Словесные логические задачи как средство умственного развития детей дошкольного возраста
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Словесные логические задачи как средство умственного развития детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Словесные логические задачи как средство умственного развития детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад № 75, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень словесно-логических задач.
Поделиться
Введение
Глава 1 Теоретические основы использования словесных логических задач как средства умственного развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «словесные логические задачи» и их виды
1.2 Особенности умственного развития детей дошкольного возраста
1.3 Значение словесно-логических задач для умственного развития детей дошкольного возраста
Выводы
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста с помощью словесных логических задач
2.1 Описание процедуры и методов экспериментального исследования
2.2 Оценка умственного развития детей дошкольного возраста
2.3 Комплекс словесно-логических задач для детей старшего дошкольного возраста и рекомендации по его применению
Выводы
Заключение
Библиографический список
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что задача повышения уровня умственного развития детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов, которые обеспечивают ребенку возможность ознакомления с окружающей действительностью. Ребенок учится воспринимать, думать, говорить; он овладевает многими способами действия с предметами, усваивает определенные правила и начинает управлять собой. Для успешного освоения программы дошкольного образования ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Овладевая любым способом умственной деятельности, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал. Решающую роль в умственном развитии ребёнка играет развитие речи. Овладевая в процессе общения с окружающими людьми словами и грамматическими формами родного языка, ребёнок научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.
Одним из средств умственного развития ребенка дошкольного возраста являются словесные логические задачи. При их использовании развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и прочим. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы педагогов в этом направлении. Дети становятся способны к первым обобщениям, основанным на опыте их первой практической предметной деятельности и закрепляющемся в слове. Ребенку в этом возрасте приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использование связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЛОВЕСНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КАК СРЕДСТВА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие «словесные логические задачи» и их виды
Основным условием умственного развития детей является целенаправленное воспитание и обучение. В процессе обучения и воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними. Одним из средств познавательного развития являются словесные логические задачи.
Словесные логические задачи – это такие задачи, для решения которой не нужны особые (специальные) знания, а достаточно только словесных логических рассуждений. Такие задачи не обязаны быть математическими или нестандартными [8, с. 15].
В узком смысле понятие словесная логическая задача предполагает некую «изюминку», определённую нестандартность - будь то необычное условие задачи, оригинальная идея, неожиданное решение. Для их решения важно умение «увидеть» существо дела, которое само вырабатывается и формируется в процессе размышления над словесными логическими задачами.
Словесные логические задачи предполагают использование различных мыслительных операций для их решения: анализа, обобщения, выделения главного при построении выводов) и операций со словами. Задачи направлены на формирования у ребенка умения систематизировать слова по определенному признаку, способности выделять родовые и видовые понятия, развитие индуктивного речевого мышления, функции обобщения и способности к абстракции. В ходе словесно-логического мышления происходит переход от одного суждения к другому, их соотношение через опосредование содержания одних суждений содержанием других, и как следствие формулируется умозаключение [5, с. 398].
Рассмотрим различные виды словесных логических задач, которые могут быть использованы с детьми дошкольного возраста.
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОМОЩЬЮ СЛОВЕСНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
2.1 Описание процедуры и методов экспериментального исследования
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс словесных логических задач как средства умственного развития детей дошкольного возраста.
Выборку исследования составили 20 детей старшей группы. Возраст детей 5-6 лет.
База исследования: ГУО «Ясли-сад №75 г.Гродно».
Описание процедуры экспериментального исследования:
1. Выявить уровень сформированности отдельных умственных операций (анализ, синтез, обобщение, классификация) у детей старшего дошкольного возраста.
2. На основании полученных показателей сделать вывод об уровне умственного развития детей.
3. Разработать комплекс словесно-логических задач для детей старшего дошкольного возраста и предложить рекомендации по его применению.
Методы экспериментального исследования:
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент.
- диагностические: тестирование
- методы обработки данных (методы количественного анализа).
Диагностические задания для детей:
1. Методика «Дополнение фраз» (автор А.Л. Венгер) [3].
Цель: выявление способности устанавливать причинно-следственные связи.
2. Методика «Четвертый лишний» (автор А.Н. Леонтьев).
Цель: выявляет способность детей находить обобщающее понятие для трех объектов [3].
3. Методика «Назови одним словом» (автор А.Р. Лурия).
Цель: выявляет уровень сформированности понятий.
4. Методика «Вербальные аналогии» (автор А.Р. Лурия).
Цель: выявляет способность детей устанавливать вербальные аналогии между понятиями [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ научной литературы позволил установить, что словесные логические задачи – это такие задачи, для решения которой не нужны особые (специальные) знания, а достаточно только словесных логических рассуждений. Виды словесных логических задач дифференцируются по используемым мыслительным операциях, которые необходимы для их решения: сравнения, обобщения, конкретизации, абстрагирования, анализа, синтеза, классификации, систематизации, аналогии, сериации.
Главные линии умственного развития мышления в дошкольном детстве – совершенствование наглядно-действенного мышления, затем формирование наглядно-образного мышления; начало активного формирования словесно-логического мышления путём использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Дошкольник может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию, появлению произвольности в поведении и познавательных процессах умственный потенциал детей дошкольного возраста оказывается достаточно высоким.
Все словесные логические задачи направлены на развитие мышления, в частности развитие мыслительных процессов: сравнение, классификация, синтез, анализ, обобщение. Словесные логические задачи способствуют формированию умения рассуждать, овладению приёмами правильных рассуждений. Так как их решение не опирается на специальные знания, объектом усвоения в процессе решения являются приёмы рассуждений. Информация, из которой необходимо сделать выводы, задаётся текстом, описывающим вполне обычные ситуации. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике.
1. Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как формы организации обучения в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М. : Прогресс, 2012. – 143 с.
2. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов. – СПб. : ЛитРес, 2009. – 464 с.
3. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. - М.: Проспект, 2009. – 165 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: «Лабиринт», 1996. – 416с.
5. Гильманшина, С. И. Формирование логического мышления в условиях инновационной образовательной среды / С. И. Гильманшина, Н. С. Моторыгина // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10. – С. 398 – 401.
6. Леушина, А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – М. : Просвещение, 2009. – 368 с.
7. Микляева, Н. Теория и технологии развития математических представлений у детей / Н. Микляева. – М. : Академия, 2016. –160 с.
8. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова. – СПб. : Питер, 2008. – 180 с.
9. Носова, Е. А. Логика и математика для дошкольников / Е. А. Носова. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 140 с.
10. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка / Ж.Пиаже. – М. : Педагогика -Пресс,1994. - 528с.
11. Сергеева, Е. С. Проблемы изучения словесно – логического мышления детей младшего школьного возраста / Е.С. Сергеева // Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. – 2015. – С. 12 – 15.
12. Смоленцева, А. А. Математика до школы : пособие для воспитателей детских садов и родителей / А. А. Смоленцева. – СПб. : Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
13. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций./ под. ред. Т. С. Будько. –Брест : БрГУ, 2006. – 199 с.
14. Технологии обучения и воспитания: учеб. метод. пособие / авт. сост. Л. В. Пенкрат [и др].; под ред. Л.В. Пенкрат. – Минск: БГПУ, 2009. – 235 с.
15. Тихомирова, Л. Ф. Развитие логического мышления детей / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль: ТОО Гринго, 1995. – 223 с
16. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь. – Минск : Национальный институт образования, 2019. – 480 с.
17. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Под ред. А. А. Столяра. – М. : Просвещение, 1988. – 320 с.
18. Чуприкова, Н.И. Умственное развитие и обучение / Н.И. Чуприкова. – М.: АСТ, 2003. – 322 с.
19. Шевелев, К. В. Дошкольная математика в играх: формирование элементарных математических представлений у детей 5-7 лет / К. В. Шевелев. – М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 120 с.
20. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. – М. : Академия, 2009. – 188 с.
21. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников / Е. И. Щербакова. – М. : Логос, 2005. – 160 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 50%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Результаты выполнения диагностических заданий.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Перечень словесно-логических задач.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты