Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
ГГУ им.Ф.Скорины (Гомельский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению»
по дисциплине: «Методика преподавания иностранных языков»
2021
45.00 BYN
Ролевая игра как средство интенсификации обучения групповому общению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Методика преподавания иностранных языков
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока №7 для 10 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока №7 для 10 класса.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГРУППОВОМУ ОБЩЕНИЮ
1.1 Цели и задачи обучения групповому общению
1.2 Характеристика группового общения
1.3 Характеристика групповой формы обучения
2 ПСИХОЛОГО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Функции и классификация ролевых игр
2.2 Структура ролевой игры и этапы ее подготовки
2.3 Разработка ролевой игры для интенсификации обучения групповому общению
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в современной общеобразовательной школе большое внимание уделяется совершенствованию проблемы изучения иностранного языка. Общеизвестно, что в национальных документах, регулирующих изучение иностранного языка (английского), выделяются три основные задачи школьной программы: формирование лингвистической, коммуникативной и языковой компетенции.
Такие факторы, как развитие международных и межличностных отношений, мультикультурализм и интернационализация всех сфер жизни общества обусловили востребованность иностранных языков в повседневной практике и профессиональной деятельности. По сути, иностранный язык для современного человека становится показателем его интеллектуального развития человека, является эффективным фактором социально-экономического и общекультурного прогресса, условием саморазвития и повышения социального статуса.
Не является секретом тот факт, что без иностранного языка практически невозможно учиться, преуспевать в жизни и развивать карьеру. С этой точки зрения сегодня происходит активный поиск такой формы организации процесса обучения, которая могла бы отвечать современным требованиям и обеспечивать необходимый уровень для развития учащихся [1, с. 66].
Практическая или коммуникативная задача направлена на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности. В этой связи в методической литературе рассматриваются возможности поиска наиболее эффективных форм, приемов и методов работы по формированию коммуникативной компетенции. Одним из наиболее продуктивных методов является применение групповых видов деятельности и в частности, ролевых игр.
В такой перспективе понимания значимости иностранного языка для общества представляется необходимым рассмотреть теоретические основы метода группового обучения, его разновидности, а также технологию применения ролевых игр на уроке для интенсификации учебного процесса в общеобразовательных школах.
Актуальность исследования диктуется реалиями общества и тех общественных явлений, которые происходят в системе образования и в обществе в целом в настоящее время. Принимая во внимание вышеперечисленные факторы, представляется необходимым выполнить комплексный анализ условий реализации метода обучения в группе для формирования навыка говорения при обучении школе посредством ролевой игры.
Цель исследования: определить эффективность применения ролевых игр при обучении иностранному языку.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОМУ ГРУППОВОМУ ОБЩЕНИЮ
1.1 Цели и задачи обучения групповому общению
Цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией, то есть обучение ориентировано не столько на овладение системой языка (лингвистической компетенции), сколько на практическое применение иностранного языка как средства общения.
Задача современного учителя в том, чтобы отбирать и прорабатывать те методы, подходы и технологии обучения, которые могли бы предоставить возможность устной практики каждому ученику на уроке, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов, склонностей. Речь идет о необходимости реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку [2, с.36].
Личностно-ориентированный подход в обучении является частью гуманистического направления в педагогике. Основной идеей этого подхода является положение о том, что в центре процесса обучения находится ученик, а не учитель, следовательно, ориентация процесса направлена на деятельность познания, а не преподавания.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, адаптации, саморегуляции, и самовоспитания, необходимые для становления личностного образа.
Одним из путей реализации идеи развивающего обучения педагоги считают применение групповой учебной деятельности учащихся, которая нашла отражение в работах отечественных ученых (Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева, Г. А. Китайгородская, Е. С. Полат, Н. Ф. Адилова, Н. Ю. Пахомова и др.) и зарубежных исследователей (Д. Браун, Д. Хармер, P. Славин, Э. Аронсон, С. Торнбэри, Д. Скривенер, М. Эсфандиари, П. Найт и др.).
Анализ данных работ дает нам возможность определить групповую работу на уроке иностранного языка как форму организации учебно-познавательной деятельности, предполагающую временную вовлеченность 2 и более учащихся для выполнения учебного задания, основанного на принципах сотрудничества и стимулировании использования иностранного языка по собственной инициативе [3, c. 407].
Из этого следует, что целью групповой работы не является выполнение какого-либо задания, в основе лежит развитие умения соблюдать правила общения и сотрудничества. Это значит, что результативность затрагивает не только академические успехи учеников, а направлена на их интеллектуальное и нравственное развитие. Суть данного подхода в том, чтобы учиться сообща, а не просто выполнять определенные действия.
2 ПСИХОЛОГО - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРОВОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.1 Функции и классификация ролевых игр
Для эффективной реализации коммуникативного подхода при обучении говорению одним из наиболее действенных является использование интерактивных методов обучения. В связи с этим представляется необходимым рассмотреть понятие метода и, в частности, интерактивных методов.
Метод обучения – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения [16, c. 72]. По общепринятой классификации методов выделяют следующие: активные, интерактивные, индивидуальные, групповые и фронтальные методы.
Интерактивный метод означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от вышеперечисленных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на преобладающую активность учащихся в процессе обучения. Роль учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока. Следовательно, основными компонентами интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Существенное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что, выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.
Являясь одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных приемов интерактивного метода обучения, ролевая игра призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Ролевые игры легко вписываются в урок, позволяют охватывать учащихся с разным уровнем обученности и разными способностями, а также приближают речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации.
Ролевая игра на уроке иностранного языка – это форма организации коллективной учебной деятельности, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения [21, с.121].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе настоящей работы были исследованы основы обучения в группе, а также разработан план урока с применением ролевой игры. Была сделана попытка раскрыть современные методы преподавания английского языка в средней общеобразовательной школе, с целью практического применения нового интенсивного метода обучения иностранному языку, с тем, чтобы обеспечить овладение, в условиях жесткого лимита времени, английским языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на английском языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпу при практически неограниченной бытовой, общественно-политической и общенаучной тематике.
В данной курсовой работе были рассмотрены вопросы обучения иностранному языку посредством ролевой игры, были определены цели обучения в группе.
Также в ходе работы была определена методическая значимость группового и интенсивного методов при обучении иностранному языку в целом и говорению в частности. Главное отличие обучения в группе от традиционных заключается в том, что в процессе групповой и игровой деятельности учащиеся концентрируют внимание на самой деятельности и используют язык как средство непосредственного общения.
В результате изучения и анализа научной литературы по проблеме обучения иностранному языку с использованием ролевых игр был разработан план урока в 10 классе, который убедительно демонстрирует эффективность применения такого вида игровой деятельности, как ролевая игра.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что ее теоретический и практический материал может быть включен в методические пособия по обучению говорению на всех этапах общеобразовательных школ, а также может быть использован учителями на уроках английского языка для обучения различным видам речевой деятельности.
Применение на практике интерактивного метода ролевых игр имеет положительное влияние на эффективность и результативность обучения иностранному языку в условиях классно-урочной системы, если учебные занятия проводятся в компьютерном классе с использованием мультимедийной установки и интерактивной доски; а также при заинтересованности со стороны администрации в создании профильных классов (групп) по предметам, в том числе и по английскому языку и помощи со стороны высококвалифицированных творческих педагогов английского языка.
1. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И, Гез. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. – 336 с.
2. Краевский, В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996.- 86 с.
3. Пассов, Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
4. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? М.: Знание, 1985. - 80 с.
5. Смид, Р. Групповая работа с детьми и подростками. / Пер. с англ. 2-е изд., исправленное. М.: Генезис, 2000. - 272 с.
6. Рубцов, В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Педагогика, 1987. — 161 с.
7. Карпенко, Л.А. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с.
8. Бодалев, А. А. О направлениях и задачах научной разработки проблемы способностей // Вопр. психологии. - 1984. – № 1. - С. 119-124.
9. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975. - 304с.
10. Панферов, В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения / В.Н. Панферов // Социальная психология в трудах отечественных психологов / Сост. А.Л. Свенцицкий. – Санкт-Петербург: Питер, 2000. – 392 с.
11. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд-во «Ось-89», 1999. – 178 c.
12. Hollifield, J.H. Student Team Learning. - The British Council, 1987. -124 pp.
13. Johnson, D.W., Johnson R.T. Cooperative Learning. Minneapolis, M.N.-pp.1-88.
14. Slavin, R. Research on Cooperative Learning: an international perspective. Scandinavian Journal of Educational Research, Vol. 33, № 4,1989.- pp.111-123.
15. Полат, Е.С. Обучение в сотрудничестве. ИЯШ, № 1, 2000.- с. 4-11.
16. Миньяр-Белоручев, Р.К. Методический словник. Толковый словарь терминов методики обучения иностранным языкам. - М., 1996. - 144 с.
17. Китайгородская, Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. – 2-е изд., исп. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 103 с.
18. Бирюкова, О. А. Метод интервью на уроке английского языка как средство развития навыков говорения (старшая ступень обучения) / О. А. Бирюкова, А. И. Саушкина // Научное обозрение: электрон. журн. – 2018. – № 3. – С. 1-10.
19. Кормилина, Н.В. Cовременные методы и технологии преподавания иностранных языков. Сборник научных статей. – Чебоксары, Изд. Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, 2019. – 436 с.
20. Омарова, Д.А. Дискуссионная ролевая игра в коммуникативно-ориентированном обучении иностранному языку // Известия ДГПУ. - №3. – 2014. – С. 69-72.
21. Адилова, Н.Ф. Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения / Н.Ф. Адилова // Молодой ученый. – 2011. - №12. Т.2. – с. 121-124.
22. Березина, Н.А. Методические преимущества использования ролевой игры на уроках иностранного языка / Н.А. Березина // Молодой ученый. – 2014. - № 5.2 (62.4). – с. 4.
23. Милъруд, Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2000. - № 4 - с. 9'-15, №5. - с. 17 - 22.
24. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. – Минск: Тетрасистемс, 2011. – 304 с.
25. Пономаренко, Т.Н. Использование ролевых игр в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся на второй ступени общего среднего образования / Т.Н. Пономаренко // Замежныя мовы у Рэсп. Беларусь. – 2019. - №1. – с. 51-55.
26. Юхнель, Н.В. Английский язык: учебное пособие для 10-го кл. учреждений общ. сред. образования с рус. яз. обучения: с электронным приложением / Н. В. Юхнель, Е. Г. Наумова, Н. В. Демченко. – Минск: Вышэйшая школа, 2019. – 325 с.
27. Вайсбурд, М.Л., Пустосмехова, Л.Н. Телепередача как опора для организации ролевой игры на уроке иностранного языка // ИЯШ, 2002. - № 6. – С. 3-7.
28. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
29. Денисова, Л.Г. Драматические игры для творческого этапа обучения / Л. Г. Денисова // Иностр. языки в школе. - 1987. -№ 2. -С. 55-57.
30. Колесникова, О. А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. — № 4, 1989. — С. 14 – 16.
31. Олейник, Т. И. Ролевая игра в обучении английскому языку в 6-8 классах: Пособие для учителей. – К.: Освита, 1992, - с. 128.
32. Филатов, В.М. Методическая типология ролевых игр. ИЯ-ИЯШ 1988 г. №2. - с. 30 - 34.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 27.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока №7 для 10 класса.
ПРИЛОЖЕНИЕ А План-конспект урока №7 для 10 класса.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты