Формирование речевой культуры учащихся при обучении морфологии
МГУ им.А.А.Кулешова (Могилёвский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование речевой культуры учащихся при обучении морфологии»
по дисциплине: «Методика преподавания русского языка»
2021
45.00 BYN
Формирование речевой культуры учащихся при обучении морфологии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания русского языка
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ
1.1. Сущность понятия «речевая культура»
1.2. Особенности формирования речевой культуры
1.3. Методы и приемы работы по формированию речевой культуры
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
2.1. Упражнения, направленные на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм
2.2. Упражнения, направленные на осознание смысловые и выразительных возможностей грамматических форм
2.3. Упражнения, развивающие умения целесообразно использовать грамматические формы в связной речи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Одно из важнейших умений, формируемых в процессе изучения морфологии, – умение осознанно, а значит, дифференцированно подходить к отбору языковых средств, ориентируясь при этом на такие коммуникативные качества речи, как правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство, уместность. Осознание этих качеств речи учащимися возможно только в процессе планомерной целенаправленной работы под руководством учителя.
Вопросу развития речевой деятельности обучающихся всегда уделялось большое внимание. Великие мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII – XIX веков: Ж.Ж. Руссо, М.В. Ломоносов, В.Г. Белинский, Я.А. Коменский, А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский – в своих трудах рассматривали такие проблемы как: роль речи в развитии ребенка, значимость упражнений в формировании правильной речи детей.
Понятие речевой культуры впервые в отечественной психологии ввел Л.С. Выготский. В работе «Мышление и речь» автор определил данное понятие как «единство мышления и речи, в котором диалектически отождествляются и различаются по своему развитию обе стороны единого процесса».
В методике русского языка всегда последовательно проводилась идея о необходимости представить в обучении языковые средства и грамматические категории с указанием условий их употребления в речи, их всесторонних связей с контекстом (работы Е.А. Быстровой, А. И. Власенкова, Т. К. Донской, А. В. Дудникова, М. М. Разумовской, А. В. Текучева, Н. М. Шанского, Л. П. Федоренко, Т. И. Чижовой и др.). В связи с этим особое значение приобретает система заданий, которая формирует у учащихся умение целесообразно употреблять морфологические единицы в собственной устной и письменной речи.
Традиционно считается, что грамматика занимается правилами, которые определяют морфологическую, синтаксическую, семантическую структуру и их взаимодействие. Однако коммуникативная ориентированность лингвистики на нынешнем этапе ее развития и понимание речевой деятельности как одного из видов творческой деятельности человека в значительной степени расширили толкование грамматики, которая трактуется как свод правил, касающихся организации речевой деятельности.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОРФОЛОГИИ
1.1. Сущность понятия «речевая культура»
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возрастном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие.
Становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач, побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями.
Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка.
Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [9].
Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней, В. В. Ильина, В. В. Краевского, А. Н. Ксенофонтовой, В. И. Максимова, Л. И. Скворцовой, Л. В. Соколовой [13].
По мнению А. Н. Ксенофонтовой, речевая деятельность в обучении детей среднего школьного возраста выполняет немаловажную задачу, а именно, формирование условий для стимулирования и проявления активности ребенка. Индивидуальность позиции обучающегося проявляется в форме рациональных предложений, в возможности показать свою самостоятельность в речевых высказываниях. Педагог же, в свою очередь, основывается на их активности, самостоятельности, а также творческих способностях [13].
ГЛАВА 2. ТИПОЛОГИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
2.1. Упражнения, направленные на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм
Приведем примеры упражнений, направленных на усвоение учащимися ограничений в образовании и сочетаемости грамматических форм.
I. Выбор правильной формы
Упражнения 471. Выберите существительные, которые сочетаются с числительными два, две, двое, оба, обе, четверо, семеро. Запишите словосочетания.
II. Образование форм слов:
1) поставьте данное слово в форме;
2) образуйте формы слов;
Упражнение 293 с. 140, 6 класс. Образуйте от данных слов с помощью указанных приставок имена существительные [15].
Упражнение 295, с. 141, 6 класс. Пользуясь таблицей из упр. 294, образуйте от данных слов имена существительные со значением ‘лицо женского пола.
Упражнение 298, с. 142, 6 класс. Образуйте слова, соответствующие данной модели (схеме). Назовите способ образования [15].
Упражнение 375, с. 171, 6 класс. Образуйте и запишите все возможные краткие формы от прилагательных. Почему не от всех прилагательных удалось это сделать? 3) просклоняйте или проспрягайте слова;
Упражнение 368, с. 168, 6 класс. Опираясь на материал таблицы, просклоняйте словосочетания дедушкина улыбка, беличий хвостик в единственном и множественном числе.
4) вставьте (допишите) нужные окончания (буквы), формы;
Упражнение 379, с. 172, 6 класс. Спишите предложения, раскрыв скобки и образовав подходящие по смыслу формы прилагательных. Определите, какие это формы.
Упражнение 381, с. 173, 6 класс. Спишите, образуя от прилагательных, данных в скобках, простую форму сравнительной степени. Обозначьте формообразовательные суффиксы и основы.
Упражнение 382, с. 173, 6 класс. Образуйте простую форму сравнительной степени данных прилагательных. Запишите их в 3 столбика: -ее (-ей), -е, -ше. Поставьте ударение [15].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под речевой культурой мы понимаем правильность речи, то есть соблюдение литературных норм, воспринимаемых говорящими и пишущими в качестве «идеала» или общепринятого и традиционно охраняемого обычая, образа, а также речевое мастерство – то есть не только следование нормам литературного языка, но и умение выбирать из соответствующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно-уместный, выразительный. Показателями речевой культуры, вслед за Т. С. Бочкаревой выделяем: ясность речи, точность, логичность, содержательность, системность, выразительность, богатство словарного запаса, образность речи, эмоциональность, правильность.
Вся работа, направленная на формирование культуры речи, строится с учетом общего представления учащихся о языке (его происхождении, строении, развитии) и речи, а также в овладении орфоэпическими, лексическими, грамматическими нормами литературного языка, являющиеся важными составляющими элементами речевого развития. Чтобы правильно организовать эту работу, необходимо определить ее место в общем процессе обучения школьников русскому языку.
Мы рассмотрели различные методы и приемы формирования речевой культуры детей среднего школьного возраста на уроках русского языка. Наиболее распространены словесные методы, так как являются неотъемлемой частью становления речи ребенка: устный рассказ ученика, беседа учителя и учеников, работа с учебной книгой и текстом, организация самостоятельной парной или групповой работы с текстом. Выделим некоторые приемы для формирования речевой культуры детей среднего школьного возраста: подбор синонимов и антонимов, составление теста из ряда предложений, упражнения на нахождение звуков в слове, упражнение «Слово к слову – стих создался», работа в паре «Спрашиваю я, а ты отвечаешь».
1 Бочкарева, Т. С. Развитие речевой культуры студентов [Текст] / Т. С. Бочкарева // Вестник ОГУ. – 2011. – №2. – С. 58-62.
2 Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – С.14.
3 Винокур Г.О. О задачах истории языка. В кн. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М.: 1959. – С. 221 –223.
4 Воителева, Т. М. Русский язык и культура речи. Дидактические материалы [Текст] : учебное пособие / Т. М. Воителева. – 8 изд., стер. – Москва : Академия, 2014. – 196 с.
5 Выготский, Л. С. Проблема возрастной периодизации детского развития [Текст] / Лев Выготский. – Москва : Просвещение, 2001. – 286 с.
6 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Наука, 1981.- 197 с.
7 Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи. – М., 1988.– С. 151-156.
8 Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учебное пособие для студентов педагогических вузов / Е. В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск : Издательство Челябинского государственного педагогического университета, 2015. – 283 с.
9 Зарецкая, И. И. Устная речь в деловом общении [Текст] : практикум / И. И. Зарецкая, А. М. Бруссер, М. П. Оссовская. – Москва : Дрофа, 2009. – 221 с.
10 Зверева, Е. Н. Основы культуры речи. Теоретический курс [Текст] / Елена Зверева – Москва : ЕАОИ, 2008. – 219 с.
11 Зубарева, Л. В. Развитие словесно-логического мышления и связной речи младших школьников [Текст] / Лидия Зубарева. – Волгоград : Учитель, 2010. – 99 с.
12 Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах. – М.: Просвещение, 1988. – С. 118 – 127.
13 Ксенофонтова, А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников [Текст] / Алла Ксенофонтова. – Оренбург, 2007. – 48 с.
14 Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – Москва : Академия, 2007. – 464 с.
15 Мурина Л. А. Русский язык. Учебное пособие для 6 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Ж. Ф. Жадейко. – Минск: Национальный институт образования, – 2020. – 236 с.
16 Мурина Л. А. Русский язык. Учебное пособие для 7 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина, Т. В. Игнатович, Ж. Ф. Жадейко. – Минск: Национальный институт образования, – 2020. – 236 с.
17 Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М.: Русский язык. 1978, - С. 265.
18 Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. – М.: Русский язык, 1981. –248 с.
19 Соловейчик, М. С. Методика преподавания русского языка [Текст] : руководство к самостоятельной работе младших школьников / М. С. Соловейчик. – Москва, 1999. – 190 с.
20 Цукович, В. А. Актуальные проблемы культуры речи [Текст] / В. А. Цукович. – Москва : Наука, 1991. – 215 с.
21 Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
22 Ширяева, Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения [Текст] / Под ред. Е. Н. Ширяева, Л. К. Граудина. – Москва : Норма, 2010. – 560 с.
23 Якушева, С. Д. Основы педагогического мастерства [Текст] : учебник / Светлана Якушева. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 31.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты