Игровые упражнения и задания в развитии у детей коммуникативных способностей
ОК ВГУ (Оршанский колледж Витебский государственный университет им.П.М.Машерова)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Игровые упражнения и задания в развитии у детей коммуникативных способностей»
по дисциплине: «Дошкольное образование»
2021
45.00 BYN
Игровые упражнения и задания в развитии у детей коммуникативных способностей
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Дошкольное образование
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
1.2 Развитие речи как психолого-педагогическая проблема
1.3 Игра в жизни дошкольника
1.4 Идеи диалогической концепции культуры как методологическая основа проблемы исследования
1.5 Требования программы по развитию речи детей дошкольного возраста
1.6 Современное состояние проблемы исследования
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
2.3 Рекомендации родителям и воспитателям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении – одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе.
Исследованиями выдающихся отечественных психологов доказано, что общение – важнейший фактор психического развития ребенка. Изучением этой проблемы они начали заниматься с 50-х годов.
Потребность в общении у детей - базис для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.
Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, благодаря которому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию.
Актуальность темы заключается в том, что проблема развития коммуникативных способностей, общения детей в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии.
Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х годах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условно-социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма.
Диалогическая форма общения ребенка дошкольного возраста ¬ следствие и вместе с тем выражение недостаточной самостоятельности ребенка, не отделённости его деятельности от деятельности взрослых.
Концептуальные основы разработки по формированию общения связаны с трудами: Л.И. Божовича, Л.И. Чернецкой, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИГРАВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Общая характеристика дошкольного возраста
Дошкольный возраст ¬ период жизни (детства) человека от трех до шести (семи) лет. Дошкольное детство ¬ большой отрезок жизни ребенка.
Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны.
Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра ¬ самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых [15, с.60].
Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте выступает сюжетно-ролевая игра. Социальная ситуация развития дошкольника следующая: у ребенка появляется большое желание постичь смысловую основу действий взрослых, он отстранен от активного участия в деятельности и отношениях взрослых.
Новообразования детей дошкольного возраста: начало развития произвольности (способность приостанавливать аффективную реакцию для оценки и прогнозирования ситуации); способность к обобщению переживаний (появление устойчивых эмоциональных проявлений, т.е. чувств); нравственное развитие (переход от простого принятия нравственных норм к их осознанию); способность к персептивному моделированию, появление «внутреннего мира» (способность дифференцировать свои состояния и переживания); развитие наглядно-действенного и появление наглядно-образного мышления; социализированная речь.
Характеристики психических функций ребёнка ¬ речь, восприятие, мышление, память.
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ КОМУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ И ЗАДАНИЙ
2.1 Цель, задачи и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «...» (средний дошкольный возраст).
В исследовании принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста.
В ходе проведения экспериментальной работы мы провели: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента, осуществлялась диагностика исходного уровня развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление исходного уровня развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. Проанализировать полученные результаты.
Для реализации констатирующего эксперимента использовались:
1. методика М.И. Лисиной «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (приложение 1);
2. методика Л.А. Венгера «Лабиринт» (приложение 2);
3. методика И.Б. Дерманова «Подели игрушки» (приложение 3);
4. методика Г.А. Цукермана «Рукавички» (приложение 4);
5. методика «Социометрия» (приложение 5).
Первой методикой мы провели – методику на выявление уровня коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста М.И. Лисиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - уникальный период для развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование коммуникативных способностей. А.В. Запорожец рассматривал коммуникативные способности как собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений, и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [23].
Мы выяснили, что в среднем дошкольном возрасте коммуникативные навыки имеют свои особенности. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей [24].
З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью [25].
Перед педагогами дошкольного образования стоит огромная задача – правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. В результате, можно предположить, что формирование коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении педагогических условий: систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста; развивающая, предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. Первым условием формирования коммуникативных навыков у дошкольников является систематическое использования коммуникативно-речевых игр, ведь игра ¬ это основной вид деятельности дошкольников.
1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. М.: Асток-Пресс, 1998. - 99 с.
2. Белобрыкина, O.A. Речь и общение / O.A. Белобрыкина. Ярославль: Академия развития, 2008 - С.66.
3. Бойченко, H. A. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» /Н.А. Бойченко. Изд-во «Радянська школа», Киев ¬ 2014.
4. Брызгунова, Е. А. Диалог // Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. – М.: Сов. Энциклопедия, 1979. – 250 с.
5. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии Текст / Л. С. Выготский. – СПб., 1997. – 104 с.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2009.
7. Доценко, Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» / Е.В. Доценко. - Волгоград, 2014.
8. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников // Дошкольное воспитание.1995. ¬№ 9. ¬С. 21–28.
9. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста /А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – М., 1964.
10. Захарова, Л. М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников [Текст] / Л. М. Захарова // Начальная школа. – Плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 70-73.
11. Івашуціч, Я. М. Методыка выкладання бел. мовы ў пач. класах / Я. М. Івашуціч. – Мінск: Вышэйшая школа, 1986. – 215 с.
12. Кішковіч, Р. М. Развіццё мовы вучняў, 4 кл.: для шк. з рус. мовай навучання. – кніга для настаўніка / Р. М. Кішковіч. – Мінск: Нар. асвета, 1984. – 48 с.
13. Коломинский, Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений/ Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 239с.
14. Кравцова, Е. Учите детей общаться Текст / Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 11. – С. 93-94.
15. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. Ун-т Рос. акад. образования. -- 5-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1999. – 175.
16. Лапкоўская, А. М. Беларуская мова (прафесійная лексіка): вучэб. дапам / А. М. Лапкоўская. – Гродна: ГрДУ, 2009. – 271 с.
17. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе /М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. Кишинев: Штиница, 2009 - С. 83.
18. Люблинская, А. А. «Детская психология» / А.А. Люблинская // Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М.: «Просвещение», 2014 ¬ 115 с.
19. Ляшчынская, В. А. Методыка выкладання беларускай мовы: вучэб. дапаможнік / В. А. Ляшчынская, З. У. Шведава. – Мінск: РІВШ, 2007. – 300 с.
20. Міцкевіч, К. Методыка роднай мовы / К. Міцкевіч, В. Тэпін. – Мінск: Бел. дзярж. выд-ва, 1930. – 223 с.
21. Немов, P. C. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста Текст / Р. С. Немов; кн. 2. – М., 1997. – 154 с.
22. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс/ И.П. Подласый// Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2013 ¬336 с.
23. Піваварчык, Т. Моўныя паводзіны камунікантаў у сітуацыі развітання / Т. Піваварчык // Зборнік артыкулаў аспірантаў Гродзенскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя Янкі Купалы / гал. рэд. Л. В. Рычкова. – Гродна : ГрДУ, 1996. – С. 93–97.
24. Репина, Т. А. Воспитатели и дети, их общение /Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. 1989. 127 с.
25. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками /Е.О. Смирнова // Учебное пособие – Изд. Мозаика- Синтез 2012. – 38.
26. Солахаў, А. В. Дыялог як сродак развіцця маўлення малодшых школьнікаў на ўроках роднай мовы / А. В. Солахаў // Беларуская пачатковая школа: праблемы і перспектывы развіцця: матэрыялы VI Міжнар. навук.¬ракт. канф., 17 – 18 кастр. 2007 г. – Мазыр, 2007. – С. 27 – 28.
27. Сучасная беларуская мова: вучэб. дапам. / Л. М. Грыгор’ева [і інш.]; пад. агул. рэд Л. М. Грыгор’евай. – Мінск: Вышэйшая школа, 2006. – 559 с.
28. Сямешка, Л. І. Курс беларускай мовы: падручнік / Л. І. Сямешка, І. Р. Шкраба, З. І. Бадзевіч. – Мінск: Універсітэцкае, 1996. – 654 с.
29. Тверитина, Е.И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М. - 2016.
30. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии /Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1995. -167 с.
31. Шипицына, Л. М. Азбука общения Текст: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
32. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика "Лабиринт" (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты