ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
3.1 Цель, задачи и организация коррекционно-педагогической работы над ритмом детей с заиканием
3.2 Содержание коррекционно-педагогической работы по ритмизации речи в устранении заикания у детей
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 3 КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РИТМИЗАЦИИ РЕЧИ В УСТРАНЕНИИ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
3.1 Цель, задачи и организация коррекционно-педагогической работы над ритмом детей с заиканием
В ходе проведения констатирующего эксперимента нами были выявлены сложности в организации интонационно-ритмической составляющей речи.
Цель формирующего эксперимента – развитие интонационно-ритмической составляющей речи младших школьников с заиканием.
Задачи формирующего эксперимента:
1. На основании данных констатирующего эксперимента разработать коррекционно-развивающую программу по ритмизации речи учащихся с заиканием.
2. Подготовить комплекс коррекционного – развивающих упражнений по ритмизации речи учащихся с заиканием.
3. Внедрить в образовательный процесс школы коррекционно-развивающую программу, комплекс коррекционных упражнений по ритмизации речи учащихся с заиканием.
Нами был составлен комплекс коррекционно – развивающих упражнений, который представлен в Приложении Б.
Выбранные нами упражнения ориентируются на работу О.И. Лазаренко, Е.В. Ариповой, А.И. Богомолова Богомолова А.И. «Устранение заикания у детей и подростков». - М., 2012 г И.А. Поварова Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи: моногр. - СПб.: Речь, 2015. Е..Е. Шевцова, Л.В. Забродина Шевцова Е.Е., Забродина Л.В. Технологии формирования интонационной стороны речи. Издательство: АСТ, Астрель, Харвест. С. 224, 2011 г. Г.Н. Иванова – Лукьянова Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм. – М., 2012. – 165 с.
Коррекционно-развивающая программа включает в себя направления:
1) развитие речевого дыхания;
2) развитие интонационной стороны речи;
3) развитие выразительной речи.
3.2 Содержание коррекционно-педагогической работы по ритмизации речи в устранении заикания у детей
На основе констатирующего эксперимента нами были определены направления работы по ритмизации речи в процессе устранения заикания у детей младшего школьного возраста
Содержание работы представлено в разработанной коррекционно-развивающей программе, которая включает направления коррекционной работы и комплекс коррекционно – развивающих упражнений, позволяющих индивидуализировать работу с ребёнком.
Коррекционная работа может вестись по нескольким направлениям одновременно.
Перед началом коррекционной работы важно провести предварительную работу с детьми, то есть познакомить его с чем они будут заниматься, что они хотят получить от занятия и игр.
Не приветствуется параллельное изучение трёх направлений на начальной этапе коррекционной работы.
В начале работы лучше уделить больше внимание на отработку первого направления, а затем постепенно включить второе направление, при этом повторяя игры из 1 направления.