Обучение ведению мяча правой и левой рукой в баскетболе учащихся V классов
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Обучение ведению мяча правой и левой рукой в баскетболе учащихся V классов»
по дисциплине: «Теория и методика физической культуры»
2021
45.00 BYN
Обучение ведению мяча правой и левой рукой в баскетболе учащихся V классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория и методика физической культуры
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность игры в баскетбол
1.2. Характеристика введения мяча в баскетболе
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
2.2. Организация исследования
Глава 3. Эмпирическое исследование обучения введению мяча правой и левой рукой учащихся 5 классов
3.1. Методика обучения введения мяча правой и левой рукой в баскетболе
3.2. Анализ полученных результатов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Баскетбол является одной из самых распространенных и любимых игр многих стран мира. Эта игра способствует всестороннему физическому развитию человека. Овладение техникой и тактикой игры в баскетбол, приобретение специальных знаний, осуществляется в процессе технико-тактической подготовки. Именно технико-тактической подготовке игре в баскетбол и принадлежит одно из центральных мест в общей структуре учебно-тренировочного процесса.
В основе игры, на фоне постоянно меняющейся информации лежат активно выполняемые естественные движения: бег, прыжки, передачи, броски, ведение мяча и т. п. Для игры в баскетбол учащимся необходимо изучить системы упражнений для данного вида спорта, а также понять и усвоить закономерности конкретных спортивных умений и навыков, для обыгрывания любых игровых ситуаций.
Основных приемов техники не так много, но в баскетболе приемы изолированно друг от друга не применяются. Владение техникой приемов и игровых действий, состоящих из них – основа технического мастерства игры в баскетбол. Баскетбол является универсальным средством физического воспитания, которое широко представлено в учреждениях общего и профессионального образования.
Велика роль баскетбола в решении задач физического воспитания в широком возрастном диапазоне, таких как формирование осознанной потребности в освоении ценностей здоровья физической культуры и спорта; физкультурное начальное образование, направленное на освоение интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей физической культуры, формирование основ физической и духовной основы культуры личности, повышение ресурсов здоровья, как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле жизни.
Цель исследования: теоретических изучить обучение ведению мяча правой и левой рукой в баскетболе учащихся 5 классов.
Объект исследования: занятия по баскетболу.
Предмет исследования: особенности обучения ведению мяча правой и левой рукой в баскетболе.
Задачи исследования:
1. Описать сущность игры в баскетбол.
2. Дать характеристику введения мяча в баскетболе.
Глава 1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования
1.1. Сущность игры в баскетбол
Впервые игроки в баскетболе вышли на площадку в 1891 году в США г. Спрингфилд. Основателем стал Джеймс Нейсмит, преподаватель американского колледжа, который пытался разнообразить скучные и однообразные занятия студентов. Сначала он разделил учеников на две команды, повесил на балконы спортивного зала емкости для фруктов и вручил им самодельные шары. Никаких правил тогда не существовало, достаточно было забросить “мяч” на стороне соперника и получить балл для своей группы.
В 1892 году болельщики, да и сами игроки, столкнулись с проблемой регламента. В процессе было много спорных моментов, фанаты с балконов ловили мячи и забрасывали их в корзину или бросали обратно на поле. Нейсмит составил свод правил из 13 пунктов, которые должны были защитить игру от разбушевавшихся студентов. В это же время они были адаптированы и для женских турниров [13].
Когда простые правила в баскетболе не помогли, в 1893 году корзины с фруктами были заменены привычным кольцом с сеткой, а щит — должен был защитить процесс от вмешательства особо резвых фанатов. В этом же году появляется разметка. Этот вид спорта становится обязательным элементом физкультуры в учебных заведениях США. В “мир” командная игра вышла в 20-х годах XX века. Сначала в странах Азии студенты перехватили эстафету, а затем в Европе. Появились первые федерации этого спорта, а на Олимпиадах 1924 и 1928 годов прошли показательные соревнования.
Несколько памятных дат:
1932 г. Основание первой Международной ассоциации (ФИБА);
1935 г. Признание олимпийским видом спорта;
1936 г. Разыгран первый комплект олимпийских медалей.
Правила игры в баскетбол 2020
Официальные правила РФБ содержат 8 правил, разделенных на пункты:
Игра.
Игровая площадка и оборудование.
Команда.
Игровые положения.
Нарушения.
Фолы.
Общие положения.
Судьи, судьи-секретари, комиссар: обязанности и права.
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1. Методы исследования
Для решения поставленных задач были намечены следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников показал, что баскетбол является важным и доступным видом физического воспитания школьников.
2. Метод тестирования. Тестирование проводились с целью выявления уровня технической подготовки учащихся 5 класса на разных этапах педагогического исследования.
Исследование развития технической подготовки учащихся 5 классов проводились по следующим тестам:
Тест 1. Ведение мяча с изменением направления («змейка») 30 м (2x15 м). По команде «На старт!» учащиеся принимают положение высокого старта на стартовой линии с мячом в руках. По команде «Марш!» учащиеся начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой и левой рукой, выполняя при этом обводку ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от друга. Фиксируют время, которое показывает ученик, пересекая финишную линию [19].
Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3x10 м. Старт тот же, что и в тесте 1. По команде «Марш!» ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10 м, касается отметки ногой, при этом, не беря мяч в руки, и устремляется обратно, касается ногой стартовой линии и финиширует не останавливаясь. Фиксируют время, которое ученик показывает, пересекая финишную линию [19].
Тест 3. Штрафной бросок. Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч, другой с линии штрафного броска выполняет броски в кольцо 10 раз подряд. Затем партнеры меняются ролями. Засчитывают каждый попавший в кольцо мяч [19].
Тест 4. Бросок в движении. Учащиеся строятся у средней линии с правой стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя ученик начинает ведение, выполняет два шага и бросок в кольцо с отскоком от щита, затем возвращается на свое место, выполняет второй бросок и т.д. (всего - 10). Фиксируют количество точных попаданий в кольцо [19].
Тест 5. Передача мяча обеими руками от груди в стену. Учащиеся располагаются в 3 м от стены, и по сигналу учителя в течение 30 сек. выполняют передачи в стену обеими руками от груди. По свистку передачи заканчивают. Подсчитывают, количество выполненных передач за 30 сек. Задание можно выполнять двумя группами: одна группа учащихся выполняет передачи, другая считает; затем группы меняются местами [19].
Глава 3. Эмпирическое исследование обучения введению мяча правой и левой рукой учащихся 5 классов
3.1. Методика обучения введения мяча правой и левой рукой в баскетболе
Баскетбол в школе является одной из самых распространенных спортивных игр. Известно, что научиться играть в баскетбол совсем несложно. Для этого необходимо знать его правила и научиться ловить и бросать мяч. Однако, чтобы показать хороший результат во время соревнований, этого будет явно недостаточно. Каждый игрок команды должен будет уже не только владеть техническими приемами игры и тактикой игры, но обладать высокой физической подготовленностью, научиться побеждать.
Для обучения введению мяча правой и левой рукой в баскетболе нами были предложены следующие упражнения.
1.Ведение мяча на месте правой рукой, левой.
2.Ведение мяча по прямой правой, левой, с переводом с правой руки на левую.
3.Ведение до ориентира (линия) обычное (мяч до уровня пояса) правой рукой, до следующего ориентира низкое, затем высокое, то же самое левой рукой.
4.Ведение до ориентира (фишка) обычное правой рукой, обратно спиной вперед, то же самое левой рукой.
5.Ведение с обводкой фишек (вести со сменой рук, дальней рукой от фишки) правой рукой, то же самое левой.
6.Ведение мяча по кругу правой рукой, левой.
Выполняющие располагаются на ограниченной площади (например, половина волейбольной площадки, в зависимости от количества детей), у каждого по мячу. По сигналу начинают ведение в указанной площади стараясь выбить мяч у соперников и оставить в неприкосновенности свой. Те ребята, у которых мяч вышел за пределы, покидают площадку. Выполнять по правилам баскетбола (не бить по рукам, не толкаться, не брать мяч в руки и т.д.).
7.Ведение по прямой с переводом мяча между ног.
8.Ведение мяча вокруг себя в левую сторону в и.п. стойка ноги вместе, то же самое в другую сторону. Стараться стопы от пола не отрывать.
9.То же упражнение в и.п. сед на полу, согнув ноги.
10.Выполняя ведение на месте правой рукой перейти в сед ноги врозь и не прекращая ведения встать. То же левой рукой.
11.То же упражнение, но с ведением мяча вперед.
12.Ведение по прямой до ориентира (линия), остановка не прекращая ведения, 2-3 сек. ведение на месте и снова по прямой и т.д. Тоже левой рукой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы нами были сделаны следующие выводы:
1.В баскетболе ведение мяча является важным техническим приемом, без которого невозможно представить себе полноценную, тактически грамотную игру. Уже на первых уроках обучения баскетболу необходимо формировать у учащихся представление, о том, что ведение мяча — это передвижение игрока с непрерывно следующими друг за другом толчками мяча о пол одной или попеременно двумя руками. От занятия к занятию школьники убеждаются, что главное в технике ведения мяча — это отсутствие зрительного контроля, асинхронная работа рук и ног, равноценность ведения мяча правой и левой рукой, высокая скорость передвижения, рациональное положение кисти на мяче, активное движение руки в локтевом суставе.
2.Существующие разновидности ведения мяча — высокое и низкое — дают возможность игроку передвигаться с мячом по площадке на разной скорости и в любом направлении. С помощью данного приема можно уйти от плотно опекающего соперника, выйти под кольцо, выполнить бросок в движении, перевести мяч из своей зоны в зону противника, увести мяч из скопления игроков, осуществить смену мест для атаки, растянуть защиту.
3.Обучение ведению мяча эффективно начинать с 5 класса, в последующих классах выполнение приема совершенствуется и закрепляется за счет увеличения скорости и изменения направления движения, попеременного ведения мяча правой и левой рукой. В IX классе, согласно школьной программе, учащиеся должны овладеть навыком ведения мяча при сближении с соперником.
Обучение ведению мяча эффективно проводить по следующей методике. Как известно, сначала изучается стойка игрока, затем передвижения — бег, прыжки, остановки, вышагивания, повороты. Непосредственно ведению начинаю обучать с подготовительных упражнений — одноразовых ударов мяча о пол. Затем предлагать учащимся сочетать эти приемы с принятием стойки и с передвижением приставными шагами вперед-назад, вправо-влево. После этого применять многоразовые удары мяча о пол правой, левой рукой, сначала стоя на месте, потом в беге на месте и с небольшими перемещениями в разные стороны и с разной высотой отскока мяча.
Все это сначала выполняется со зрительным контролем и лишь позже — без него. Совершенствуя навыки ведения, занимающиеся выполняют передвижение с ведением мяча по прямой, а также по дуге и кругу, на различные расстояния, с варьированием мест ударов мячом о пол в зависимости от характера и темпа передвижения.
1. Абакумов, А.А. Баскетбольные мини-соревнования / А.А. Абакумов - Физическая культура в школе, 2013, № 3.- С. 45.
2. Артемьев, Ю.С. Чтобы лучше играть в баскетбол / Ю.С. Артемьев - Физическая культура в школе, 2012, №5.- С. 69-71.
3. Бауло, Н.П. Баскетбольные тесты Н.П. Бауло // Физическая культура в школе, 2014, № 4.- С. 22 – 25.
4. Баскетбол. Подвижные и учебные игры. / В.А. Лепёшкин. – М.: Советский спорт, 2011. – 98 с.: ил.
5. Дихтярев, В.Я. Обучение баскетболу / В.Я. Дихтярев - Физическая культура в школе, 2012, № 1, 2, 3.
6. Донченко, П.И. Баскетбол юным / П.И. Донченко - Ташкент,2009. – 214 c.
7. Красникова, О.С. Уроки баскетбола: игровые упражнения и игры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям / О.С. Красникова - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 91 с.
8. Курс лекций по методике преподавания спортивных игр. Методические рекомендации / Составители: Ю.Н. Емельянова, Т.Н. Тимуш, О.И. Рачук. – Тирасполь, 2012. – 130 с.
9. Линдеберг, Ф. Баскетбол. Игра и обучение / Ф. Линдеберг - М., 2010. - 95с.
10. Манжелей, И.В. Педагогические модели физического воспитания: Учебное пособие / И.В. Манжелей. – М.: Научноиздательский центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2015. - 185 с.
11. Матвеев, Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: Учебник для ВУЗ физической культуры / Л.П. Матвеев. 5-е изд, испр. и доп.- М.: Советский спорт.- 2010. 185 с.
12. Методы контроля за физическим, функциональным и психическим состоянием школьников на занятиях физическими упражнениями: Учебное пособие / Т.Д. Командик, М.Н. Чернышов, О.В. Чернышова. - Павлодар: Инновац. Евраз. ун-т, 2014. - 160 с.
13. Нестеровский Д.И. Теория и методика баскетбола: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 6-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 352 с.
14. Нестеровский Д.И. Правила игры в баскетбол в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие/ Д.И. Нестеровский, Т.А. Пашкова. - 5-е изд., перераб. – Пенза: ПГПУ, 2019. 115 с.
15. Обучение технике баскетбола студентов, специализирующихся по модулю «Баскетбол» : учеб.-метод. пособие / А. Я. Степанов, А. В. Лебедев ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2015. – 80 с.
16. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для техникумов физической культуры / под ред. А.А. Гужаловского. - М.: Издание Физкультура и спорт, 2011. - 352 с.
17. Плахова, Л.В. Тестирование средствами баскетбола / Л.В. Плахова - Физическая культура в школе, 2010, № 7.- С. 37-38
18. Пронин, Л.И. Баскетбол. Развитие игрового мышления / Л.И. Пронин - Физическая культура в школе, 2011, № 2.- С. 50-55. 34.
19. Самарин, В.И. Школа мяча. Баскетбол / В.И. Самарин - Физическая культура в школе, 2013, № 3.- С. 31-33. 35.
20. Семкин, В.М. Игры, подводящие к баскетболу / В.М. Семкин - Физическая культура в школе, 2009, № 1. - С. 43-45.
21. Скворцова, М.Ю. Методика проведения занятий по физической подготовке баскетболистов: учебное пособие / М.Ю. Скворцова. – Кемерово: Изд-во ГУ КузГТУ, 2007. - 112 с.
22. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов факультета физической культуры педагогических институтов /Под ред. Б.А. Ашмарина. М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
23. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб.пос. /Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2012. - 384 с.
24. Фураева, Н.В. О факторах, определяющих структуру годичного соревновательно-тренировочного цикла в современном баскетболе. - Теория и практика физической культуры, 2011, № 5.- С. 28-31.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 25.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты