ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты изучения развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами одежды
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
1.2 Изложение содержания формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах одежды
2 Особенности методики развития математического словаря у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Составление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметах одежды
2.2 Описание методов развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по формированию представлений у ребенка о предметах одежды
2.3 Описание обучающих ситуаций на занятиях и в нерегламентированных видах деятельности детей, способствующих интеграции развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процесс работы по формированию представлений у ребенка о предметах одежды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения проблемы обусловлена тем, что одной из важнейших предпосылок освоения элементарных математических идей является достаточный уровень формирования лексической системы языка: определенный объем математического словаря, точность понимания и употребления слов, формирование структуры значения слова. В этой связи практическая педагогика сталкивается с необходимостью более полного охвата развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в повседневной жизни. В процессе ее развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения.
Развитие математической лексики осуществляется по нескольким направлениям: совершенствование ее практического использования в общении с людьми. В связи с обозначенной проблемой ее изучение определяется несколькими аспектами: необходимостью социализации ребенка и его личностного развития; успешным решением воспитательно-педагогических задач на этапе дошкольного образования; специальной подготовкой педагога для реализации функций развития математической лексики в повседневной жизни.
Работы следующих авторов посвящены развитию математической лексики у детей дошкольного возраста: А.В. Белошистая, Л.А. Венгер, И.В. Житко, А.М. Левшина, З.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Т.Д. Рихтерман, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.И. Щербакова и др. По мнению этих авторов, различные виды деятельности детей (игровая, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.) рассматриваются как эффективные средства развития математической лексики. Помимо этого огромный потенциал для обогащения математической лексики имеют реальные жизненные условия ребенка и взаимодействие с предметами домашнего обихода. Однако в современной педагогической научной литературе отмечается недостаточность исследований, раскрывающих практические аспекты этой проблемы. Недоразвитость проблемы развития математической лексики у детей дошкольного возраста не позволяет решить ее максимально полно и успешно. В связи с этим была сформулирована следующая цель исследования.
1 Теоретические аспекты изучения развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметами одежды
1.1 Анализ исследований по проблеме необходимости развития математического словаря детей старшего дошкольного возраста, в том числе в повседневной жизни
В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, в которых нуждается ребенок для формирования готовности к школьному обучению. Математика – это сложный предмет, который может затруднить обучение ребенка в школе. Кроме того, не все дети математически склонны к этому, поэтому так важно развивать правильное математическое мышление в дошкольном учреждении. Раннее начальное обучение математике начинается в 3 года и позволяет получить базовые знания математических понятий и терминов, которые будут необходимы будущим школьникам. Современная школьная система очень насыщенная, материал дается в большом объеме, повторению не уделяется достаточного внимания. В то же время, школьные программы
Предполагается, что после окончания дошкольного образования ребенок должен свободно владеть математикой и адекватно владеть математической речью. Таким образом, эффективное развитие у детей дошкольного возраста математической речи важно для дальнейшего успешного обучения в школе.
Развитие словаря ребёнка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов речи: фонетико-фонематического и грамматического строя речи. В словаре ребёнка рано появляются слова конкретного значения, позднее – слова обобщающего характера [21, с. 45].
Одним из компонентов словаря являются различные понятия, связанные с усвоением знаний по отдельным образовательным областям. Одной из таких областей является математика.
Математический словарь представлен рядом понятий, характеризующих количественные, пространственные, временные и другие отношения. Для того чтобы дети старшего дошкольного возраста действительно овладели базовыми математическими представлениями, важно, чтобы они были способны распознавать, понимать и применять широкий диапазон лексики. Одна из основных причин, по которой ребенок может испытывать трудности в этой ситуации, – это трудности с пониманием языка и словарного запаса. Иногда это проблема с новыми и незнакомыми словами, иногда это связано с тем, что знакомые слова могут иметь другое значение в математическом контексте [10, с. 8].
2 Особенности методики развития математического словаря у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Составление необходимого объема математического словаря у детей старшего дошкольного возраста для реализации содержания формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о предметах одежды
Содержание предматематической подготовки детей дошкольного возраста определяется их практическими потребностями, возрастным восприятием математических идей и необходимым уровнем готовности к школе.
Содержание образовательной области «Элементарные математические концепции» программы дошкольного образования представляет собой совокупность элементарных математических понятий, умений, способствующих общему развитию, развитию мыслительных процессов школьника, формированию у него интереса к математическим характеристикам окружающий мир, чувство уверенности в себе и комфорт в окружающей среде.
В республиканский учебный план дошкольного образования (2012 г.) направление «Познавательное развитие» включает образовательное направление «Начальные математические идеи» (составленное И.В. Житко), которое содержит информацию о том, какие идеи и навыки рекомендуется формировать у детей разного возраста в рамках следующих направлений:
- количество и подсчёт;
- величина;
- геометрические фигуры и форма объектов;
- пространство;
- время.
Учебная программа дошкольного учреждения определяет конкретные компетенции детей по возрасту.
При составлении математического словаря детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с предметами одежды, необходимо отметить, что в данную группу терминов включены следующие критерии и категории:
- «Количество и счет»,
- «Величина»,
- «Геометрические фигуры и форма предметов»,
- «Пространство»,
- «Время».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научных источников показал, что усвоение математического словаря способствует развитию четкости, точности и логичности мысли, умения пользоваться символикой, раскрывать связи и отношения, обобщать и интерпретировать наблюдаемое. Развитие математического словаря должно содействовать развитию у детей навыков устной речи, счета. Изучение методологических концепций различных авторов позволяет заключить, что необходимость развития математического словаря в старшем дошкольном возрасте определяется потребностями современного образования. Причем акцентируется внимание на значимости обучения математической лексике с помощью повседневных вещей, игр и занятий. Математические понятия должны входить в жизнь ребенка в «неразрывном единстве с предметами», которые находятся вокруг ребенка. В качестве таких предметов может выступать одежда.
Анализ содержания образовательной области «Ребенок и общество» учебной программы дошкольного образования позволил выделить следующие направления формирования у детей дошкольного возраста представлений о предметах одежды, в каждой возрастной группе. Эти представления постепенно усложняются, обогащаются и дифференцируются. Закрепляются в повседневной жизнедеятельности детей.
Нами было проведено исследование, в ходе которого нами было выявлено, что нами было определено, что для детей старшего дошкольного возраста, в основном, характерным является средний уровень знаний детей в области «величина» и «размер», что было определено в рамках формирования представления о предметах одежды.
Основными методами являются такие как дидактические игры и практическая деятельность. значимость практической организации ситуаций развития математического словаря обусловлена в целом необходимостью обогащения речи в целом, то есть формирования комплекса четких правил, посредством которым слова должны объединяться и сочетаться между собой, формируя фразы. Для того, чтобы они преобразовались в синтаксическую единицу, следует установить смысловую связь между действующими элементами в предложении и на основании определенных правил эту связь оформить в целостное предложение. Развитие математического словаря формируют базовый и необходимый уровни освоения элементарных математических понятий.
1. Белошистая, А. В. Современные программы математического образования дошкольников / А. В. Белошистая / Серия «Библиотека учителя». – Ростов н/Д : «Феникс», 2005. – 256 с.
2. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников : Вопросы теории и практики : курс лекций / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2003. – 400 с.
3. Блехер, Ф. Развитие первоначальных математических представлений у детей дошкольного возраста / Ф. Блехер // Дошкольное воспитание. – 2008. – №11. – С. 14-23.
4. Будько, Т. С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников в 2 частях. Ч.1. / Т. С. Будько. – Брест : БрГУ, 2006. – 46 с.
5. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Проспект, 2009. - 165 с.
6. Воронина, Л. В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста : учеб. пособие / Л. В. Воронина, Е. А. Утюмова ; под общ. ред. Л. В. Ворониной. – Екатеринбург : УрГПУ, 2017. – 289 с.
7. Горуно.вич, Л.Б. Рисуем, играем, размышляем : пособие для педагогов дошк. учреждений / Л.Б. Гору.нович. – Мозырь: Нар. асвета, 1999. – 66 с.
8. Данилова, В. В. Обучение математике в детском саду / В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова и др. – М. : Издательский центр «Академия», 1997. – 160 с.
9. Житко, И. В. Формирование элементарных математических представлений у детей от 3 до 4 лет: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с русским языком обучения / И.В. Житко. – Минск: Экоперспектива, 2016. – 128 с.
10. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
11. Миронова, Р. М. Педагогические технологии обучения и воспитания детей : учебно-методическое пособие / Р. М. Миронова. – Мозырь : Белый ветер, 2003. – 180 с.
12. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
13. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
14. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
15. Теория и методика развития речи детей: курс лекций / авторы-составители: И. Н. Батура, Н. Г. Здорикова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2015. – 88 с.
16. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
17. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
18. Учебная программа дошкольного образования для учреждений дошкольного образования с русским языком обучения и воспитания / Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 28.09.2019 [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://adu.by.
19. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая и др.; под ред. А. А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
20. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития / Н. И. Фрейлах. – М. : ИД «Форум», Инфра-М, 2006. – 208 с.
21. Хакунова, Ф. П. Педагогические условия формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста в условиях ДОО / Ф.П. Хакунова, А.Н. Аутлева // Научно-методический журнал «Концепт». – 2016. – Т. 10. – С. 306-310.
22. Хасанова, Д. З. Методы формирования элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры / Д. З. Хасанова, Н. Г. Шмелёва // Ломоносовские чтения на Алтае: фундамент. проблемы науки и образования: сб. науч. ст. междунар. конф. – Барнаул: Алтайск. гос. ун-т, 2015. – 497 с.
23. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К. В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
24. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. – М. : «Академия», 2004. – 272с.