Волевая готовность ребенка к школьному обучению
БГПТХК им.А.Е.Ларина (Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Волевая готовность ребенка к школьному обучению»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Волевая готовность ребенка к школьному обучению
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол обследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностического обследования детей старшей группы.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Понятие «готовность к школьному обучению» в психологии
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
1.3. Волевая готовность к школе у детей старшего дошкольного возраста как важное условие успешности обучения
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЯ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Диагностика волевой готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
2.2. Анализ результатов исследования готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Готовность ребенка к обучению в школе является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, которое в значительной степени влияет на его психическое и соматическое здоровье. Важнейшая задача стоит перед дошкольной образовательной организацией – всестороннее развитие личности ребенка, и подготовка к обучению в школе. Однако, значительное количество детей, несмотря на возраст для начала обучения в школе и имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в момент обучения в школе. Основной причиной трудностей является то, что дети еще не готовы психологически.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения в школе, благоприятная окружающая атмосфера во многом определяются тем, насколько верно учитывается уровень готовности ребенка к обучению в школе. Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день общепринято, что готовность детей к обучению в школе требует комплексных психологических исследований, это и определило тему курсовой работы – «Волевая готовность ребенка к школьному обучению».
Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения». Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. На сегодняшний день общепризнанно, что готовность к обучению в школе многокомпонентное образование, которое требует комплексных психолого-педагогических исследований.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Понятие «готовность к школьному обучению» в психологии
В современной психолого-педагогической литературе существует множество и разнообразие взглядов, подходов к определению готовности ребенка к школьному обучению. Их особенность зависит от представлений автора об изучаемом явлении, его собственной научной позиции и психологической теории, которой он придерживается [30, с. 59].
В исследованиях готовности детей к школьному обучению необходимо отметить большое разнообразие используемых терминов. Это отражает сложность самого предмета исследования, а также расхождение взглядов и позиций авторов в понимании сущности готовности к школе. Так, в литературе можно встретить такие понятия как «школьная готовность», «школьная зрелость», «подготовленность к школьному обучению».
Психологическая готовность к обучению в школе в зарубежных исследованиях рассматривается через термин «школьная зрелость». Изучением школьной зрелости занимались следующие зарубежные психологи: А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и др.
В зарубежной психологии выделяются две основные концепции изучения школьной зрелости. В первой концепции авторы рассматриваю школьную зрелость через три составляющие: интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость. Авторы второй концепции считают, что школьная зрелость – это совокупность знаний, умений и навыков. Роль социальных факторов зарубежные авторы практически не рассматривают. Лишь Ю.А. Вронфенвреннер, Дж. С. Врунер включают в школьную зрелость особенности общественного и семейного воспитания [21, с. 10].
Зарубежные исследователи Г. Гетцер, А. Керн, С. Штребел, Я. Йирасек и другие рассматривают психологическую готовность к школьному обучению в трех аспектах: интеллектуальном, эмоциональном и социальном [21, с. 11].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ВОЛЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК УСЛОВИЯ ИХ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ
2.1. Диагностика волевой готовности ребенка старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Целью экспериментального исследования является изучение волевой готовности к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста.
В исследовании принимало участие 10 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей 5-6 лет.
Для проведения исследования были подобраны диагностические методики, наиболее полно позволяющие нам оценить готовность к школьному обучению у детей старшего дошкольного возраста. Все данные методики отвечают требованиям валидности и надежности, которая отражает точность и устойчивость результатов, соответствуют психодиагностическим требованиям.
1. «Общая осведомленность» (А. Л. Венгер) [4, с.193].
Методика направлена на выявление общего запаса простых знаний, сформированности положительного отношения к школе, установление контакта с ребенком.
Проводится в форме беседы. Для установления контакта, создания для ребенка безопасной атмосферы, целесообразно строить беседу неофициально, доверительно, вопросы нежелательно зачитывать. В случае если ребенок испытывает затруднения, его необходимо поддержать, не следует торопить, проявлять недовольство.
По результатам беседы заполнялсясоответствующий пункт протокола обследования (Приложение А).
2. «Заучивание 10 слов» (А.Р. Лурия) [7, с.93].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной психологи существуют различные подходы к понятию готовности к школьному обучению. Готовность к школьному обучению – это сложный феномен, включающий соответствующие психологические, физиологические, физические и психические характеристики возрастного развития ребенка, необходимые для успешного освоения школьной программы вхождения в школьную жизнь. В зарубежной литературе готовность к обучению в школе рассматривается через термин «школьная зрелость» и понимается как совокупность знаний, умений и навыков. В отечественной психологии готовность к школе рассматривается как необходимый уровень развития совокупности всех элементов психического и физиологического развития ребёнка для начала освоения школьной программы в условиях группового обучения со сверстниками.
Дети в возрасте 5-7 лет отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
1. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. – Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 210 с.
2. Венгер, А. Л. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. Б. Эльконина / А.Л. Венгер, В.И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1988. – № 3. – С. 20.
3. Венгер, А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. – М., 1994. – 118 с.
4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. – М., 2001. – 264 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пер.учеб. заведений / сост. Дубровина И.В., Зацепин В.В., Прихожан А.М. – М.: Издательский центр « Академия», 1999. – 320 с.
6. Выготский, Л.С. Детская психология / Выготский Л.С. – собр. соч.: в.6 т – М.: Педагогика, 1984. – Т.4 – 432 с.
7. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / под ред. В.В. Слободчикова. – М., 1992. – 236 с.
8. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы преемственности между дошкольным и школьным образованием / Н.И. Гуткина // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 3. – С. 104.
9. Диагностика и коррекция произвольности в дошкольном и младшем школьном возрастах: методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «педагогическая психология» / Салима Н.Г., Филимонова О.Г. – М.: МГППУ, 2002. – 71 с.
10. Дубровина, И.В. Психология / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1999. – 464 с.
11. Журавлева, Е.Н. Психологическая подготовка детей к школе / Е.Н. Журавлева. – Мозырь: Белый ветер, 2011. – 73 с.
12. Загайнова, А.Ю. Формирование мотивационной готовности к обучению в школе глухих детей 6-7 лет / А.Ю. Загайнова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2019. – № 2. – С. 11-15.
13. Запорожец, А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики / под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой. – М. 1990. – С. 250-257.
14. Кознеделева, К.А. Психологическая готовность ребенка к школе / К.А. Кознеделева // Современные концепции развития науки: сборник статей. – 2019. – С. 191-194.
15. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. – М.: Знание, 1987. – 94 с.
16. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе / Е.Е. Кравцова. – М., 1991. – 145 с.
17. Кушнир, Н.Я. Детский сад – школа: Проблемы преемственности: пособие для педагогов дошк. учреждений / Н.Я. Кушнир. – Мн.: Полымя, 2000. –152 с.
18. Лисина, М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчеля. – Кишинев: Штиинца, 1987. – 184 с.
19. Локалова, Н.П. Психологическое развитие как составляющая образования / Н.П. Локалова // Вопросы психологии. – 2003. – №1. – С. 27-40.
20. Марциновская, Т.Д. Диагностика психического развития детей / Т.Д. Марциновская. – М., 1997. – 273 с.
21. Молочникова, Н.В. Развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха / Н.В. Молочникова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект: XIII Всероссийская научно-практическая конференция. – М., 2016. – С. 149-152.
22. Мухина, В.С. Что такое готовность к учению? / В.С. Мухина // Семья и школа. – 1987. – № 4. – С. 25-27.
23. Немов, Р.С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн. 3 / Р.С. Немов. – М., 1995. – 496 с.
24. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: автореф. дис. канд-та психол. наук / Н.В. Нижегородцева. – М.: МГУ, 2001. – 13 с.
25. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология. / Л.Ф. Обухова. – М., 1996. – С. 264- 270.
26. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста / под ред. Д.Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1998. – 136 с.
27. Прихожан, А.М. Интересная психология: Л. С. Выготский и Л. И. Божович / А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых // Вопросы психологии. 1996, № 5. – С. 63 – 72.
28. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
29. Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающие программы / под редакцией Дубровиной И.В. – М.: Изд. центр «Академия», 1995. – 128 с.
30. Семего, Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Журнал практического психолога. – 1999. - №4- С. – 53- 73.
31. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности / Ю.Л. Ханин. – Л., 1976. – 386 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Протокол обследования.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Результаты диагностического обследования детей старшей группы.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты