Гражданское воспитание в образовательном процессе
МГЛУ (Минский государственный лингвистический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Гражданское воспитание в образовательном процессе»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Гражданское воспитание в образовательном процессе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность развития гражданского воспитания
1.2 Особенности гражданского воспитания в старшем школьном возрасте
1.3 Роль учителя в гражданском воспитании
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
2.1 Развитие гражданских ценностей у учащихся в учебном процессе
2.2 Формирование гражданских качеств во внеклассной работе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одной из важнейших сторон воспитания в школе и обществе является воспитание гражданина — члена территориально-политического сообще¬ства, государства, который имеет права и обязанности, связанные с член¬ством в нем. В концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь основной задачей воспитания является формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания.
Демократизация общества, успешное развитие Республики Беларусь во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития общества гражданское воспитание детей и учащейся молодежи стало предметом государственной политики и неотъемлемой частью воспитания и образования личности. В своих выступлениях Президент Республики Беларусь неоднократно сосредотачивает наше внимание на необходимости решения насущных проблем идеологии белорусского государства, определении ведущих идеологических постулатов, путей и методов идеологической работы, в основе которой лежит воспитание гражданственности и патриотизма. «Сегодня во главу угла необходимо поставить патриотическое воспитание…» – говорит Президент Республики Беларусь на Совещании педагогического актива Республики, который проходил в августе 2011 года [3, с.15].
Гражданственность, как качество человека символизирует любовь к Родине, готовность подчинить свои интересы общим интересам страны, служить ей, трудиться для её развития и процветания, защищать её. Понятие «гражданственность» в равной степени относится к интеллектуальной, политической, эмоционально-нравственной сферам человека.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность развития гражданского воспитания
К.Д. Ушинский полагал, что «ощущение национального самосознания лица, его любовь к Родине составляют высоконравственную базу личности гражданина» [22, c. 31].
П.П. Блонский оценивал гражданское воспитание как «политическое формирование человеческих качеств» [24].
А.С. Макаренко считал, что «педагогический процесс подчиняется единой цели – воспитанию достойного гражданина, особое внимание уделяя самочувствию человека в коллективе, характеру коллективных связей и реакций. Среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность, которые, по мнению Макаренко, синтезируются у политически деятельного и ответственного человека» [6].
Обобщить практический и теоретический опыт гражданского воспитания предпринял В.А. Сухомлинский, он рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. В.А. Сухомлинский считал, что «непременным условием гражданского воспитания – организация эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражданской активности каждой личности» [21].
Гражданское самосознание персоны формируется с опорой на актуальную позицию личности: понимание, анализ собственного познания, высоконравственного вида и заинтересованностей, эталонов и мотивов действия, анализ себя, как ощущающего и размышляющего создания согласно грани осознания им себя в качестве члена общества, носителя социально важного воззрения. Осмысления учеником собственного внутреннего общества находится в зависимости от сформированности у него общественных конструкций для себя.
ГЛАВА 2 НАПРАВЛЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ В РАЗВИТИИ ГРАЖДАНСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
2.1 Развитие гражданских ценностей у учащихся в учебном процессе
При реализации задач гражданского образования важное значение имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивных приемов, информационных технологий), обеспечивающих деятельностную сторону образовательного процесса.
Образовательные технологии, которые используются на уроках истории и обществознания:
– Информационные и коммуникационные технологии.
– Лекционно-семинарская система обучения.
– Технология организации самостоятельной работы на уроках.
– Проектные технологии, которые помогают организовать студенческую деятельность в социальной среде для расширения и обогащения их жизненного опыта.
– Технология развития критического мышления.
– Исследовательские технологии для творческого поиска и применения знаний [11].
На уроках можно использовать следующие формы обучения:
– Споры.
– Обсуждения (проекты, команда, группа).
– Лабораторная работа (анализ исторических документов, работа с современными текстами государственных документов).
– Семинары (решение познавательных задач).
– «круглые столы» [18].
Чтобы лучше использовать образовательный содержания урока отечественной истории, необходимо использовать ряд методов, которые могут улучшить влияние образования на учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Гражданское самосознание личности формируется с опорой на актуальную позицию личности: понимание, анализ собственного познания, высоконравственного вида и заинтересованностей, эталонов и мотивов действия, анализ себя, как ощущающего и размышляющего создания согласно грани осознания им себя в качестве члена общества, носителя социально важного воззрения. Осмысления учеником собственного внутреннего общества находится в зависимости от сформированности у него общественных конструкций для себя. Гражданские качества возникают под влиянием социальной среды и собственных усилий в специально созданных условиях. Чувство любви к своей Родине, чувство ответственности за свои поступки, инициативность, независимость – важную роль в воспитании этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.
Гражданское воспитание старшеклассников – это целенаправленный процесс воздействия, который должен активно способствовать в формировании у учащихся гражданской культуры. Формирование гражданской культуры тесно связано с последствиями средств массовой информации и личным опытом участия в гражданских отношениях. В отличие от многих случайных, беспорядочных влияний, школа может влиять на целостность и систематическое развитие гражданской культуры учащихся.
Ведь именно школа должна противостоять негативным тенденциям в сознании и поведении старшеклассников и способствовать развитию гражданской культуры в обществе присущими ей средствами. Воспитание гражданина – один из краеугольных камней современного образовательного учреждения. В борьбе с гражданским образованием усилия должны в первую очередь быть сосредоточены на формировании у учащихся отношения к социальным явлениям.
1. Азаров Ю.Ж. Педагогическое искусство патриотического воспитания [Текст] / Ю.Ж. Азаров // Воспитание школьников. – 2008. – №6. – С. 3– 11.
2. Буткевич В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история современность [Текст] / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. – 208 с.
3. Ванина Н.Г. Материалы совещания педагогического актива Республики Беларусь (Минск, 29 августа 2011 г.) / Н.Г. Ванина. – Минск: Пачатковая школа, 2011. – 80 с.
4. Воспитание детей в Белоруссии [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vashevse.ru/vospitanie-i-razvitie/2013-07-15-11-23-46/11055-2014-05-27-10-09-06.
5. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. – Том 4. Детская психология. [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1984. – 432.с.
6. Гражданско-патриотическое воспитание [Электронный ресурс]: http://sch43.minsk.edu.by/ru/main.aspx?guid=1881.
7. Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2010. – 688с.
8. Захарова С.Н. Методические аспекты гражданского воспитания студентов в современных условиях / С.Н. Захарова // журнал Весник. БДУ.Сер.4, Філалогія. Журналістыка. Педагогіка. – 2005. – №2. – С.134-138.
9. Зданович, В.М. Формирование компетенций гражданственности в школе / В.М. Зданович // Народная асвета. – 2006. – № 7. – С.3-9.
10. Карабанова О.А. Возрастная психология [Текст]: Конспект лекций / О.А. Карабанова. – М.: Наука, 2005. – 290 с.
11. Касимова Т.А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие [Текст] / Т.А. Касимова, Д.Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
12. Кузнецова Л.В. Становление и развитие гражданского воспитания школьников в России / Л.В. Кузнецова. – Москва, 2007. – 372 с
13. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет: [Учебное пособие] / И.Ю. Кулагина – М., Изд-во УРАО, 1997. – 177 с.
14. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / В.М. Лизинский // Заместитель директора по воспитательной работе. – 2006. – №3. – С. 40-43.
15. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. – М.: Дет. Лит. 1985. – 207 с.
16. Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2000. – с. 193-219.
17. Рабиндранат Тагор. Афоризмы Рабиндранат Тагор [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://letter.com.ua/Rabindranat_Tagor_1.html.
18. Рожков М.И. Теория и методика воспитания / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.:Изд-во Владос-Пресс, 2004. – 384 с.
19. Степанков, Н.К Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. Степанков. – Минск: Адукацыя. Выхаванне,2007. – 496 с
20. Студенческая библиотека онлайн. Ценности и ценностные ориентации молодежи. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://studbooks.net/669399/sotsiologiya/metodologicheskie_podhody_analizu_tsennostey_tsennostnyh_orientatsiy.
21. Сухомлинский В.А. Воспитание гражданственности/ В.А Сухомлинский [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnayarabota/2017/11/20/vospitanie-grazhdanstvennosti.
22. Ушинский К.Д. Воспитание человека / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 2002. – 247 с.
23. Формирование гражданской компетентности в рамках гражданского образования школьников. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sites.google.com/site/grazdanskidentic/soderzanie-modula/6-formirovanie-grazdanskoj-kompetentnosti-v-ramkah-grazdanskogo-obrazovania-skolnikov.
24. Школьный словарь иностранных слов: Пособие для учащихся / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова [Текст]. – М.: Просвещение, 1983 – 207 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты