Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе»
по дисциплине: «Детская психология»
2021
45.00 BYN
Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Детская психология
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «психологическая готовность к обучению»
1.2 Психолого-педагогические аспекты психологической готовности к школьному обучению
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКРОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
2.2 Исследование особенностей психологической готовности детей к школьному обучению
2.3 Разработка комплекса занятий по повышению уровня психологической готовности детей к обучению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В течение последних лет в педагогической психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме личностной готовности к учению детей старшего дошкольного возраста. Растущие требования к организации воспитания и обучения дошкольников и младших школьников интенсифицируют поиск новых, более эффективных психолого-педагогических подходов, нацеленных на приведение методов обучения в соответствие со спецификой психического развития данного возраста. В этом контексте изучение личностной готовности детей к учению в школе приобретает особую научную новизну и социальную актуальность. Знание индивидуальных особенностей психического развития будущих первоклассников необходимо учителю для проектирования и реализации развивающих программ в процессе обучения в начальной школе.
Традиционно в нашей стране подготовка детей к школе входит в комплекс задач, решаемых системой дошкольного образования. На данном этапе развития нашего общества изменения, происходящие в политической и социально-экономической жизни выдвигают на первый план новые все более высокие требования к системе дошкольного образования. Согласно новым требованиям обязательной частью современной программы дошкольного образования должно стать обеспечение достижения воспитанниками готовности к школе.
В результате психологических исследований установлены закономерности формирования различных психологических процессов, особенности формирования эмоционально-волевой и познавательной сферы. Интеллектуальная и мотивационная готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, в реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1 Сущность понятия «психологическая готовность к обучению»
В настоящее время остро стоит вопрос о поисках оптимального подхода в воспитании и подготовке дошкольников к учебной деятельности. Основополагающей характеристикой готовности ребенка к школе являются его психологические особенности и степень психологической готовности к образовательному процессу. Изучив труды зарубежных и отечественных психологов, можно утверждать, что исследователи определяют психологическую готовность ребенка к школе как сложную систему, обладающую рядом важнейших компонентов.
В психологическом словаре понятие «готовность к школьному обучению» рассматривается, как совокупность морфо-физиологических особенностей ребенка старшего дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематическому и организованному школьному обучению.
В.С. Мухина утверждает, что «готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности» [1, с. 25].
Д.Б. Эльконин же считает, что «готовность ребенка к школьному обучению предполагает «вращивание» социального правила, то есть системы социальных отношений между ребенком и взрослым [2, с. 37].
Сущность понятия «психологическая готовность к обучению» наиболее полно раскрыта в определении, данном Л.А. Венгером. Под психологической готовностью он понимал, «определенный набор знаний и умений, в котором должны присутствовать все остальные элементы, хотя уровень их развития может быть разным.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ.
2.1 Характеристика выборки и методов исследования
В ходе работы было проведено исследование психологической готовности старших дошкольников к школьному обучению.
Цель исследования: выявить познавательной активности старших дошкольников.
База исследования: в исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста.
Методики исследования:
1. Методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
Цель. Изучение особенностей развития познавательной потребности у дошкольников.
Инструкция. Проводится в форме игры. Ребенку предъявляется лист, обозначающий дом для разных зверушек, которые перечисляются либо взрослым, либо ребенком, если он достаточно активен. Изображенные на листе фигуры означают окна домика, а прорезь под фигурой является местом, где ребенок может нарисовать «дорожку» для «жителя» этого домика. Проводить линию в прорези (рисовать дорожку) можно под любой фигурой по выбору, но на каждом листе только один раз. В конце эксперимента ребенка просят рассказать о наблюдаемых изменениях в цвете и форме фигуры. Анализ результатов производится по двум критериям: реакция на новизну и стремление к новизне.
2. Методика «Вопрошайка» (М.Б. Шумакова).
Цель: Изучение познавательной активности ребенка-дошкольника, умения задавать вопросы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы была раскрыта сущность понятия «психологическая готовность к обучению». Изучив труды зарубежных и отечественных психологов, можно утверждать, что исследователи определяют психологическую готовность ребенка к школе как сложную систему, обладающую рядом важнейших компонентов. Психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. За основу готовности к школьному обучению берется некий базис развития, без которого ребенок не может успешно учиться в школе. Фактически работы по психологической готовности к школе опираются на положение, что обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического развития.
В ходе работы были рассмотрены психолого-педагогические аспекты личностной готовности к школьному обучению. Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению школьных предметов. В процессе подготовки старших дошкольников к школе можно выделить следующие функциональные компоненты: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевая регуляция, коррекция. Равномерное и последовательное развитие данных компонентов – необходимое условие формирования высокой степени готовности ребенка к обучению в школе.
В ходе работы было проведено исследование личностной готовности старших дошкольников к школьному обучению. В исследовании принимали участие 30 детей старшего дошкольного возраста. Исследование личностной готовности старших дошкольников показало, что данная характеристика нуждается в коррекции в сторону повышения уровня личностной готовности дошкольников к обучению в школе.
1. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. кл. / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1986. – 143 с.
2. Эльконин, Д.Б. Психология развития: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений /Д.Б. Эльконин. – М., Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
3. Венгер, А.Л. Психологические особенности шестилетних детей / А.Л. Венгер. – М., 2004. – 112 с.
4. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л.И. Бодович // Вопросы психологии. – 1979. – № 2(4). – С. 124-131.
5. Запорожец, А.В. Педагогические и психологические проблемы всестороннего развития и подготовки к школе старших дошкольников / А.В. Запорожец // Дошкольное воспитание. – 1972. – №4. – С. 37-42.
6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2т. – М., 1983. – Т.1 (К теории развития психики ребенка). – 302 с.
7. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы: учеб. пособ. для вузов: по психологическим специальностям / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. – 2-е изд. – Москва: Константа: Академический проект, 2005. – 503 с.
8. Никулина, Г.В. Оценка готовности к школьному обучению детей с нарушениями зрения: учеб. пособ. / под ред. Г.В. Никулиной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 84 с.
9. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. – М., 2004. – 156 с.
10. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М., 2006. – 213 с.
11. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные труды / Д.Б. Эльконин. – М.: НПО «МОДЭК», 2001. – 417 с.
12. Александров, А.Г. Психологические механизмы формирования мотивационной готовности к учебно-познавательной деятельности /А.Г. Александров. – Новосибирск: НГПУ, 1999. – 100 с.
13. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
14. Солдатов, Д.В. Диагностика мотивационной готовности к школьному обучению / Д.В. Солдатов. – М., 1996. – 18 с.
15. Зеньковский В.В. Психология детства / В.В. Зеньковский. – Екатеринбург, 1995. – 163 с.
16. Смирнова, Е.О. Детская психология: учебник для педвузов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»: доп. М-вом образовании и науки РФ / Е.О. Смирнова. – М., Владос, 2006. – 366 с.
17. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М.: Ин-т практ. психологии, 1997. – 383 с.
18. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. // Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2004. – Т.2. – 137 с.
19. Венгер, А.Л. Как дошкольник становится школьником? / А.Л. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2012. – №8. – С. 66-74.
20. Пихенько, И.Н. Педагогическая адаптация первоклассников к обучению в школе: Дис.... канд. пед. наук / И.Н. Пихенько. – Брянск, 2003. – 286 с.
21. Гелло, В.А. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к школе: автореф. дис. на соиск. учен. степени канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А. Гелло. – М., 1977. – 16 с.
22. Люблинская, А.А. Психологические основы школьной зрелости / А.А. Люблинская // Формирование школьной зрелости ребенка. – 1982. – №6. – С.151-155.
23. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Макарова. – М., Просвещение, 1983. – 96 с.
24. Лошкарева, Н.А. Формирование системы общих учебных умений и навыков / Н.А. Лошкарева. – М.: МГПИ, 1982. – 88 с.
25. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. – М.:Издательство «Наука», 1984. – 226 с.
26. Ульенкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Ульенкова //Вопросы психологии. – 1993. – №4. – С. 39-45.
27. Демидова, Т.Е. Формирование умения целеполагания у младших школьников / Т.Е. Демидова // Начальная школа плюс До и После. – 2009. – №4. – С. 18-22.
28. Ермаков, Г.В. Развитие анализа и рефлексии в развернутом ориентировочном действии в конце младшего школьного возраста / Г.В. Ермаков // Педагогика развития: соотношение учения и обучения. – 2000. Ч.II. – С. 51-56.
29. Фролова, П.И. Психология и педагогика: учеб. пособ. / П.И. Фролова, А.В. Горина, М.Г. Дубынина. – Омск: Изд-во СибАДИ, 2015. – 429 с.
30. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Г.В. Репкина, Е.В. Заика. – Томск.: Пеленг, 1993. – 61 с.
31. Веденов, А.В. Воспитание воли дошкольника в процессе учебной деятельности / А.В. Веденов. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1957. – 97 с.
Работа защищена на оценку "8" с одной доработкой.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Волшебный домик» (Н.И. Ганошенко, В.С. Юркевич).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Вопрошайка» М. Б. Шумаковой.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (Р.С. Немов).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика диагностики интеллектуального развития Л.А. Венгера.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты