Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнение «Дорисуй».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнение «Силуэты фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнение «Дорисуй».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнение «Силуэты фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Упражнение «Поможем художнику».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Упражнение «Спрятанные рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Упражнение «Непохожие фигуры».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Упражнение «Преврати цифру в смешную фигурку».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Проблемы развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста
1.2. Особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста
1.3. Условия успешного развития творческих способностей детей
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. База и методы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
2.3. Упражнения, направленные на повышение уровня творческих способностей у детей дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Обществу важны люди, способные активно мыслить, творчески подходить к решению различных задач и без труда задействовать творческие способности для нахождения выхода из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому развитие творческих способностей на разных этапах жизни является чрезвычайно актуальным.
Развитие творческих способностей в современном мире востребовано не только среди взрослого населения, но и детского. Появляется множество развивающих центров, открываются различные кружки, детские сады внедряют в программу учебного процесса разнообразные виды деятельности, способствующие развитию творческих способностей. Особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования придается развитию творческих способностей.
Степень разработанности. В психолого-педагогической литературе развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста исследовано в полной степени. Изучение и анализ результатов научно-педагогических исследований показывает, что теоретические основы творческих способностей рассматривались: Д.Б. Богоявлевской, В.Н. Дружининым, Э. де Боно, и др.; методологией и методикой творческих способностей занимались: Г.С. Альтшуллер, С.А. Новоселов, Б.М. Кедров, А.И. Савенков, И.Я. Лернер и др.; психологические основы развития творческих способностей рассматривались: Б.М. Тепловым, Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым и др.; психолого-физиологические основы развития творческих способностей изучались: В.С. Ротенбергом; педагогические условия рассматривались: В.И. Андреевым, Н.М. Яковлевой, Н.В. Ипполитовой, Б.В. Куприяновым, В.А. Беликовым и др. В дошкольной педагогике на сегодняшний день накоплен значительный теоретический и практический материал по проблеме развития творческих способностей дошкольников (Н.А. Ветлугина, В.Я. Воронова, И.Л. Казакова, А.В. Кенеман, В.А. Левин, Г.В. Павленко, О.П. Радынова и другие).
Цель курсовой работы: выявить психолого-педагогические условия развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Определить психолого-педагогические основы развития творческих способностей в дошкольном возрасте.
2. Провести исследование творческих способностей в дошкольном возрасте.
Объект исследования: творческие способности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Проблемы развития творчества и творческих способностей детей дошкольного возраста
Проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста в различных видах деятельности традиционно привлекает внимание педагогов и психологов (В.Ю. Алексеева , М.Г. Алиева, Е.А. Бабенко, Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, Н.В. Гавриш, Л.М. Гурович, Е.П. Ильин, В.Н. Карпенко и др.). Среди творческих способностей детей дошкольного возраста особое внимание заслуживает словесное (речевое) творчество, что объясняется особой ролью речи и творческой активности в развитии всех психических процессов ребенка.
Творчество считается важнейшим видом интеллектуальной и практической деятельности ребенка, способствующим его самовыражению и самореализации. В самом широком смысле слова творчество может представлять собой любую практическую или теоретическую деятельность человека, в результате которой появляется что-то новое (в основном по предмету деятельности): знания, решения, способы действия, материальные продукты. По мнению Е.П. Ильина, творчество можно рассматривать «как деятельность, результатом которой является создание оригинальных ценностей, создание новых, ранее неизвестных событий, свойств и закономерностей материального мира и духовной культуры» [11, с. 67].
Творческая личность, по мнению многих исследователей (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), проявляется с раннего детства, «где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-то новое, как бы мало это ни было может показаться ... » [5, с. 6-7].
Большинство исследователей рассматривают формирование творческих способностей ребенка в основном в связи с развитием таких психических процессов, как восприятие и воображение (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие). Через восприятие и творческое воображение свойства предметов и явлений реальности ассимилируются с ребенком, затем обрабатываются внутренне, вводятся новые впечатления и в сознании происходит изменение предыдущих идей таким образом, что появляется новый продукт. Детское творчество – это сочетание духовной, познавательной и эмоциональной составляющих восприятия. Речь также играет огромную роль в этом процессе, поскольку все, что было задумано и внедрено ребенком, находит выражение в речи как показатель общего умственного развития и уровня владения языком.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 База и методы исследования
Во второй главе представлена экспериментальная работа, которая позволила на практике реализовать теоретические положения педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, рассмотренные и обоснованные в первой главе.
Исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста осуществлялась в условиях естественного образовательного процесса в детском саду № 412 города Минска. В исследовании приняли участие: 25 детей.
Эксперимент осуществлялся в несколько этапов:
1) констатирующий этап – на данном этапе выявлялся начальный уровень развитости творческих способностей в единстве четырех критериев по А.И. Савенкову: продуктивность мышления, оригинальность мышления, гибкость мышления, способность разрабатывать идею.
2) формирующий этап – на данном этапе осуществлялось описание и реализация педагогических условий развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
Констатирующий этап опытно-поисковой работы включал поиск и отбор диагностических методик и заданий; диагностику по каждому из критериев развитости творческих способностей по А.И. Савенкову; количественный и качественный анализ результатов.
Цель констатирующего этапа опытно-поисковой работы: выявление начального уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста
Задачи констатирующего этапа опытно-поисковой работы:
- определить диагностические задания, опираясь на критерии А.И. Савенкова для определения развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста;
- провести диагностику по выявлению начального уровня развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста, проанализировать результаты, сделать выводы.
Для определения диагностических заданий нами были изучены и выделены методики наиболее близкие к нашему исследованию: методика Л.А. Венгер, методика В.Т. Кудрявцева, методика О.М. Дьяченко, опросник Д. Джонсона (в модификации Е. Туник), диагностика (адаптированный вариант методики С. Медника), тест для изучения творческого мышления Торренса, тест «Прогрессивные матрицы» Дж. Равенна, тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра, методика М.И. Рожкова, Ю.С. Тюнникова, Б.С. Алишева, Л.А. Воловича, направленные на диагностику творческой активности личности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные задачи исследования. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, В.С. Мухина, Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугиной, А.Г. Гогоберидзе, Т.С. Комаровой и др. Творческая деятельность представляет собой практическую или теоретическую деятельность человека, в результате которой появляется нечто новое. Среди особенностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста выделяются развитие, речи, интеллектуальные и музыкальные, двигательные способности, изобразительная деятельность, проявление организаторских способностей и др. Успешное развитие творческих способностей детей зависит от физического развития ребенка, создания обстановки, опережающей развитие детей, предоставления ребенку большой свободы в выборе деятельности, доброжелательной помощи взрослых, тёплой дружелюбной атмосферы в семье и детском коллективе.
2. Исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста проводилось в детском саду № 412 города Минска, в котором приняли участие: 25 детей. В ходе исследования было выявлено, что преобладает низкий уровень развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. С целью повышения уровня развитости творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста разработаны упражнения, направленные на повышение уровня творческих способностей у детей дошкольного возраста: «Дорисуй», «Силуэты фигур», «Поможем художнику», «Спрятанные рисунки», «Не похожие фигуры», «Преврати цифру в смешную фигурку», «Волшебные цвета» и др.
1. Алексеева, В.Ю. Формирование познавательного интереса и творческих способностей у дошкольников в процессе интерактивной деятельности / В.Ю. Алексеева, Ю.Б. Арнюдаева, А.А. Иринцеев, Д.М. Лиджиева // Современное педагогическое образование. – Москва, 2019. – № 4. – С. 157-159.
2. Алиева, М.Г. Развитие креативности дошкольников - важнейшее условие развития творческой личности / М.Г. Алиева // Инновационная наука. – Уфа, 2015. – № 10. – С. 58-60.
3. Бабенко, Е.А. Творческие способности в дошкольном возрасте как особая потенция воображения / Е.А. Бабенко // Colloquium-journal. – Херсон, 2019. – № 1. – С. 15-19.
4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 284 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: психологический очерк / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997. – 96 с.
6. Альтшуллер, Г.С. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности / Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин. – Минск: Беларусь, 1994. – 479 с.
7. Вишнякова, Н.Ф. Креативная психопедагогика: психология творческого обучения / Н.Ф. Вишнякова. – Минск: Нац. РЕПОЗИТОРИЙ БГУКИ 261 ин-т образования, 1995. – 240 с.
8. Гавриш, Н.В. Феномен словесного творчества на этапе дошкольного детства / Н.В. Гавриш // Педагогическое образование и наука. – Москва, 2016. – № 6. – С. 62-68.
9. Гвоздкова, Т.С. Модель развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности / Т.С. Гвоздкова // Вестник Костромского государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 48-52.
10. Гурович, Л.М. Обучение дошкольников 5-6 лет сочинению сказок / Л.М. Гурович, Л.М. Панкратова // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду: межвуз. сб. науч. тр. — Л.: ЛГПИ, 1985. —С. 43-52.
11. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 830 с.
12. Карпенко, В.Н. Формирование и развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста / В.Н. Карпенко, Д.С. Тарасова, И.А. Карпенко // Символ науки. – Уфа, 2016. – № 6. – С. 43-45.
13. Малахова, И.А. Развитие личности: пособие для педагогов, кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагоговорганизаторов внешк. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. Способность к творчеству, одаренность, талант / И.А. Малахова. – Минск: Бел. навука, 2002. – 160 с.
14. Малахова, И.А. Творческая личность: структура, особенности и пути развития / И.А.Малахова // Духовнонравственное и физическое оздоровление общества: состояние, проблемы, поиск эффективных форм и методов: материалы респ. науч.-практ. конф. (Минск, 23– 24 дек. 2003 г.): в 2 ч. / Обществ. об-ние «Бел. о-во “Знание”». – Минск: Изд. центр БГУ, 2005. – Ч. 2. – С. 114 – 117.
15. Малышенок, М.А. Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников / М.А. Малышенок // Весці БДПУ. – Минск, 2017. – № 3. – С. 15-24.
16. Иванов, Ю. А. Воспитание творческой личности: дидактический аспект / Ю. А. Иванов. – Брест: БрГУ, 2000. – 168 с.
17. Нигматова, М.М. Влияние информационного пространства на развитие познавательных творческих способностей дошкольников / М.М. Нигматова, Г.У. Умарова // Academy. – Иваново, 2020. – №2. – С. 67-69.
18. Обухова, Л.А. Развитие творческих способностей дошкольников в условиях поддержки детской инициативы / Л.А. Обухова // Перспективы науки и образования. – Воронеж, 2018. – № 2. – С. 141-143.
19. Пархоменко, В.П. Творческая личность как цель воспитания / В.П.Пархоменко. – Минск: Нац. ин-т образования, 1994. – 160 с.
20. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Издательство Института психотерапии, 2001. — 256 с.
21. Цибулько, Н.М. Помощь практическому психологу семье в развитии творческих способностей дошкольников / Н.М. Цибулько // Личность ребенка: развитие творческих способностей и формирование культуры мира: материалы научно-практической конференции: в 2 ч., Минск, 26–28 мая 1998 г. / Под рад. проф. В.Т. Кабуша. – Мн., 1998. – Ч.2. – С. 150–155.
22. Малахова, И.А. Развитие креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект / И.А. Малахова. – Мн.: Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.
23. Чуковский, К.И. От двух до пяти / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. –384 с.
24. Шинкарева, Н.А. Особенности и условия развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шинкарева, Б.Г. Богослова // Балтийский гуманитарный журнал. – Тольятти, 2018. – № 3. – С. 154-158.
25. Щербакова, Г.А. Развитие творческих способностей дошкольников – важная составляющая эстетического воспитания детей в дошкольной организации / Г.А. Щербакова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – Москва, 2017. – С. 164-165.
26. Эшова, Д.Ш. Методы развития творческих способностей у детей дошкольного возраста / Д.Ш. Эшова // Academy. – Иваново, 2020. – № 5. – С. 73-75.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 50.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнение «Дорисуй».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнение «Силуэты фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнение «Дорисуй».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Упражнение «Силуэты фигур».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Упражнение «Поможем художнику».
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Упражнение «Спрятанные рисунки».
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Упражнение «Непохожие фигуры».
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Упражнение «Преврати цифру в смешную фигурку».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты