линию и уходит по отдельному коридору, как и на любых соревнованиях по бегу.
- Забеги-кроссы проводятся весной или осенью [18].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы:
Легкая атлетика - вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: ходьбу, бег, прыжки, метание. Разнообразие легкоатлетических упражнений и широкие возможности варьировать нагрузку в ходьбе, беге, прыжках, метании позволяют успешно использовать эти упражнения для занятий детей и подростков разного возраста и разной степени физической подготовленности. Посредством легкой атлетики развиваются основные физические качества – выносливость, сила, скорость, гибкость. Кроме этого во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. При выполнении легкоатлетических упражнений в работу вовлекается значительное количество мышц человека, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. В процессе проведения уроков лёгкой атлетики развиваются кондиционные (быстрота, силовые качества, выносливость, гибкость) и координационные способности. Результаты в лёгкой атлетике имеют строгое количественное измерение, что обеспечивает их объективность и возможность использования в качестве критериев уровня физического развития школьников. Немаловажно и то, что многие упражнения не требуют специального дорогостоящего оборудования и могут выполняться на простых площадках и на пересечённой местности.
Достижение цели физического воспитания (содействие всестороннему развитию личности учащихся) обеспечивается решением основных задач, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Приоритетным средством развития является кроссовая подготовка. Кроссы – одно из ценнейших средств физического воспитания, они оказывают благотворное влияние на организм, способствуют развитию силы мышц, улучшению деятельности органов кровообращения и дыхания, укреплению нервной системы. Помимо общего укрепления организма и воспитания выносливости кроссы развивают качества и прививают навыки, необходимые в трудовой деятельности человека, например: сообразительность, способность к ориентировке, умение преодолевать различные препятствия и правильно распределять свои силы, быстро проходить значительные расстояния без дорог.
1. Волков, Б. С. Возрастная психология. От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – М.: Владос, 2010. – 344 c.
2. Гандельсман, А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста (медикобиологические основы) / А.Б. Гандельсман, К.М. Смирнов. – М.: Физкультура и спорт, 2006. – 215 с.
3. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
4. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Г. И. Дерябина. – Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 136 с.
5. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: Учеб. пособие для студентов фак. физ. культуры высш. пед. учеб. зав. / А. И. Жилкин, В. С. Кузьмин. – М.: ACADEMIA, 2003. – 464 с.
6. Жилкин, А.И. Легкая атлетика: учеб. пособие для пед. вузов / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. – М.: Академия, 2006. – 390 с.
7. Зеличенок, В. Б. Легкая атлетика. Энциклопедия. В 2 томах (комплект) / В.Б. Зеличенок, В.Н. Спичков, В.Л. Штейнбах. – М.: Человек, 2012. – 405 c.
8. Калачев, Г. А. Физиология мышечной деятельности и спорта / Г. А. Калачев. – Барнаул, 2004. – 226 с.
9. Кобринский, М. Е. Лёгкая атлетика: учебник / М. Е. Кобринский. – Мн.: Тесей, 2005 – 215 с.
10. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания/ Т.Ю. Круцевич. – К.: Олимпийская литература, 2003. – 423 с.
11. Кузнецов, В.С. Физические упражнения и подвижные игры. Метод.пособие: учеб. пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2006. – 151 с.
12. Легкая атлетика: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению "Физ. культура" и специальности "Физ. культура и спорт" : рек. Умо по образованию в обл. физ. культуры и спорта / под ред. Н.Н. Чеснокова, В.Г. Никитушкина. – М.: Физ. культура, 2010. – 440 с.
13. Литвинов, А.В. Легкая атлетика: бег силовая на средние и длинные дистанции, силовая спортивная ходьба: силовая примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ силовая олимпийского резерва: учебное пособие / А.В. Литвинов. – М.: Советский спорт, 2007. – 108 с.
14. Мальцев, А. И. Быстрее, выше, сильнее! Легкая атлетика и гимнастика для школьников / А.И. Мальцев. – М.: Феникс, 2005. – 288 c.
15. Мехрикадзе, В. В. О профессии тренера, поиске идей и беге/ В. В. Мехрикадзе. – М. : СпортАкадемПресс, 2001. – 405 с
16. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физической культуры: справ. метод. пособие/ Б. И. Мишин. – М.: ООО Издательство ACT; OOO Издательство Астрель, 2003. – 526 с.
17. Никитин, В.И. Введение в легкую атлетику: методическое пособие / В. И. Никитин. – Урал. Гос. Пед. ун-т., Екатеринбург, 2016. – 42 с.
18. Никольская, О. Б. Кроссовая подготовка: метод. рекомендации / О.Б. Никольская. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. – 34 с.
19. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера: наука побеждать/ Н. Г. Озолин. – М.: Издательство АСТ 2003. – 149 с.
20. Питер ДЖ. Томпсон Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике / Питер ДЖ. Питер Л. Томпсон Томпсон. – М.: Человек, 2014. – 192 c.
21. Тер-Ованесян, И. А. Подготовка легкоатлета: современный взгляд/ И. А. Тер-Ованесян. – М., 2000. – 189 с.
22. Уилмор, Дж. X. Физиология спорта [Текст] / Дж. Х. Уилмор, Д. Л. Костил. – Киев : Олимпийская литература, 2001. – 147 с.
23. Учебная программа по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для Х–ХI классов с русским языком обучения и воспитания. – Минск, 2020. – 52 с.
24. Филин, В.П. Особенности и виды силовой подготовки бегунов: учебно-методическое пособие / В.П. Филин. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 322 с.
25. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. – М., ФиС. 2007. – 315 с.
26. Фурманов, А.Г. Оздоровительная физическая культура : учебник / А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. – Минск : Тесей, 2003. – 528 с.
27. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 75%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты