Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста»
по дисциплине: «Теория и методика дошкольного образования»
2021
45.00 BYN
Формирование представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика дошкольного образования
Организация: Ясли-сад №310, ГУО (г. Минск)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика заданий для изучения представлений детей о животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика заданий для изучения представлений детей о животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактические игры по представлению о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
1.2 Дикие животные – понятие, виды, роль объекта изучения для детей дошкольного возраста
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение исходного уровня знаний о диких животных у детей дошкольного возраста
2.2 Работа по формированию у детей дошкольного возраста представлений о диких животных
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по формированию представлений о диких животных у детей дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство – это начальный этап в формировании личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период происходит положительное отношение к природе, к себе и к окружающим.
Изучение природы, начиная с дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь к логическому пониманию законов мира. Живой контакт с природой усиливает эмоциональную полноту ее восприятия. Все вместе это рождает чувство единства человека и природы, взаимозависимость их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои действия.
Экологическое образование детей дошкольного возраста основано на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, включая диких животных, на сенсорном познании и наблюдении за понятными взаимосвязями в дикой природе. Животные – самый интересный и самый ценный предмет для изучения маленькими детьми, потому что они динамичны и поэтому интересны.
Цель исследования – теоретически обосновать и выявить условия формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Объект исследования – представления о диких животных у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – процесс формирования представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста.
2. Охарактеризовать понятие «дикие животные» как объект изучения для детей дошкольного возраста.
3. Провести экспериментальную работу по формированию представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Методы исследования: анализ научной психолого-педагогической, методической литературы проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный); наблюдение за деятельностью детей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.
Глава 1 ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет)
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
В психологии принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст. В нашей стране принята следующая педагогическая периодизация детства от рождения до поступления в школу: ранний возраст (от рождения до двух лет), младший дошкольный возраст (от 2 до 4 лет), средний дошкольный возраст (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) [17, с. 48].
Каждый возрастной период связывается не только с дальнейшим развитием, но и с существенной перестройкой познавательной деятельности и личности ребенка, что необходимо для его успешного перехода к статусу школьника. В этот отрезок жизни ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности [13, с. 56].
Старший дошкольный возраст охватывает период психического развития ребенка от 5 до 6-7 лет (до момента поступления в школу) и характеризуется активным развитием психических процессов. В этом возрасте активно развивается произвольное внимание, произвольная память, наглядно образное мышление достигает высокого уровня и начинает развиваться логическое мышление, речь усложняется и пополняется активным словарным запасом [22, с. 96].
В старшем дошкольном возрасте ребенок становится относительно самостоятельной, социально активной личностью, субъектом общения и деятельности. Он осваивает различные виды деятельности, у него закладываются основы самосознания и мировоззрения, интенсивно развиваются эмоционально-волевые и познавательные процессы [25, с. 3].
К концу дошкольного возраста появляется целостное восприятие и осмысление реальности: неконкретные, мало осознаваемые впечатления, полученные посредством ощущений, об окружающем мире сменяются на более четкие, ясные и обобщенные. В этом возрасте происходит познавательное развитие, развивается познавательный интерес. По мнению современного исследователя Л.В. Шубиной, «у старших дошкольников ярко выраженная любознательность как свойство личности проявляется в стремлении к самостоятельному познавательному поиску, к усвоению и преобразованию информации» [27, с. 9].
По мнению Л.Р. Болотиной, «в старшем школьном возрасте дети становятся более самостоятельными, у них расширяется жизненный опыт. Они уже осмысленно управляют своим поведением и способами общения, замечают настроение родителей и близких взрослых людей, умеют сдерживать себя, активно включаются в деятельность.
Глава 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДИКИХ ЖИВОТНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Определение исходного уровня знаний о диких животных у детей дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе ГУО «Ясли – сад № 310 г. Минска», в нем участвовали дети 5 – 6 лет в количестве 15 испытуемых. Целью исследования было выявление уровня развития представлений о диких животных у детей дошкольного возраста.
Задачи экспериментальной работы:
- подобрать методику и стимульный материал для выявления уровня развития представлений о диких животных у детей дошкольного возраста;
- провести диагностику;
- обработать полученные результаты.
Для достижения цели констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития представлений о диких животных у детей дошкольного возраста была выбрана методика, предложенная О.А. Соломенниковой [19] (Приложение А). В качестве стимульного материала использовались картинки диких животных.
Детям дошкольного возраста предлагались следующие диагностические задания для изучения представлений о животных:
1. Узнают и назовут ли дети по картинкам два – три вида диких зверей, одну – две птицы, бабочку, рыбку, лягушку?
2. Знают ли части тела животных?
3. Знают ли, где они живут?
4. Знают ли, чем питаются?
5. Какие признаки живого выделяют?
Методика диагностики:
Беседа с детьми по картинкам (картинки с изображением животных разных экологических групп: зверей, птиц, рыб, насекомых, земноводных).
1. Кто это? (Если ребенок затрудняется с ответом, попросить показать, где медведь, лиса и т.д.).
2. Где живет?
3. Что это? (Показать ту или иную часть тела).
4. Живое ли это? (Показать картинку с изображением животного).
5. Как догадался, что живое?
Организовать с ребенком игру «Покорми животное». Приготовить игрушки, изображающие животных, и разные виды пищи (натуральные или изображения). Предложить детям выбрать то, что любят животные, и «покормить» их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашем исследовании дана психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольный возраст представляет собой важнейший период психического развития детей, который характеризуется активным развитием психических процессов и личности ребенка. В этот период поведение ребенка становится произвольным. В старшем дошкольном возрасте на детей имеют большое влияние отношения со взрослыми и сверстниками. В этот период у детей происходит формирование устойчивой структуры мотивов. К концу седьмого года жизни у ребенка появляется осознавание своего места среди других, формируется внутренняя социальная позиция, потребность к реализации новой социальной роли.
В работе охарактеризовано понятие «дикие животные» как объект изучения для детей дошкольного возраста. В дошкольном возрасте возникают общие представления о группах животных, относящихся к одним и тем же зоологическим классификационным единицам. Это отражается в том, что дети понимают термины, описывающие класс животных – птиц, рыб, насекомых, хищников, грызунов. Дети не только используют эти словесные понятия, но также узнают и группируют некоторые классы на картинках. Некоторые понятия (рыбы, птицы, животные, грызуны, плотоядные животные) дети используют свободно, в то время как другие (земноводные, рептилии, насекомые) либо не знают совсем, либо имеют о них смутное представление.
Ребенок обобщает понятия, обозначаемые концептуальными словами, и часто их слышит от взрослых. Было показано, что использование биологически некорректных или искаженных житейских понятий в повседневном языке приводит к ложным обобщениям для детей дошкольного возраста. Поэтому наиболее частыми ошибками являются ограничение понятия «животное», которое обозначается терминами «млекопитающие», «звери».
Нами проведена экспериментальная работа по формированию представлений о диких животных у детей дошкольного возраста. Для достижения цели констатирующего этапа эксперимента по выявлению уровня развития представлений о диких животных у детей дошкольного возраста была выбрана методика, предложенная О.А. Соломенниковой.
Так, дети показали следующие результаты: высокий уровень развития представлений о диких животных составили всего 20% респондентов. Именно они могли дать правильные ответы и подобрать картинки о диких животных. На среднем уровне оказалось 47% респондентов. Дети допустили незначительные ошибки в ответах, тем самым их баллы оказались ниже. И низкий уровень имеют 33% респондентов.
1. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе : учебное пособие / Т. В. Аристовский, И. Д. Зверев, З. П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.; Просвещение, 2008. – 464 с.
3. Вербицкая, В. В. Формирование знаний о животных у детей среднего дошкольного возраста в организованной образовательной деятельности / В.В. Вербицкая // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1666/21534
4. Веретенникова, С. А. Ознакомление дошкольников с природой : методическое пособие / С. А. Веретенникова. – М.: Просвещение, 2011. – 345 с.
5. Виноградова, Н. В. Экологическое развитие детей дошкольного возраста : учебник / Н.В. Виноградова. – М.: Просвещение, 2007. – 735 с.
6. Герасимов В. Друзья человека в мире животных / В. Герасимов // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 7. – С. 22-29.
7. Герасимов В. Многообразие и единство в животном мире / В. Герасимов // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 1. – с. 79-82.
8. Дубинина, Д. Н. Мир вокруг меня : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образования с рус. яз. обучения / Д. Н. Дубинина. – 2-е изд., расш. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 144 с.
9. Жарова Г.В. Любить и беречь животных / Г.В. Жарова // Дошкольное воспитание. – 2008. – № 10. – С. 23-30.
10. Знакомство детей с природой / Под ред. Е.И. Волковой. – М.: Учпедгиз, 2008. – 192 с.
11. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных: Кн. для воспитателя дет. сада/ Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – 2-е изд. перераб. – М.: Просвещение, 2008. – 159 с.
12. Золотова Е.И. Роль сравнений в ознакомлении детей с животными / Е.И. Золотова // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 2. – С. 33-39.
13. Каменева Л. А. Методика ознакомления детей с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение 2001. – 240 с.
14. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства : методическое пособие / С. Н. Николаева. – Пермь, 2012. – 234 с.
15. Николаева С. Н. Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания: На материале жизни животных/ С. Н. Николаева. – М., 2008. – 292 с.
16. Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. – Мн., 2007. – 320с.
17. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой. – М.: Педагогика. – 2005. – 200 с.
18. Рыхлинская Т. Ознакомление детей с животными / Т. Рыхлинская // Дошкольное воспитание. – 1952. – №4. – с. 6-12.
19. Соломенникова, О. А. Диагностика экологических знаний дошкольников / О. А. Соломенникова // Дошкольное воспитание. – 2008. – №7 – С. 21 - 27.
20. Стреха, Е. А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Нар.асвета, 2012. – 64 с.
21. Стреха, Е. А. Познаем мир природы : учеб. нагляд. пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е. А. Стреха. – Минск : Нац. ин-т образования, 2010. – 32 с.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 21.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика заданий для изучения представлений детей о животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ А Диагностика заданий для изучения представлений детей о животных.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Дидактические игры по представлению о домашних и диких животных у детей младшего дошкольного возраста.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты