Введение
Глава 1 Эстетическая культура личности как педагогическая проблема
1.1 Категория эстетической культуры личности
1.2 История становления эстетической культуры
Глава 2 Средства формирования эстетической культуры личности у учащихся старшего школьного возраста
2.1 Музей как важнейшее средство формирования эстетической культуры личности
2.2 Практическое значение музея в формировании эстетической культуры личности на примере
Заключение
Литература
Введение
Эстетическая культура – очень широкое понятие. Оно включает в себя воспитание эстетического отношения к природе, работе, общественной жизни, жизни, искусству. Однако знания об искусстве настолько многогранны и своеобразны, что выделяются из общей системы эстетического образования как его особая часть. Воспитание детей с помощью искусства является предметом художественного образования. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает ум и чувство ребенка, но и способствует развитию воображения и фантазии.
В процессе воспитания эстетической культуры необходимо решать следующие задачи: системно развивать у детей эстетическое восприятие, эстетические чувства и представления, их художественные и творческие способности, формировать основу эстетического вкуса. Формирование эстетической культуры является важнейшим аспектом воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на знание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом формирования эстетической культуры является эстетическое развитие.
Важно, чтобы работа педагога в данном направлении основывалась на науке и велась по конкретной программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с последовательным усложнением требований, дифференцированным подходом к знаниям и навыкам детей разного возраста. Формирование эстетической культуры тесно связано с современностью и во многом определяется ею. Эстетическое образование реальности предполагает близость к жизни, стремление трансформировать окружающий мир, общество, природу, предметную среду.
Глава 1 Эстетическая культура личности как педагогическая проблема
1.1 Категория эстетической культуры личности
Идеи эстетического воспитания зародились еще во времена Платона и Аристотеля, и на сегодняшний день суть, цели и задачи эстетического воспитания были переосмыслены. Это связано с тем, что эстетика как наука сформировалась очень давно, и сегодня она активно развивается. Термин «эстетика» происходит от греческого слова «aisteticos» – «воспринимается чувством» [11, с. 12]. По мнению философов материалистов Д. Дидро и Н. Г. Чернышевского, «объект эстетики как науки – прекрасное» [8, с. 105]. Категория красоты – основа эстетической системы образования.
Стоит отметить, что долгая история существования эстетики как науки породила множество определений понятия «эстетическая культура», а также неоднозначность его методов и средств. Рассмотрим более подробно суть понятия «эстетическая культура».
Содержанием эстетического воспитания является эстетическая культура, т.к. функция системы эстетического воспитания состоит в передаче молодому поколению эстетического опыта, накопленного человечеством, и в развитии задатков индивида к эстетической деятельности, т.е. в формировании эстетической культуры.
В контексте исследуемого вопроса эстетическая культура нас интересует «как совокупность эстетических ценностей, участвующих в духовном формировании общества и личности и в практическом преобразовании действительности «по законам красоты» [2, с.47].
Понятие «эстетическая культура», введенное в 20 веке известным немецким ученым Э. Мейманом, подробно анализируется в современной литературе по философии и эстетике.
Глава 2 Средства формирования эстетической культуры личности у учащихся старшего школьного возраста
2.1 Музей как важнейшее средство формирования эстетической культуры личности
Развитие эстетической культуры старшего школьника, которая понимается нами как результат развития личности, ее образовательной деятельности, отражающей духовный потенциал взаимодействия с окружающим миром и искусством, связано со способом мышления, чувствования, с усовершенствованием природы человека как биологического существа [6, с.208]. При этом постижение духовных ценностей, нравственных идеалов человечества приводит к уяснению приемлемых моделей поведения, становлению определенного образа и стиля жизни.
Культуру внешнюю, как форму проявления внутреннего, духовного мира личности, непосредственно связывают с феноменом культуры эстетической [7; 109], ядром которой является художественная культура как деятельность, порождающая художественные и тем самым объективирующая эстетические ценности [6; 213].
Рассматривая возможность художественного и творческого развития личности, А.В. Бакушинский подчеркивал «самодовлеющую ценность» каждого возраста [1; 156].
По словам ученого, если в период первого детства (6–7 лет) происходит первичное формирование человека, то во втором (10–14 лет) – появление созерцательной способности в сознании, которое ведет к тому, что творческая воля становится художественной и направляется на создание самоцельной формы. В юношеском возрасте (15–19 лет) физическое и психическое развитие приводят к законченным формам взрослого человека, и именно в этом возрасте можно наблюдать «короткую вспышку» художественного творчества, что определяет возможность развития эстетической культуры личности старшего школьника.
Заключение
Согласно современным представлениям ученых, эстетическая культура - неотъемлемая часть культуры в целом. Это не только совокупность усвоенных ценностей как результатов предшествующей созидательной деятельности, но и сам процесс созидания, усвоения и потребления, распространения эстетических ценностей. Термин «эстетическая культура» имеет множество разновидностей и формулировок, что предопределяет различные направления научного поиска. Анализ интерпретаций данного термина дает нам основание утверждать, что наблюдается теоретическая неадекватность в трактовке рассматриваемого явления, и что, в свою очередь, создает определенные трудности как для теории, так и для практики эстетического воспитания.
История формирования эстетической культуры сводится к следующим этапам: первый этап развития эстетики - от античности до середины XVIII века, т.е. до превращения эстетики в отдельную ветвь философии. Этот период характеризуется теоретическим обсуждением природы красоты и законов искусства, а также границ искусства, хотя оно еще не стало самостоятельной дисциплиной. Вторая фаза истории эстетики начинается с середины 18 века до первой трети 19 века, превратилась в отдельную философскую дисциплину. Логически он завершается эстетическим учением Гегеля. Именно на этом этапе эстетика утвердилась как отдельная и необходимая часть философии. На этом этапе превалировало влияние изначально логических элементов научного развития. Только в XVIII веке эстетика превратилась в самостоятельную философскую науку. Это сделал Александр Баумгартен (1714-1762).
1. Беляев, А.А. Эстетика. Словарь / А.А. Беляев, Л.И. Новиков, В.И. Толстых. – М.: Политиздат, 1989. – 448 с.
2. Большой психологический словарь. / Под ред. Б.Г. Мещеряковой, В.П. Зинченко. - СПб.: Прайм Еврознак. 2006. – 672 с.
3. Борев, Ю.Б. Эстетика / Ю.Б. Борев. – М.: Высшая школа, 2002. – 511 с.
4. Герасимов, С.А. Система эстетического воспитания школьников / С.А. Герасимов. – М.: Педагогика, 1983. – 264 с.
5. Гуревич П. С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
6. Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2. – 7 с.
7. Дедюлина М.А. Учебно-методический комплекс по курсу «Эстетика». - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. - с.2.
8. Дремов, А.К. Эстетический идеал современной литературы / А.К. Дремов. – М.: Знание, 2007. – 62 с.
9. Ефремова, Л. И. Эстетическая среда как фактор развития личности / Л. И Ефремова, А. А. Соловьев // Начальная школа. – 1999. – №11. – С.52–56.
10. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И. Г. Захарова. – М..: Академия, 2010. – 158 с.
11. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. Избр.статьи и доклады / Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика, 1986. – 256 с.
12. Киященко, Н.И. Эстетическое воспитание и целостное развитие личности: эстетическая культура и эстетическое воспитание / Н.И. Киященко. – М, 1983. – 304 с.
13. Кривцун О. А. Эстетика / О.А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000. - с.3
14. Кузина, Е.В. Формирование эстетических чувств у младших школьников в процессе изучения произведений искусств: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01. – Москва, 1991. – 18 c.
15. Куренкова, Р. А. Эстетика / Р.А. Куренкова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 368 с.
16. Кушаев Н.А. Основы эстетического воспитания/ Н.А. Кушаев. – М.: Просвещение. – 2007. – 240 с.
17. Лабковская, Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г.С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
18. Лихачев Б.Г. Теория эстетического воспитания / Б. Г. Лихачев. – М.: Прогресс, 2012. – 430 с.
19. Лихачев, Б.Т. Эстетика воспитания / Б.Т. Лихачев. – М.: Педагогика, 1972. – 160 с.
20. Мышева Т, П. Музейно-образовательная деятельность будущих социальных педагогов // Сб. науч. тр. «Теоретические и практические проблемы социальной педагогики». Таганрог: Изд-во ТГПИ, 2001. С. 121-125.
21. Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить: Книга для учителей общеобразовательных учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Просв., 2012. - 240 c.
22. Непрерывное воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь: Концепция; Программа на 2006 – 2010 года. – Минск: НИО, 2007. – 64 с.
23. Новоселова С.Л. Компьютерный мир школьника/ С.Л. Новоселова. – М.: Новая школа, 2007. – 128 с.
24. Овчинникова, А.Ж. Теоретические основы формирования эстетического отношения к действительности у учащихся начальных классов школы: автореферат дис. док. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. гос. ун–т. – Москва, 1998. – 32 с.
25. Петушкова, Е.В. Культура мира как предмет воспитания/ Е.В. Петушкова // Праблемы выхавання, – 1998 – №4 – С. 30–32
26. Печко, Л.П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Печко Л. П. // Обсерватория культуры: журнал–обозрение. – 2004. – №4. – С. 78 – 86.
27. Поддубская, Г.С. Воспитательная работа в начальной школе: Педагогическая диагностика: методические указания / Г.С. Поддубская. – Могилев: УО «МГУ им. А.А. Кулешова», – 2010 – 52 с.
28. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Е.С. Полат. – М.: «Академия», 2014. – 224 с.
29. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М.М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
30. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие /[Текст] // Б. А. Столяров. - М., 2004. – 312 с.
31. Таборидзе, М.Д. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе. – М.: Педагогика, 1988. – 104 с.
32. Ушкова Н. В. Размышление об эстетическом воспитании // Молодой ученый – 2012 .- №10. – С. 392-394.
33. Харламов И. Ф. Педагогика: Крат. курс: Учеб. пособие / И. Ф. Харламов. - 2-е изд., стер. - Мн.: Выш. шк., 2004. – 272 с.
34. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / В.Н. Шацкая. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.
35. Широкоград Т. В. Критерии эффективности формирования эстетической культуры личности старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2011.