Обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе учащихся 5 классов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе учащихся 5 классов»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе учащихся 5 классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические основы обучения приемов и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе
1.1 Общая характеристика волейбола
1.2 Методика обучения приемов и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе
Глава 2 Организация исследования
2.1 Методика исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3 Обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе
3.1 Методика обучения приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе
3.2 Оценка результативности методики
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура является одной из составляющих общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в труде, учёбе, быту, общении, а также способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Как известно, физическое развитие человека в значительной степени зависит от наследственности.
Жизнь, однако, требует от человека двигательной культуры и подготовленности более высокой, чем та, которая сформировалась в процессе естественного развития. Здесь необходимо заметить, что условия, в которых он живет, от того, чем он занимается, с кем общается, с кого берет пример, так же крайне важны.
Физическая культура в школах является формирование у детей двигательные умения и навыки, стремление к здоровому образу жизни, воспитывать физические качества, научить использовать свой двигательный опыт, для быстрого уверенного усвоения новых действий, воспитывать силу, выносливость, ловкость, быстроту. Приоритетным направлением работы по физическому воспитанию школьников является формирование потребностей и привычек самостоятельно, регулярно заниматься физическими упражнениями, придерживаться ЗОЖ.
Именно уроки физической культуры призваны научить ребенка движениям, которые он будет использовать в течение всей жизни. Добиться этого помогают различные спортивные игры, в частности волейбол.
Дети, овладевшие техникой основных элементов волейбола, применяют их автоматически, меньше ошибаются. Они уделяют большее внимание тактическим моментам. Те, кто слабо владеет техникой, часто ошибаются, чувствуют себя в игре неуверенно, поэтому ищут причину быть болельщиками, а не игроками. Таким образом, ученики быстрее и качественнее освоившие технику элементов игры, раньше и с большим удовольствием будут участвовать в ней.
Глава 1 Теоретические основы обучения приемов и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе
1.1 Общая характеристика волейбола
Волейбол родился в 19 веке в Соединенных Штатах, штат Массачусетс. Именно там, в городе Холиоке, в 1895 году Уильям Морган - учитель физкультуры католической школы для молодых людей «Юношеская христианская ассоциация»заложил основы сегодняшнего волейбола. Морган намеревался придумать командную игру, в которую можно играть как в помещении, так и на улице. Он хотел создать игру, в которую каждый мог бы играть без возрастных ограничений. Придумывая волейбол, он анализировал многие другие игры, в том числе: баскетбол, гандбол, теннис и бадминтон [8].
В 1895 году Морган предложил игру, напоминающую о нынешнем волейболе, как соревнование по баскетболу, для тех, кто немного менее физически развит и может найти баскетбол трудным. Морган назвал свою игру «Minonette», и игра состояла в том, чтобы пробить мяч руками через веревку, подвешенную на небольшой высоте. Год спустя профессор Морган решил публично продемонстрировать свою игру в Спрингфилде во время конференции директоров по физическому воспитанию в «ЮХА». В версии создателя волейбола Уильяма Моргана поле было 15х7,5 метра, а сетка была подвешена на высоте 198 сантиметров. У игроков было - как в теннисе - две попытки [23].
Игра была чрезвычайно популярна, и один из директоров, присутствовавших на конференции, Альфред Т. Холстед, предложил в 1900 году для игры Моргана название «Volley ball» (волейбольный мяч), и это имя быстро приняли.
Волейбол характеризовался простыми правилами. В игре приняли участие две команды с неограниченным количеством игроков, а сыгранные матчи состояли из девяти раундов. Команда имела право служить три раза в раунде. Игрок может повторить прерванную службу один раз после первой неудачной попытки. Игроки могут совершить любое количество отскоков, прежде чем они пробьют мяч через сетку. Поскольку волейбол был относительно новым видом спорта, его правила сильно изменились [16].
Глава 2 Организация исследования
2.1 Методика исследования
Итак, в процессе исследования использовались следующие методы:
- анализ научно-методической литературы,
- сравнительный анализ,
- моделирование,
- метод контрольных испытаний.
Одним из основных методов в экспериментальном исследовании по методике обучения приемам и подачам мяча снизу двумя руками в волейболе учащихся 5 классов является метод контрольных испытаний.
С помощью его оценивались уровень физического развития, техническая и тактическая подготовленность, выявлялись преимущества и недостатки применяемых средств, методов и форм организации занятий. Необходимо было знать не только исходный уровень технической обученности приемам игры в волейбол, но и его изменение за определенное время [1, 9].
Обычно упражнения, входящие в содержание теста, достаточно легкие, чтобы вероятность выполнения было большей, отрицательные оценки и со знаком «минус» исключены. Контрольные упражнения, применяемые в исследовании для констатации начального и итогового уровня выполнения приемов измерялись в объективных величинах (время, число повторений и т.п.), отличались простотой измерения и оценки.
Перед проведением тестирования в рамках педагогического исследования был обеспечен необходимый уровень мотивации и концентрации внимания испытуемых на предстоящей деятельности, чтобы они могли показать свои оптимальные результаты. Учащиеся были проинформированы о целях проведения контрольных испытаний, им подробно объяснили и продемонстрировали правила выполнения тестов.
Контрольные нормативы по волейболу состояли из следующих упражнений (тестов):
- прием мяча снизу в парах (количество раз): передача партнеру включает: перемещение к мячу, глубокий выпад, руки выставляются под мяч, при приеме сильно летящего мяча руки подставляют под мяч, руки сопровождают полет слабо летящего мяча после его приема...
Глава 3 Обучение приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе
3.1 Методика обучения приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейболе
Цель методики: обучить учащихся 5-х классов приему и передаче мяча снизу двумя руками в волейбол.
Методика обучения приемам и подачам мяча осуществляется как целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы.
Этап 1. Ознакомление с техническим приемом (тактическим действием). Средства: общеразвивающие и подготовительные упражнения. Первые направлены на развитие основных физических качеств, вторые на развитие специальных для данного приема игры качеств. Методы: развития силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; методы наглядного восприятия.
Этап 2. Этап разучивания технического приема (тактического действия), его практического освоения по созданному образцу. Задачи: сформировать двигательное умения, уточнить представления об изучаемом приеме игры, воспроизведение приема в целом. Средства: подводящие упражнения и упражнения по технике (тактике). Первые способствуют освоению техники приема игры (его структуры), вторые направлены на целостное выполнение приема (составные части приема осваиваются с помощью подводящих упражнений). Методы: расчлененного обучения, целостного обучения, развития физических качеств.
Этап 3. Совершенствование приема игры (тактического действия) в физической тренировке и двухсторонней игре. Задачи: сформировать двигательный навык приема игры Средства: упражнения по технике и тактике, подготовительные упражнения. Методы: методы целостного выполнения приема игры в вариативных условиях, подготовительные игры, система заданий в учебной игре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы:
1. В современном мире волейбол является одним из самых популярных видов спорта, насчитывает около 220 национальных федераций. Особенно популярен в таких странах как: Россия, Китай, Бразилия, Италия, США, Япония. Неоспорим тот факт, что данный вид спорта оказывает исключительно положительное влияние на состояние здоровья человека, развивая такие качества как ловкость, выносливость, а также оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую и дыхательную системы организма.
2. Обучение приему и подачам мяча в волейболе и другим приемам техники владения мячом, осуществляется в процессе технической и тактической подготовки в сочетании с физической подготовкой. Формирование системы двигательных навыков и повышение уровня развития физических качеств является одной из ведущих задач в подготовке волейболистов. В основе методики обучения волейболу лежат общеразвивающие и специальные упражнения, которые позволяют развивать физические способности, необходимые в спортивной игре. Наиболее рациональный и правильный путь в овладении техникой приема мяча предполагает несколько этапов обучения. В начальном периоде прием мяча изучается в упрощенных условиях, применяются упражнения с набивными мячами. С помощью этих упражнений развиваются специальные игровые навыки и повышается общая физическая подготовленность. Кроме того, они позволяют обучить игрока выходу под мяч, фиксируя положение готовности к приему.
3. В процессе исследования была разработана и апробирована методика приема и передачи мяча снизу двумя руками в волейболе. Разработанная методика обучения приемам и подачам мяча осуществляется как целостный процесс, состоящий из четырех этапов, расположенных в определенной последовательности и содержащих специфические задачи, средства и методы. По данной методике обучение техническим приемам игры подачам и приемам мяча осуществляется в соответствии с логикой поэтапного формирования двигательных навыков (от начального обучения, углубленного разучивания и закрепления до этапа совершенствования).
1. Беляев А.В., Савина М.В. Волейбол.- Учебник для высших учебных заведений физической культуры. — М.: Физкультура, образование, наука, 2011. — 368 с.
2. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. - М.: ТВТ Дивизион, 2011. - 190 c.
3. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям. Теория и методика: учебное пособие для вузов / М.М. Боген, П.Я. Гальперин. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 226 c.
4. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник / А. А. Васильков. -- Ростов н/Д : Феникс, 2008. -- 381 с
5. Внеурочная деятельность. Волейбол: пособие для учителей и методистов»/Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов.- М. : Просвещение, 2011
6. Волейбол : энциклопедия / составители В. Л. Свиридов. — Москва : Издательство «Спорт», Человек, 2016. — 624 c.
7. Волейбол: методические указания к практическим занятиям / сост. О.А. Сбитнева, С.А. Фазлеева, Л.В. Борознова; ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА».- Пермь : Изд-во ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2011. -148с.
8. Вышинская О.Н. Физическое воспитание. Волейбол. чебно- методическое пособие. – Луганск: Из-во ГУ «ЛНУ имени Тараса Шевченко», 2013. – 185 с.
9. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2011 - 186с
10. Дерябина, Г.И. Физиологические основы развития двигательных качеств. Часть II. Сила, быстрота, ловкость и гибкость : Учеб.-метод. пособие / Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. - гл. 1 - С. 10
11. Железняк Ю.Д. и др. Волейбол. Программа: Учебное издание / Железняк Ю.Д., Чачин А.В., Сыромятников Ю.П. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с
12. Железняк, Ю.Д. К мастерству в волейболе [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 2005. – 139с.
13. Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Ю.Д. Петров. – М.: Академия, 2002. – 263с.
14. Иванова, Л.М. Отличительные особенности создания нетрадиционных средств подготовки в спортивных играх / Л.М. Иванова, А.А. Гераськин, В.Н. Притыкин // матер. межд. научн. конф. психологов спорта и физическ. культуры "Рудиковские чтения". - Москва: 2004. - С. 18-20.
15. Ивойлов А.В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки. - М.: Физкультура и спорт, 2012. - 152 с.
16. Кофман П.К. Настольная книга тренера. - М.: Физкультура и спорт, 2012 – 146 с.
17. Крамской С.И. Физическая культура личности как предмет педагогического познания / С.И. Крамской, М.В. Кудряшов, В.В. Кудряшов // Энергосберегающие технологические комплексы и оборудование для производства строительных материалов: межвуз. сб. ст. / под ред. В.С. Богданова. Вып. XI. Белгород. 2012. С. 240-241.
18. Кузнецова Н.С., Сергеева А.Г. Взаимосвязь физической и умственной деятельности // Здоровье в спорте. 2018. № 1. С. 55-57.
19. Курамшин, Ю.Ф. Общая характеристика физических способностей / Ю.Ф. Курамшин // Теория и методика физической культуры: Учебник / под ред. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - гл. 8. - С. 106-122
20. Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Б.Х. Ланда. – М.: Советский спорт, 2005. – 192с.
21. Матвеев, Е.М. Волейбол – школа движений [Текст] / Е.М. Матвеев // Физическая культура в школе. – 2001. – № 4. – С. 23-27.
22. Мельникова, Н. Ю. История физической культуры и спорта : учебник / Н. Ю. Мельникова, А. В. Трескин ; под редакцией Н. Ю. Мельникова. — 2-е изд. — Москва : Издательство «Спорт», 2017. — 432 c.
23. Погадаев, Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2004. – 315 с.
24. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед. / Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М - М., 2001. - 520 с.
25. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ-тов высш. учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 480 с.
26. Шулятьев, В. М. Студенческий волейбол : учебное пособие / В. М. Шулятьев. — Москва : Российский университет дружбы народов, 2011. — 196 c.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты