Электронные образовательные ресурсы как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Электронные образовательные ресурсы как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха»
по дисциплине: «Сурдопедагогика»
2021
23.00 BYN
Электронные образовательные ресурсы как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Сурдопедагогика
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Поделиться
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
1.2 Области использования электронных средств обучения в образовании детей дошкольного возраста
1.3 Особенности связной речи детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Характеристика понятий «информационные технологии», «компьютерные технологии», «электронные образовательные ресурсы», «электронные средства обучения»
Традиционные формы и возможности предоставления информации постепенно начинают вытесняться современными мультимедийными средствами. Они объединяют в себе принципиально различные форматы текста, звуковых файлов, графических изображений и видео. Глобальная компьютерная сеть Интернет имеет широкие возможности для применения самых различных способов коммуникационного взаимодействия.
Информация представляет собой один из важнейших и ценных ресурсов общества. Соответственно, процесс обработки информации можно строить аналогично процессу переработки значимых материальных ресурсов. Этот процесс тоже можно описать как технологию. В этом случае И.А. Васильева считает возможным применить следующее определение, в соответствии с которым информационная технология представляет собой процесс, который использует всю совокупность разных средств и методов для обрабатывания и транслирования первичной информации для того, чтобы получить информацию нового качества, которая опишет состоянии объекта, изучаемого процесса или какого-либо явления [4].
Л.П. Иванов определяет информационные технологии как процессы и методы осуществления взаимодействия с определенной информацией, реализуемые посредством использования устройств вычислительной техники, а также различных телекоммуникационных средств [6].
Инструментарий информационной технологии представлен множеством программных продуктов, применение которых приводит к тому, что человек способен добиться поставленной конечной пользователем цели [13]. К инструментарию также могут быть отнесены, например, все популярные в настоящее время программные продукты общего функционала: текстовый редактор, настольные издательские системы, электронные таблицы (типа Excel), системы управления и анализа баз данных, электронные блокноты, электронные календари.
1.2 Области использования электронных средств обучения в образовании детей дошкольного возраста
В настоящее время невозможно представить занятие без использования ЭСО. Следует отметить, что в педагогической теории и практике происходят изменения, связанные с внесением корректив в содержание и методику обучения и воспитания, которые должны соответствовать современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению детей в информационное общество. Поэтому происходит активное внедрение ЭОР как в систему школьного, так и дошкольного образования [22].
В системе специального образования на уровне дошкольного образования широкую популярность получили базовые, так называемые универсальные прикладные программы и электронные средства обучения. Такие как специализированные компьютерные программы, текстовые редакторы, электронные таблицы, программы для создания мультимедийных презентаций, электронные блокноты, интерактивные доски и т.п. Применение электронных средств обучения в образовании детей дошкольного возраста позволяет:
- усиливать образовательные эффекты обучения;
- повышать качество изучения материала;
- выстраивать индивидуальные образовательные маршруты развития воспитанников;
- реализовывать дифференцированный подход к воспитанникам с разным индивидуальным уровнем развития;
- вносить в занятия новое содержание;
- обеспечивать развитие творческого подхода к изучаемому материалу, повышать любознательность детей;
- формировать базовые элементы информационной культуры, то есть культуру взаимодействия с электронными устройствами;
- формировать навыки рационального взаимодействия с компьютерными программами;
- развивать познавательный интерес и самостоятельность в изучении новых технологий и формировать положительную мотивацию [14].
Если рассматривать детей дошкольного возраста с особенностями психофизического развития, в частности, детей с нарушением слуха, то ЭСО являются эффективным средством, используемым в коррекционно-развивающей работе.
1.3 Особенности связной речи детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста
Особенности связной речи у детей с нарушением слуха имеют свои специфические особенности, которые отличают их от детей с сохранным слухом. Прежде чем перейти к характеристике связной речи детей с нарушением слуха, сначала необходимо раскрыть понятие «связная речь».
Под связной речью А.М. Леушина понимает развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно. Это показатель общей речевой культуры ребенка [15].
По мнению О.С. Ушаковой, связная речь – это речь, которая требует обязательного развития таких качеств, как целостность, связность, тесно связанные между собой, характеризующие коммуникативную направленность, структуру и логику изложения, определенную организацию языковых средств [23].
В исследованиях А.М. Леушиной рассматриваются закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения. Развитие связной речи дошкольников, по ее мнению, происходит от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем, параллельно протекает процесс совершенствования этих форм, формируется связная речь ребенка. Изменение функций связной речи зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими [15].
Основным критерием развития связной речи дошкольников с нарушением слуха является сформированность языковых средств общения. В первоначальный период овладения речью, дошкольник самостоятельно овладевает обрывками слов, искаженными по звукобуквенному составу словами. По мнению А.Г. Зикеева, очень медленно, даже в условиях специального (коррекционного) обучения, у слабослышащих детей идет обогащение словарного запаса. Таким дети наиболее успешно запоминают словесные обозначения названия основных предметов мебели, посуды, домашних животных и т.д.; труднее дети осваивают словесные обозначения действий, даже самых распространенных, названия цветов отдельных частей и признаков предметов [8].
1. Актуальные проблемы возрастной и педагогической психологии / Под ред. Ф.И. Иващенко. – Минск: Высшая школа, 2013. – 128 с.
2. Альтман, Я.А. Руководство по аудиологии / Я.А. Альтман, Г.А.Таварткиладзе. – М.: ДМК-Пресс, 2003. – 360 с.
3. Баль, Н. Н. Современная теория и практика специального образования : сб. науч. тр. В 3 ч. Ч. 2 / редкол. Н. Н. Баль [и др.]; И. В. Зыгманова (отв. ред.). – Минск : БГПУ, 2006. – 248 с.
4. Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И. А. Васильева. – Минск: ТетраСистемс, 2002. – 210 с.
5. Выготский, Л. С. Основы дефектологии : учебник для вузов / Л.С. Выготский. – СПб.: Владос, 1995. – 112 с.
6. Гаманович, В.Э. Информационно-коммуникационные технологии для детей с особыми образовательными потребностями : учеб. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / сост.: В. Э. Гаманович, В. В. Радыгина, И. И. Раку ; науч. ред. : С. М. Кайсын, Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2014. – 140 с.
7. Даливеня, О.В. Опыт внедрения информационных коммуникационных технологий в систему специального образования Республики Беларусь / О.В. Даливеля В.Э. Гаманович // Спецыяльная адукацыя. – 2011. – №2. – С.8–12.
8. Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникационных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» // Спецыяльная адукацыя. – 2012. – №4. – С. 44–51.
9. Киселева, А. В. Использование информационных технологий в процессе обучения детей с нарушением слуха / А. В. Киселева // Дорожная карта информатизации: от цели к результату : тезисы докладов открытой Междунар. науч.-практ. конф. (11 февр. 2016 г., г. Минск, Беларусь) / под общ. ред. Т. И. Мороз. – Минск : МГИРО, 2016. – С. 73–75.
10. Круглик, Т. М. Компьютерные технологии в образовании / Т. М. Круглик, А. Ю. Зуенок. – Минск : БГПУ, 2009. – 102 с.
11. Коровин, К.Г. Построение предложений в речи тугоухих учащихся /под ред. Р.М. Боскис //К.Г. Коровин. - М.: Изд-во ЛПН, 2000. - 107 с.
12. Кукушкина, О.И. Лента времени / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская // Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». – М.: Полиграф сервис, 2002.
13. Кукушкина, О.И. В городском дворе / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская // Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». – М.: Полиграф сервис, 2002.
14. Кукушкина, О. И. «На даче»: новый компьютерный инструмент формирования картины мира / О. И. Кукушкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2010. – № 3. – С. 20-29.
15. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольников / А.М. Леушина // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - 2001. - С. 27- 71.
16. Малиновская, Т.И. О некоторых вопросах использования информационных технологий в образовании учащихся с нарушениями слуха / Т.И. Малиновская, П.В. Полторецкая // Сборник статей международной научно-практической конференции «Непрерывное профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями». – Минск: Изд-во БГУИР, 2015. – С. 54-56.
17. Мендель, В.В. Аспекты использования информационно-компьютерных технологий в образовательном процессе / В.В. Мендель, О.А. Тринадцатко // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=29755.
18. Носкова, Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: Учебное пособие для вузов /Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 266 с
19. Петкевич, И. Е. Применение информационных технологий в специальном образовании / И. Е. Петкевич ; И. Е. Петкевич // Дэфекталогія. - 2006. – № 1. – С. 3 – 13.
20. Рахманова, Е.В. Компьютерные технологии в обучении детей с нарушением слуха / Е.В. Рахманова // Дэфекталогія. – 2003. – № 3. – С. 53–59.
21. Современные информационные технологии в системе научного эксперимента: опыт, проблемы, перспективы : материалы Респ. науч.-метод. конф. (Гродно, 4-5 апр. 2011 г.) / редкол.: Е. А. Ровба (гл. ред.) [и др.]. – Гродно : ГрГУ, 2011. – 107 с.
22. Cороко, Е. Н. Специфика создания электронных средств обучения для детей с особенностями психофизического развития / Е.Н. Сороко // Спецыяльная адукацыя. – 2014. - № 1. – С. 26 – 30.
23. Ушакова, О.С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: автореф.дисс. док. пед. наук. /О.С. Ушакова – М., 2006.
24. Феклистова, С.Н. Методика коррекционно-развивающей работы при нарушении слуха / С.Н. Феклистова, Л.В. Михайловская, Т.И. Обухова. – Минск: БГПУ, 2011. – 216 с.
25. Черкасова, Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция): Учебное пособие для студентов педагогических университетов по специальности «Дефектология» / Е.Л. Черкасова. – М.: АРКТИ, 2013. – 269 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 17.
В работе имеется только 1 глава.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты