Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста»
по дисциплине: «Психология»
2021
45.00 BYN
Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Психология
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Лабиринт» (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Лабиринт» (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных навыков
1.2 Основные направления формирования коммуникативных умений как условия развития личности в период детства
1.3 Возможности развития коммуникативных навыков во взаимодействии со взрослыми и сверстниками в группе учреждения дошкольного образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Характеристика развития коммуникативных навыков у детей изученной группы
2.3 Рекомендации по развитию навыков общения у детей среднего дошкольного возраста во взаимодействии со взрослыми и сверстниками
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность любого человека пронизана контактами с другими людьми. Необходимость в общении – одна из наиболее важных человеческих потребностей. Общение – это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и во взаимоотношениях с другими людьми человек способен ощутить и осознать самого себя, отыскать собственную роль в обществе. В последнее время широкое распространение приобрел термин «коммуникация», наравне с термином «общение».
Коммуникация – это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она содержит передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным орудием коммуникации является речь, с помощью которой не только происходит передача информации, но и осуществляется влияние друг на друга участников совместной деятельности.
Коммуникативное поведение – понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации.
Вопросы коммуникативного развития были рассмотрены в работах многих ученых: Л.И. Божович, И.В. Дубровиной, С.С. Журавлевой, Г.Г. Кравцова, Е.Е. Кравцовой, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, О.А. Репиной, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой и др. [21,22,32] В своих исследованиях они подчеркивали важность формирования коммуникативных навыков у детей для полноценного развития.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Понятие коммуникации и коммуникативных навыков
Коммуникативные навыки – это, по сути, умение эффективно общаться. Это способность понимать, что имеет в виду собеседник, и быть понятым им, умение договариваться, достигать своей цели через общение. Этот вид навыков выполняет множество важных функций в развитии личности:
• Обеспечивает психологический комфорт.
• Позволяет организовать совместную деятельность.
• Удовлетворяет естественную потребность человека в общении.
• Помогает самоутверждаться, социально реализовать себя.
В отечественной психологии общение рассматривается в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида деятельности человека, направленного на познание и оценку самого себя посредством взаимодействия с другими людьми.
Общение, являясь одним из главных условий полноценного развития ребенка, имеет сложную структурную организацию, основными компонентами которой являются предмет общения, коммуникативная потребность и мотивы, единицы общения, его средства и продукты. На протяжении дошкольного возраста содержание структурных компонентов общения меняется, совершенствуются его средства, основным из которых становится речь.
Решающими факторами становления общения ребенка психологи считают его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития.
Образцы поведения, усвоенные им в семье, применяются в процессе общения со сверстниками. В свою очередь многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся в семью. Отношения дошкольника с детьми также во многом определяются характером его общения с воспитателем детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками.
Глава 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Ясли-сад № 181 г. Минска» (средний дошкольный возраст).
В исследовании принимали участие 10 детей среднего дошкольного возраста.
В ходе проведения экспериментальной работы мы провели: изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, подбор методик для проведения констатирующего эксперимента, осуществлялась диагностика исходного уровня развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Цель констатирующего этапа эксперимента: выявление исходного уровня развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Подобрать диагностические методики для выявления уровня коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. Проанализировать полученные результаты.
Для реализации констатирующего эксперимента использовались:
1. методика М.И. Лисиной - «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (приложение 1);
2. методика Л.А. Венгера - «Лабиринт» (приложение 2);
3. методика И.Б. Дерманова - «Подели игрушки» (приложение 3);
4. методика Г.А. Цукермана - «Рукавички» (приложение 4);
5. методика «Социометрия» - (приложение 5).
Первой методикой мы провели – методику на выявление уровня коммуникативных навыков детей среднего дошкольного возраста М.И. Лисиной.
Цель данной методики - определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Во время проведения методики М.И. Лисиной, детям предлагалось три типа взаимодействия: игры с настольным строительным материалом и дидактическими играми, чтение и обсуждение книг познавательного характера (о животных, о транспорте) и беседа на нравственно-этические темы. Эти ситуации моделировали деловое, познавательное и личностное общение ребенка. Взрослый во всех ситуациях выражал доброжелательность, готовность общаться с ребенком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дошкольный возраст - уникальный период для развития личности ребенка. В этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное психическое и физическое развитие. Одним из аспектов его развития является формирование коммуникативных навыков. А.В. Запорожец рассматривал коммуникативные навыки как собственно осмысленные коммуникативные действия детей, которые основываются на системе знаний и постигнутых элементарных умений и навыков, способность детей распоряжаться своим поведением, употреблять самые разумные приемы и способы действий в решении коммуникативных задач [3].
Мы выяснили, что в среднем дошкольном возрасте коммуникативные навыки имеют свои особенности. По мнению Д.Б. Эльконина, в дошкольном возрасте представления ребенка о себе складываются в соотнесении с образами других детей. Происходит тесное переплетение опыта индивидуальной деятельности и опыта общения. Ребенок с любопытством наблюдает за другими детьми, ревниво сравнивает их достижения со своими, с интересом обсуждает со старшими собственные дела и дела своих товарищей [5].
З.М. Богусловская писала, что в этом возрасте у ребят начинает складываться общественное мнение. Но вместе с тем нравственные проявления детей отличаются неровностью и неустойчивостью[26].
Перед педагогами дошкольного образования стоит огромная задача – правильный подбор условий и средств формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. В результате, можно предположить, что формирование коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста будет эффективнее, при соблюдении следующих педагогических условий: систематическое использование коммуникативно-речевых игр в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения; взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей в процессе формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста; развивающая, предметно-пространственная среда, способствующая формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.
1. Артемова, М.В. Театрализованные игры дошкольников / М.В. Артемова: Просвещение, 2013.
2. Артемова, JI. B. Формирование общественной направленности ребенка-дошкольника в игре Текст / Л. В. Артемова. – Киев: Вшуашк., 1988. – 159 с.
3. Байбородова, Л.В. Теория и методика воспитательной работы / под ред. Байбородовой Л.В., МельниковаА.Э.- Ярославль, 2016.
4. Белобрыкина, O.A. Речь и общение / O.A. Белобрыкина. - Ярославль: Академия развития, 2008 - С.66.
5. Бойченко, H. A. «Сюжетно-ролевые игры дошкольников» /Н.А. Бойченко.- Изд-во «Радянська школа», Киев - 2014.
6. Волков, Б. С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – СПб. : Питер, 2008. – 272 с.
7. Выготский, Л.С. Психология познания /Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2014.
8. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии Текст/ Л. С. Выготский. – СПб., 1997. – 104 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 2009.
10. Доценко, Е.В. «Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях (методики, тесты, опросники)» / Е.В. Доценко. - Волгоград, 2014.
11. Дубинина Д.Н. Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] /Д.Н. Дубинина // БГПУ им. М. Танка. – Режим доступа: https://bspu.by/blog/dubinina/article/consultation/razvitie-kommunikativnyh-sposobnostej-u-detej-doshkol-nogo-vozrasta.
12. Ермолаева, М. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольников Текст / М. Ермолаева // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 9. – С. 64-65.
13. Запорожец, А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях / А.В. Запорожец // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 2012.
14. Захарова, Л. М. Использование дидактических игр в этнокультурном воспитании дошкольников [Текст] / Л. М. Захарова // Начальная школа. – Плюс до и после. – 2010. – № 3. – С. 70-73.
15. Кидрон, А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: дис. канд. пед. наук. Ленинград, 1981. С. 65.
16. Кордуэлл, М. Психология. А – Я: Словарь – справочник /М. Кордуэлл. – М.:ФАИРПРЕСС, 2015 - С. 84.
17. Коломинский, Я. Л. Личность шестилетнего ребенка / Я. Л. Коломинский // Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. – М., 1988. – С. 97–114.
18. Кравцова, Е. Учите детей общаться Текст / Е. Кравцова, Т. Пуртова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 11. – С. 93-94.
19. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции [Электронный ресурс] /А.Н. Леонтьев // Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/271772/.
20. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе /М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. - Кишинев: Штиница, 2009 - С. 83.
21. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 1986 - С. 57.
22. Лисина, М.И. Общение со взрослым и психологическая подготовка к школе /М.И. Лисина. - Кишинев: Штиинца, 2014.
23. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина, [под ред. А.Г. Рузской]. - М.; Воронеж, 2009.
24. Лисина, М.И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М.И. Лисина // Дошкольное воспитание. - 2011 - № 8.
25. Люблинская, А. А. «Детская психология» / А.А. Люблинская // Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. - М.: «Просвещение», 2014 ¬ 115 с.
26. Мудрик, А.В. Социальная педагогика /А.В. Мудрик, А.Э. Бугаенко. - М.: Айрис‐пресс, 2008.
27. Мудрик, А. В. Общение в процессе воспитания Текст: учеб. пособие / А. В. Мудрик. – М.: Пед. Общество России, 2001. – 319 с.
28. Немов, P. C. Развивающие учебно-дидактические игры и формы занятий с детьми дошкольного возраста Текст / Р. С. Немов; кн. 2. – М., 1997. – 154 с.
29. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс/ И.П. Подласый// Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. – Кн.2: Процесс воспитания. – М.: ВЛАДОС, 2013 - 336 с.
30. Репина, Т. А. Воспитатели и дети, их общение /Т.А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1989. -127 с.
31. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие / Е.С.Романова. – С-Пб: Питер, 2016.
32. Смирнова, Е. О. Детская психология Текст: учебник для вузов / Е. О. Смирнова; 3-е изд. – СПб. – 2009. – 304 с.
33. Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников Текст: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
34. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками Текст: учеб. пособие / Е. О. Смирнова. – М.: Академия, 2000
35. Тверитина, Е.И. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Е.И. Тверитина, Л.С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М. - 2016.
36. Урунтаева, Г. А. Практикум по детской психологии /Г.А. Урунтаева. - М.: Просвещение, 1995. - 167 с.
37. Шипицына, Л. М. Азбука общения Текст: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Нилова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
38. Эльконин, Д. Б. Развитие игры в дошкольном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Психология игры. – М., 1978. – С. 169-270.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 33.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Методика «Выявление уровня развития коммуникативных навыков» (Автор: М.И. Лисина).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Лабиринт» (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Методика «Лабиринт» (Автор: Л.А. Венгер).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Методика «Подели игрушки» (Автор: И.Б. Дерманова).
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Методика «Рукавички» (Автор: Г.А. Цукерман).
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин».
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Конспект дидактической игры «Отгадай-ка».
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 Игра для детей среднего возраста «Слоговое лото».
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты