Исследование степени адаптации детей к учреждению дошкольного образования
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Исследование степени адаптации детей к учреждению дошкольного образования»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Исследование степени адаптации детей к учреждению дошкольного образования
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Организация: Ясли-сад №51, ГУО (г. Гродно)
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Н.В. Соколовская).
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста возраста
1.2 Особенности адаптации детей дошкольного возраста к учреждению дошкольного образования
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организации и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе социально-политические и социально-экономические перемены усложнили функционирование системы дошкольного образования как важного фактора социального развития ребенка. В связи с повышенной занятостью родителей с каждым годом увеличивается количество детей младшего дошкольного возраста, поступающие в группы дошкольных образовательных организаций. Это требует качественного переосмысления проблемы социализации детей дошкольного возраста, их успешной адаптации в новой социальной среде учреждения дошкольного образования.
Одной из основных задач дошкольного образования является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Эта задача в условиях современной дошкольной образовательной организации является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
При неправильной организации работы по адаптации у детей младшего дошкольного возраста могут возникнуть нарушения поведения, эмоционального состояния, навыков общения. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит его физическое и психологическое развитие, дальнейшее благополучное существование в дошкольной образовательной организации и в семье. В связи с этим проблема адаптации детей 2-4 лет в группах короткого пребывания на современном этапе является актуальной.
Проблемы социальной адаптации и социализации личности представлены в работах Л.C. Выготского, Б.З. Вульфова, В.Н. Гурова, Л.H. Кагана, А.В. Мудрика, А.В. Петровского, Ж. Пиаже, А.А. Реана и других. Проблема социальной адаптации детей дошкольного возраста в группах короткого пребывания исследовалась Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной, А.И. Мышкис, Р.Б. Тонковой-Ямпольской и другими.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причем все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребенка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности [3, с. 134].
В дошкольном возрасте содержанием совместной деятельности ребенка и взрослого становится усвоение культурных способов употребления предметов. Взрослый становится для ребенка не только источником внимания и доброжелательности, не только «поставщиком» самих предметов, но и образцом человеческих действий с предметами:
- взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;
- взрослый организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;
- взрослый через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.
В дошкольном возрасте у ребенка происходит процесс познания окружающего мира посредством предметной деятельности. На основании ситуативно-личностной формы общения строится новая потребность в предметном взаимодействии. Постепенно дети разграничивают предметную и социальную сферу.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УЧРЕЖДЕНИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
2.1 Организации и методы исследования
Цель эмпирического исследования – выявить степень адаптации детей дошкольного возраста к учреждению дошкольного образования.
База исследования: ГУО «Ясли-сад № 51 г. Гродно».
Выборка исследования: в эксперименте приняли участие 28 детей второй младшей группы в возрасте 3 лет и 28 родителей.
На основе теоретических положений, заявленных в исследованиях Н.М. Аксариной, Л.Н. Павловой, В.А. Алямовской, К.Л. Печоры, Г.В. Пантюхиной, Л.В. Белкиной, Д.Н. Исаева, Н.В. Соколовской, Н.П. Бадьиной и др., для определения уровня адаптации детей 2–4 лет к учреждению дошкольного образования мы выделили следующие показатели:
- эмоциональное состояние ребенка;
- социальные контакты ребенка;
- сон ребенка;
- аппетит ребенка.
Для изучения выделенных показателей, нами были подобраны следующие диагностические методики:
- анкетирование родителей; диагностическая методика «Готовность вашего ребенка к поступлению в детский сад» (автор: Н.В. Соколовская) (Приложение А);
- диагностическая методика «Успешность адаптации детей 2-3 лет в условиях дошкольного учреждения» (автор: А. Остроухова) – 4 серии.
1. Анкета для родителей «Готовность вашего ребенок к поступлению в детский сад» (Н.В. Соколовская).
Цель: выявить уровень готовности детей 2–3 лет к дошкольной образовательной организации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате исследовательской работы была достигнута ее цель: выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия, способствующие успешной адаптации ребенка 3-4 лет к учреждению дошкольного образования. Также решены задачи исследования: изучена проблема адаптации детей к учреждению дошкольного образования в психолого-педагогической литературе; на основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены и теоретически обоснованы педагогические условия адаптации ребенка к учреждению дошкольного образования.
Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст, когда все впервые, все только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В этом возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. Особенно активному воздействию подвергается познавательная сфера. В этот период все процессы, происходящие с ребенком, начинают приобретать произвольность, устойчивость и продуктивность. Ребенок постепенно приобретает некоторую самостоятельность, формируется навык контроля за своими действиями, способность сосредотачиваться в процессе деятельности, использовать максимальные возможности своей памяти, интеллекта, воображения. Формирование и развитие личности ребенка происходит под влиянием множества факторов. Однако наибольшее влияние оказывает познавательная и игровая деятельность. Они определяют не только индивидуальное развитие личности ребенка, но и особенности процесса его социализации. В раннем возрасте постепенно начинает формироваться осознание себя как личности, отношение к собственному «Я».
Адаптация – это сложный процесс адаптации организма к новым социальным условиям, который сопровождается эмоциональной нестабильностью у детей, изменениями в их поведении, физическом и психическом развитии.
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации / сост. Н.В. Соколовская. – Волгоград: Учитель, 2008. – 188 с.
2. Белкина, Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / Л.В. Белкина. – Воронеж : «Учитель», 2006. – 236 с.
3. Белкина, В.Н. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям / В.Н. Белкина, Н.Н. Васильева, Н.В. Елкина. – Ярославль : Академия, 2001. – 295 с.
4. Глебов, В. Адаптация детей младшего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / В. Глебов // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 11. – С. 116–120.
5. Гризин, Т. Участники адаптационного периода: ребёнок – родители – педагоги / Т. Гризин, В. Бабаева // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 9. – С. 57–61.
6. Давыдова, О.И. Адаптационные группы в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 25 с.
7. Доронова, Т. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы / Т. Доронова, Л. Голубева // Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. – № 5. – С. 32–34.
8. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 12– 15
9. Евстратова, Е.А. Новые формы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи / Е.А. Евстратова. – СПб. : Союз, 2003. – 276 с.
10. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. – М. : Проспект, 2010. – 560 с.
11. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 192 с.
12. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие ДОУ и семьи / О.Г. Заводчикова. – М. : Просвещение, 2007. – 79 с.
13. Зверева, О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
14. Зубова, О.Л. Психолого–педагогическая помощь родителям в подготовке малыша к посещению детского сада / О.Л. Зубова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 7. – С. 66–77.
15. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – М. : Просвещение, 2008. – 176 с.
16. Калинина, Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении / Р. Калинина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №4. – С. 2–9
17. Карнаухова, В.К. Социальная технология адаптации детей дошкольного возраста к условиям детского дома / В.К. Карнаухова, М.Д. Кушнарева // Научное обозрение. – 2007. – № 6. – С. 116–119.
18. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ. – М .: Айрис–пресс, 2–е изд., 2006. – 112 с.
19. Кирюхина, Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ / Н.В. Кирюхина. – М. : Айрис–пресс, 2006. – 112 с.
20. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2005. – 176 с.
21. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг / А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. – М. : ТЦ Сфера, 2004. – 112 с.
22. Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду. – М. : Академия, 2008. – 170 с.
23. Мокрогузова, Т.В. Адаптация ребенка к ДОУ / Т.В. Мокрогузова // Логопед. – 2013. – № 10. – С. 78–84.
24. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – М.: Владос, 2003. – 688 с.
25. Новейший психолого-педагогический словарь / Под ред. А.П. Астахова. – Минск : Современная школа, 2010. – 928 с.
26. Остроухова, А.В. Успешная адаптация / А.В. Остроухова // Обруч. – 2000. – №3. – С.16–18.
27. Павлова, Л. Второй год жизни : Мамина школа / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2004. – №8. – С. 104–110
28. Пыжьянова, Л. Как помочь ребенку в период адаптации / Л. Пыжьянова // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 2. – С. 14–16.
29. Серова, И.Н. Диагностика особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы массового детского сада / И.Н. Серова // Дефектология. – 2012. – № 6. – С. 68–74.
30. Сидоркина Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации часто болеющих детей к дошкольному образовательному учреждению: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению Психолого–педагогическое образование. – Красноярск : КГПУ им. В.П. Астафьева, 2013. – 92 c.
31. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие / О.В. Солодянкина. – М. : АРКТИ, 2006. – 80 с.
32. Столяренко, Л.Д. Психология / Л.Д. Столяренко. – Ростов на/Д : Юнити, 2003. – 382 с.
33. Тимофеева, Л.Л. Проблема адаптации к ДОУ детей младшего возраста / Л.Л. Тимофеева, О.В. Бережнова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7. – С. 6–10.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
В работе также имеется следующее приложение:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в ДОУ?» (Н.В. Соколовская).
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты