Особенности агрессивного поведения у старших дошкольников из неполных семей
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Особенности агрессивного поведения у старших дошкольников из неполных семей»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Особенности агрессивного поведения у старших дошкольников из неполных семей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Организация: Сад № 106, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест руки Э. Вагнера.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие агрессии и выявление причин ее появления
1.2 Типология агрессивного поведения
1.3 Психологические особенности агрессивного поведения у старших дошкольников
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Стремительные изменения в общественной и духовной жизни, появление глобализации, виртуальных пространств, ограниченность реального общения, демонстрация насилия на экранах телевизоров и компьютеров вызывают повышение психологического напряжения как у взрослых людей, так и у подрастающего поколения. Такие исследователи как О.А. Белобрыкина, О.В. Защиринская, Л.Б. Шнейдер указывают на то, что именно эмоциональная сфера личности ребенка дошкольного возраста становится наиболее уязвимой в современных условиях. По оценкам педагогических работников учреждений дошкольного образования, в их профессиональной деятельности одной из самых актуальных и трудно разрешаемых проблем является проблема детской агрессии, которая порождает отчужденность, конфликтность, враждебность между сверстниками. Серьезную обеспокоенность педагогов и родителей вызывает проявление агрессивного поведения, которое можно наблюдать уже среди детей дошкольного возраста.
Проблема агрессивного поведения является широко изученной в современной психологии, о чем говорит значительное число работ таких исследователей, как И.В. Вачков, А.Г. Долгова, А.И. Захаров, А.Е. Личко, которые установили, что предпосылки развития поведенческих отклонений возникают и необратимо закрепляются еще в детстве.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ УСЛОВИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
1.1 Понятие агрессии и выявление причин ее появления
Наверное, нет такого человека, который хотя бы раз в жизни не испытывал на себе агрессивные действия со стороны другого. Самые первые агрессивные выпады мы познаем в детстве. До начала 19 века агрессивным поведением считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Под агрессией стали понимать враждебное поведение в отношении окружающих людей, животных.
С каждым днем возрастает количество людей с агрессивными действиями, которые проявляются в несоблюдении общественного порядка, хулиганстве, драках, вандализме, и т.д. Повышение агрессивности людей первоначально лишь сопряжено с совокупной социальной напряженностью всего общества [3, с.56].
На недостаточность изученной проблемы агрессивного поведения указывает то, что все ученые предполагает разные определения агрессии. В настоящее время, в психологии нет единого определения агрессивного поведения. Несмотря на различие в определение понятия агрессии у разных ученых, идея причинения вреда другому субъекту присутствует всегда. Отличия в определение агрессивного поведения обычно связаны с другими важными критериями.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
2.1 Организация и методы исследования
Целью данной работы является изучение особенностей агрессивного поведения у старших дошкольников из неполных семей.
Исследование проводилось в ГУО «Ясли-сад №106 г. Гродно».
Выборка исследования: в исследовании принимали участие 8 детей дошкольного возраста.
Для проведения эмпирического исследования, использовался тест «Руки» Вагнера.
Тест руки создан американским психологом Э. Вагнером в 1971 г. Стимульный материал представляет собой 9 карточек с изображениями кисти человеческой руки в различных положениях, десятая карточка пустая. ребенок должен сказать, что делает рука, изображенная на каждой карточке (приложение).
Методологическим обоснованием Теста руки является предположение автора о том, что поскольку человеческая рука применяется в различных видах деятельности, то по восприятию изображения руки можно определить имеющиеся у человека тенденции к действию. А, следовательно, можно с высокой степенью вероятности прогнозировать и реальное поведение.
Ответы ребенка классифицируются по следующим 11 категориям анализа:
Агрессивность. Рука является доминирующей, оскорбляющей, активно хватающей другой организм или объект (рука, дающая пощечину, захватывающая, щиплющая, давящая насекомое, готовая нанести удар) и т.д.
Директивность. Рука является ведущей, руководящей, активно влияющей на другое лицо, находящейся в отношении превосходства к нему (дирижирует оркестром, дает указания, читает лекцию, учитель говорит ученику: "Выйди вон!", милиционер останавливает машину) и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существуют различные подходы к пониманию природы и сущности агрессии: эволюционный подход, фрустрационный подход, социобихевиоральный подход, теория социального влияния, современный подход. Под агрессией понимается мотивированное разрушительное поведение, которое наносит физический ущерб или вызывающее у него психический дискомфорт в форме отрицательных переживаний, состояния напряженности. В современном представлении агрессивное поведение связано с социальной адаптацией в качестве одного из ее социально-психологических факторов. Агрессия может быть как деструктивной, так и конструктивной.
Обобщая все перечисленные классификации, можно отметить, что агрессивное поведение провоцируется такими факторами, как внешние раздражители, к которым относятся жизненная ситуация, стрессы, опасность, а также внутренние особенности человека: возраст, психологический потрет и др. Таким образом, можно выделить личностные и социальные факторы.
Агрессивное поведение в старшем дошкольном возрасте принимает разнообразные формы. Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается вербальная агрессия – от жалоб и агрессивных фантазий до прямых оскорблений. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии – как косвенной (разрушение продуктов деятельности другого, поломка чужих игрушек и пр.), так и прямой (дети бьют сверстников кулаком или палкой по голове, кусаются и т.п.).
1. Бандура, А. Теория социального научения [Текст] / А. Бандура. – СПб.: Евразия, 2000. – 322 с.
2. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль [Текст] / Л. Берковиц. – М. : Прайм-Еврознак, 2005. – 512
3. Бэрон, Р. Агрессия [Текст] / Р.Бэрон. – Санкт-Петербург: Питер, 2015. – 147 с.
4. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 240 с.
5. Доллард, Д. Техники консультирования и психотерапии / Д. Доллард. – М.: Эскимо Пресс, 200. – 239 с.
6. Ильясов, Ф.Н. О соотношении агрессии и страха [Текст] / Ф.Н. Ильясов // Социальные исследования. – 2017. – № 1. – С. 62-69.
7. Колосова, С.Л. Детская агрессия [Текст] / С.Л. Колосова. – СПб.: Питер, 2004. – 10 с.
8. Кочетов, А.И. Перевоспитание подростка / А.И. Кочетов. – М.: Наука, 2002. – 220 с.
9. Кулагина, И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 192 с.
10. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков [Текст] / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2009. – 181 с.
11. Ольшанская, Е.В. Подростковая агрессия как фактор социальной адаптации : автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Ольшанская. – М., 2000. – 19 с.
12. Патаки, Ф. Некоторые проблемы отклоняющегося (девиантного) поведения / Ф. Патаки // Психологический журнал. – Том 8. – 2007. – № 4. – С. 92-102.
13. Попова, А.А. Основные научные подходы к исследованию феномена агрессии [Текст]/ А.А. Попова // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2015. – № 1. С. 121-126.
14. Психология человеческой агрессивности: хрестоматия [Текст] / Сост. К.В. Сельченок. – Минск: Харвест, 1999. – 656 с.
15. Реан, А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психологический журнал. – 1996. – № 5. С. 26-30.
16. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. –2-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 384с
17. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М.: Аст Москва, 2010. – 144 с.
18. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. – М.: АСТ. – 2017. – 329 с.
19. Хрестоматия. Обучение и воспитание детей «группы риска» / Сост. В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. – М.: Ин-т. практич. психологии, 2006. – 224 с.
20. Чепракова, Е.А. Устойчивые формы агрессии у современных подростков [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/47073/psyedu_ru_2011_3_%D0%A1heprakova.pdf.
21. Шамликашвили Ц.А. Агрессивность учащихся средних и старших классов и предпочитаемые ими стили поведения в конфликтной ситуации, гендерный аспект [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2018/n2/93385_full.shtml.
22. Шипова, Л.В. Этологический подход к пониманию сущности и причин агрессии человека [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://psyjournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30273_full.shtml.
23. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М., 2011. –297 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тест руки Э. Вагнера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты