Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия»
по дисциплине: «Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха»
2021
45.00 BYN
Развитие слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика коррекционно-развивающей работы: методика обучения произношению учащихся с нарушением слуха
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1. Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
1.2. Развитие слухового восприятия у слабослышащих учащихся текстами
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1. Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
2.2. Разработка рекомендаций по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что дети с нарушением слуха испытывают затруднения в речевой деятельности. При утрате слуха в раннем детстве происходит нарушение психического развития ребенка и это приводит к формированию вторичного дефекта – нарушению речи, а также к нормальному формированию словесного мышления.
Важным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха является развитие слухового восприятия и устной речи, поскольку от результатов этой работы будет зависеть эффективность социализации и интеграции в общество.
Вопросами развития слухового восприятия детей с нарушением слуха занимались следующие исследователи В. И. Бельтюкова, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, Ф. Ф. Рау, Е. П. Кузьмичева, И. Г. Багрова, Л. П. Назарова, Э. И. Леонгард и др.
Развитие устной речи является одной из основополагающих задач в обучении младших школьников с нарушением слуха. Проблему развития письменной и устной речи детей с нарушениями слуха изучали такие специалисты, как Л. М. Быкова, Е. А. Горбунова, А. Г. Зикеев, Т. С. Зыкова, К. Г. Коровин, О. А. Красильникова, М. И. Никитина, К. И. Туджанова и другие.
Работа с текстами способствует развитию слухового восприятия и устной речи. Основными задачами данной работы выступают поэтапное формирование умений самостоятельно продуцировать и правильно воспроизводить диалоги, включающие разные типы диалогических единств, и монологические высказывания.
В настоящее время на коррекционных занятиях используются тексты в процессе освоения и осмысления текста в работе с детьми с нарушениями слуха. На коррекционных занятиях важно не просто изучить учащимися текст, а необходимо его осмыслить и соотнести описываемую последовательность событий с его общей темой, а также передать вызванные у учащихся к тому или иному факту эмоциональное отношение. Данный вопрос является еще не достаточно изученным, по причине этого в данной работе остановимся на данной теме исследования.
Объект исследования: развитие слухового восприятия.
Предмет исследования: процесс развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
Цель исследования: проанализировать процесс развития слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия и разработать рекомендации по развитию слухового восприятия на материале текстов у слабослышащих учащихся II класса на коррекционных занятиях по развитию устной речи и слухового восприятия.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
1.1 Особенности развития слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Восприятие понимается как субъективный опыт получения сенсорной информации о мире людей, вещах и событиях, психологических процессах, посредством которых это происходит. Восприятие – это процесс формирования, с помощью активных действий, субъективного образа целостного объекта, который непосредственно влияет на анализаторов. Способность воспринимать звуки и ориентироваться в них с помощью слухового анализатора.
Отражение процессов окружающего мира в слуховой системе происходит в виде звукового образа, в котором можно выделить три параметра:
1) громкость, которая соответствует интенсивности звукового стимула;
2) высота тона, которая соответствует частоте;
3) тембр, или «окраска» (для сложных звуков), которая соответствует структуре звукового спектра [6, с. 98].
По мнению выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна, восприятие – это сенсорное отражение объекта или явления объективной реальности, которое влияет на наши чувства. В восприятии человек не только слышит, но и слушает. Процесс слухового восприятия включает в себя развитие поведенческих реакций на простые и сложные акустические раздражители: чистые тона, музыку, речь и шум. Слуховое восприятие является причиной речевых движений. Оно имеет дело с последовательностью стимулов, протекающих во времени [17, с. 43].
Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков; с другой стороны, формируется восприятие звуков речи, то есть фонемический слух. Оба направления имеют жизненно важное значение для человека и начинают развиваться уже в младенчестве.
Приобретение речи как средства общения и познания окружающего мира является важнейшей предпосылкой социального и познавательного развития ребенка. Развитие слухового восприятия имеет решающее значение для возникновения и функционирования разговорного языка у человека. Слуховое речевое восприятие подразумевает наличие в долговременной памяти слуховых и кинестетических образов слов и знакомых фраз, а также образов, соответствующих таким фонетическим элементам речи, как фонемы, акценты, интонации [3, с. 276].
Развитие слухового восприятия устной речи представляет собой сложный процесс, неразрывно связанный с приобретением языка, навыками произношения, развитием познавательной активности ребенка и накоплением жизненного опыта.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ УЧАЩИХСЯ II КЛАССА НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ УСТНОЙ РЕЧИ И СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ
2.1 Анализ методики коррекционно-развивающей работы по развитию слухового восприятия у слабослышащих учащихся
Особое внимание следует уделять выяснению понимания значения местоимений, имен собственных, общих слов (тетя, девочка, мальчик и др.), а также сложных предложений.
Ведущим в организации коррекционной работы должен стать принцип коммуникативного подхода. Усвоение образцов речевых конструкций разной степени сложности должно стимулировать учащихся к их самостоятельному использованию в процессе общения.
Проводится следующая работа над текстом с учащимися в процессе развития слухового восприятия:
1-й класс. Восприятие на слух учебных сюжетных и описательно-повествовательных текстов, составленных и знакомых по значению слов (объем текста – до 8 предложений). Различение слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов на темы, близкие социальному опыту детей (примерные темы: «Семья», «Школа», «Мой класс» и др.).
2-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, составленных и знакомых по значению слов/ Различение слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 8-10 реплик. Восприятие на слух элементарных аутентичных текстов.
3-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, составленных из знакомых по значению слов, и слов, не использовавшихся в процессе слуховой тренировки / Различение и опознавание слов и фраз из текста на слух. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 10-12 реплик, в различных акустических условиях.
4-й класс. Восприятие на слух учебных текстов, включающих осложненные грамматические конструкции, малоупотребительные слова/ Различение и опознавание слов и фраз из текста на слух в различных акустических условиях. Восприятие на слух диалогов, состоящих из 12-14 реплик. Восприятие на слух аутентичных текстов. Различение и опознавание речевых единиц текста [5, с. 170].
В процессе развития устной речи посредством работы над текстом проводится обследование состояния устной речи учащихся:
1-й класс. Восприятие диалогов, состоящих из 8-10 реплик, на слух (коммуникативные ситуации отбираются с учетом их необходимости для общения, в соответствии с жизненным и эмоциональным опытом детей). Воспроизведение диалогов, включающих диалогические единства типа «вопрос – ответ», естественно, эмоционально и внятно. Перефразирование реплик диалогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Слух играет важную роль в развитии ребенка. С помощью слуха происходит обогащение представлений об окружающем мире, знакомство с многообразием звуков, формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь, которая обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта. В младшем школьном возрасте, в связи с разными видами деятельности, а также в процессе обучения происходит совершенствование других сторон слуховой функции: развивается музыкальный слух, повышается способность к различению природных и технических звуков. Развитие слухового восприятия представляет собой сложный процесс, который предполагает восприятие речи при помощи только слухового анализатора, в ходе которого происходит актуализация слуховых и кинетических образов слов, словосочетаний и фонематических элементов речи, что в свою очередь является необходимым фактором для понимания смысла услышанного.
Восприятие является одной из биологических функций психики, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие (в том числе слуховое) включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в том или ином объекте, выделение в нём информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа предмета. Работа по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях заключается в обучении учащихся восприятию на слух устной речи со звукоусиливающей аппаратурой и без нее. Особое место занимает различение предложенных текстов и восприятие заданий к ним. Подобранные тексты должны соответствовать речевому развитию учеников, содержание которых близко личному опыту и наблюдениям школьников. В настоящее время развитие слухового восприятия и устной речи и учащихся с нарушениями слуха осуществляется по программе коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия». В процессе работы над текстом особое внимание должно уделяться осознанию смысла речевого материала.
Методика работы над текстом с учащимися с нарушениями слуха, предполагает работу над диалогом и монологом. В процессе работы осуществляется постепенное формирование навыков самостоятельного создания и правильного воспроизведения диалогов, в том числе различных типов диалогического единства и монологических высказываний.
1. Ананьев, Б. Г. Теория ощущений / Б. Г. Ананьев. – Л. : ЛГУ, 1961. – 456 с.
2. Багрова, И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух : пособие для учителя. – М. : Просвещение, 1990. – 276 с.
3. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – М. : Моск. психол.-соц. ин-т ; Воронеж : МОДЭК, 2001. – 428 с.
4. Королева, И. В. Дети с нарушениями слуха : книга для родителей и педагогов / И. В. Королева, П. А. Янн. – изд. 2-е, испр. – СПб.: КАРО, 2013. – 240 с.
5. Королева, И. В. Помощь детям с нарушением слуха : руководство для родителей и специалистов / И. В. Королева. – Спб. : КАРО, 2016. – 304 с.
6. Королевская, Т. К. Развитие слухового восприятия слабослышащих детей. Часть 1 : методические указания / Т. К. Королевская, А. Н. Пфафенродт. – М.: Владос, 2004. – 154 с.
7. Леве, А. Развитие слуха у неслышащих детей: История. Методы, Возможности / Леве Армин. – М.: Академия, 2003. – 224 с.
8. Леонтьев, А. А. Признаки связности и цельности текста / А. А. Леонтьев // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. – М., 1976. – Вып. 103 : Лингвистика текста. – С. 60–70.
9. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / под. ред. Е. Строгановой. – СПб. : Питер, 2006. – 320 с.
10. Назарова, Л. П. Этапы становления дидактической системы развития слухового восприятия у учащихся с нарушениями слуха / Л. П. Назарова // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. – 2002. – № 3. – С. 99-111.
11. Носкова, Л. П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. – М. : Владос, 2004. – 344 с.
12. Обухова, Т. И. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб. метод. пособие. – Минск : БГПУ, 2007. – 54 с.
13. Обухова, Т. И. Методика формирования речи детей раннего и дошкольного возраста с нарушением слуха : учеб.-метод. пособие / Т. И. Обухова – Минск : БГПУ, 2005. – 48 с.
14. Пелымская, Т. В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом : пособие для учителя-дефектолога / Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко – М. : Владос, 2003. – 224 с.
15. Программа коррекционных занятий «Развитие устной речи и слухового восприятия» учебного плана первого отделения специальной общеобразовательной школы (специальной общеобразовательной школы-интерната) для детей с нарушением слуха I—IV классы. – Минск, 2017. – 39 с.
16. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. – СПб. : Питер, 2000. – 712 с.
17. Феклистова, С. Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: Учеб.- метод. пособие. – Мн.: БГПУ, 2008. – 67 с.
18. Феклистова, С. Н. Конструктивные картины как средство развития связной монологической речи детей с кохлеарным имплантом дошкольного возраста / С. Н. Феклистова, М. В. Осипчук // Материалы Международной научно-практической конференции . Под редакцией О. Л. Лехановой. – 2016. С. 279-282.
19. Феклистова, С. Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С. Н. Феклистова, Л. В. Михайловская, Т. И. Обухова. – Минск : БГПУ, 2011. – 216 с.
20. Феклистова, С. Н. Основы работы над звуками речи в школе для детей с нарушением слуха / С. Н. Феклистова. – Минск : БГПУ, 2008. – 48 с.
21. Черкасова, Е. Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» . – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с:
22. Швецов, А. Г. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи : учебное пособие / А. Г. Швецов – Великий Новгород, 2006. – 68 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 22.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты